Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:01, дипломная работа

Описание работы

Целью написания данной дипломной работы является совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью на основе поиска иностранных партнеров – посредников для транспортной компании.
Данная цель требует решения следующих задач:
¾ изучение форм внешнеэкономической деятельности предприятия;
¾ исследование процесса планирования внешнеэкономической деятельности предприятия;
¾ изучение методики оценки внешнеэкономической деятельности предприятия;
¾ оценка эффективности управления предприятия;
¾ стратегический анализ функционирования предприятия;
¾ разработка направлений совершенствования внешнеэкономической деятельности предприятия.
Объектом проводимого в данной дипломной работе исследования является ООО «Рошель».

Содержание

Введение 3
1 Значение внешнеэкономической деятельности для предприятия 7
1.1 Формы внешнеэкономической деятельности предприятия 7
1.2 Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия 21
1.3 Методика оценки эффективности внешнеэкономической деятельности 30
2 Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Рошель» 38
2.1 Характеристика ООО «Рошель» 38
2.2 Оценка эффективности управления ООО «Рошель» 42
2.3 Стратегический анализ функционирования ООО «Рошель» 49
3 Совершенствование внешнеэкономической деятельности ООО «Рошель» 56
3.1 Совершенствование взаимоотношений с иностранными посредниками 56
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 62
Заключение 66
Список использованных источников 69

Работа содержит 1 файл

Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.docx

— 137.21 Кб (Скачать)

Оценка эффективности  внешнеэкономической деятельности предприятия 

 

Участие в международном  разделении труда позволяет достигать  поставленных экономических целей  при меньших затратах производственных ресурсов.

Международный обмен товарами (услугами) может быть выгоден всем участникам внешних экономических  связей при условии правильного  оформления структуры экспорта и  импорта. Теоретическое обоснование  этих очевидны для всех положений  было впервые сформулировано еще  в начале XIX в. выдающимся английским экономистом Давидом Рикардо. Эти  положения лежат основе оценки экономической  эффективности внешнеэкономической  деятельности на любом уровне.

Особое значение имеет  оценка эффективности внешнеэкономической  деятельности предприятия в современных  условиях, когда хозяйственная самостоятельность  и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности  и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Для определения экономической  эффективности внешнеэкономической  деятельности на уровне предприятия  можно рекомендовать методику, предложенную Т.В. Миролюбовой и уже апробированную на ряд крупных промышленных предприятий. Суть методики в следующем.

Рассчитывается показатель экономической эффективности экспорта:

где ЭЭэкс - показатель экономического эффекта экспорта, руб.; Ов.ф - рублевой эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый путем  пересчета валютной выручки в  рубли по курсу на дату поступления  валюты, руб.; Вр - рублевая выручка от обязательной продажи валюты, руб.; Зэкс - полные затраты предприятия  на экспорт, руб.

где Ээкс1 - показатель экономической  эффективности экспорта;

где Ээкс2 - показатель экономической  эффективности экспорта; Оэкс - объем  экспорта во внутренних среднегодовых  ценах, руб.; Сэкс - производственная себестоимость  экспортных товаров, руб.

где Эзкс3 - показатель экономической  эффективности экспорта, %; Кэкс - среднегодовая  стоимость основных производственных и оборотных фондов, используемых при производстве экспортной продукции, руб.

Показатели ЭЭэкс, Ээкс1, Ээкс2 и Ээкс3 целесообразно рассчитывать при заключении каждой экспортной сделки с целью выбора наиболее оптимальной  по критерию максимума ЭЭэкс и  при условии Ээкс1 > Ээкс2, а также  при анализе внешнеэкономической  деятельности предприятия за прошедший  период и при планировании внешнеэкономической  деятельности на предстоящий период.

На основе показателей, рассчитанных по данным формулам, можно сделать  следующие выводы об экономической  эффективности экспорта.

Если показатель Ээкс1 > 1, а Ээкс1 > Ээкс2 то экспорт соответствующих  товаров является для предприятия  экономически выгодным, и следует  искать пути увеличения экспорта данных товаров с учетом наиболее выгодных направлений экспорта. Показатель Ээкс3, свидетельствует об уровне эффективности  соответствующих товаров, причем первая часть формулы, выражающий данный показатель указывает, какой процент от результатов  экспорта предприятия составляет доход  от экспорта, а вторая часть этой формулы определяет, сколько раз  за рассматриваемый период смог обернуться авансированный на экспорт капитал. Соответственно, чем больше обе части  данной формулы и, следовательно, величина Ээкс3 - тем выгоднее экспорт соответствующих  товаров.

Рассчитываются показатели экономической эффективности импорта, при этом они подразделяются на две  группы: показатели эффективности импорта  товаров производственного назначения (ТПрН) и показатели эффективности  товаров народного потребления (ТНП). Для их расчета потребуется определить полную цену потребления импортных  ТПрН по формулам:

где ЦП - полная цена потребления  импортного ТПрН, руб.; Цп - покупная цена импортного ТПрН, руб.; Эр - эксплуатационные расходы при использовании ТПрН, руб.; См - стоимость потребляемого  сырья и материалов на единицу  выпускаемой на ТПрН продукции, руб.; Сэн - стоимость топлива и энергии  на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, руб.; Срем - стоимость ремонтов ТПрН, руб.; Сзап - стоимость запчастей  для ТПрН, руб.; ЗП - заработная плата  рабочих, обслуживающих ТПрН, руб.

Далее рассчитываются показатели экономической эффективности импорта  ТПрН:

где Эимп1 - показатель эффективности  импорта ТПрН;

где Эимп2 - показатель эффективности  импорта ТПрН; Оп - объем выпускаемой  на данном ТПрН продукции во внутренних среднегодовых ценах, руб.; ЗимпТПрН - затраты на импрорт данного ТПрН, руб.

На основе этих показателей  можно сделать следующие выводы.

 

1. Чем более показатель  Эимп1 приближен к 1, тем импорт  соответствующих товаров эффективнее.  На основе этого показателя  предприятие может выбрать наиболее  предпочтительный товар с учетом  не только его цены, но и  будущих эксплуатационных расходов.

2. Показатель Эимп2 должен  быть больше 1, он показывает количество  выпускаемой на данном импортном  ТПрН продукции на рубль затрат  по его приобретению для предприятия.  При изучении его динамики  за ряд лет может быть сделан  вывод об эффективности использования  данного импортного ТПрН.

3. Прямой экономический  эффект импорта ТНП может быть  выражен следующей формулой:

где Цр - цена реализации импортных  ТНП на внутреннем рынке, руб.; ЗимпТНП - затраты на импорт ТНП, руб.

Величина ЭЭимп характеризует  прибыль от реализации импортных  ТНП, она может использоваться при  покупке ТНП, при планировании и  анализе внешнеэкономической деятельности. Помимо оценки эффективности экспорта и импорта предприятия методика позволяет определить приобретенную  направленность импортной политики предприятия - техническую или социальную.

Методика может применяться  как при анализе внешнеэкономической  деятельности предприятия за определенный период, так и при экономическом  обосновании отдельных предложений  о продаже и закупке товаров, при планировании внешнеэкономической  деятельности на предстоящий период, для выбора наиболее эффективных  вариантов развития внешнеэкономической  деятельности предприятия. Основные принципы методики могут использоваться при  расчетах эффективности других форм (помимо экспорта и импорта) внешнеэкономической  деятельности предприятия.

Методологический подход, принятый автором при разработке методики, заключался в следующем.

При экспорте и импорте  товаров предприятием может быть получен как прямой экономический  эффект от улучшения финансовых результатов  предприятия, так и косвенный  экономический эффект от удешевления  производства и т.п. Количественно  прямой экономический эффект внешнеэкономической  деятельности выражается через показатели экономической эффективности экспорта и экономической эффективности  импорта.

При этом экономический эффект экспорта определяют как разницу  между результатом экспорта предприятия  и затратами на экспорт, а эффективность  экспорта - как отношение результатов  к затратам. Экономическая эффективность  импорта определяется сопоставлением затрат на импорт с результатами от него. В полные затраты предприятия  на экспорт товаров, помимо производственной себестоимости, входят накладные расходы  по экспорту и экспортные пошлины.

 

 

Содержание 

 

Введение 3

1 Значение внешнеэкономической  деятельности для предприятия  7

1.1 Формы внешнеэкономической  деятельности предприятия 7

1.2 Планирование внешнеэкономической  деятельности предприятия 21

1.3 Методика оценки эффективности  внешнеэкономической деятельности 30

2 Анализ внешнеэкономической  деятельности ООО «Рошель» 38

2.1 Характеристика ООО  «Рошель» 38

2.2 Оценка эффективности  управления ООО «Рошель» 42

2.3 Стратегический анализ  функционирования ООО «Рошель» 49

3 Совершенствование внешнеэкономической  деятельности ООО «Рошель» 56

3.1 Совершенствование взаимоотношений  с иностранными посредниками 56

3.2 Оценка экономической  эффективности предлагаемых мероприятий  62

Заключение 66

Список использованных источников 69

 

 

 

Введение 

 

В связи с перераспределением собственности из государственного в частный сектор наступил «платежный кризис» за выполненные грузовые перевозки, а функции плательщиков железнодорожного тарифа все чаще стали  брать на себя коммерческие структуры, одними из которых являются экспедиторы.

Экспедиторы выполняют следующие  функции: оформление заявок на грузовые перевозки по всем видам оперативного планирования и контроль за их удовлетворением, оформление необходимых транспортных, таможенных и других документов; контроль за подачей подвижного состава и  ходом выполнения плановых объемов  перевозок; оплата дополнительных транспортных или других услуг; слежение за транспортными  и грузовыми единицами в процессе перевозки и др.

Разносторонние и многоплановые  нововведения ставят экспедиторские организации  перед необходимостью расширения спектра  оказываемых услуг и отхода от качества «посредника по перевозкам», то есть назрела актуальность решения специ¬фических для конкретного клиента задач, обусловленных необ¬ходимостью чувствительности транспортного обслуживания к временным характеристикам процессов производства, распре¬деления, доставки и сбыта продукции.

Стратегия маркетинга предполагает не¬избежность для экспедиторов предложения на транспортном рынке  индивидуальных «пакетов» (комплексов) услуг с целью охва¬та как  можно более широкого круга клиентуры. Необходимо перейти от чистой кон¬куренции цен к конкуренции комплексов экспедиторских услуг, включая консультационные по нормативным транспортным документам, а также касающиеся правового  регулирования торговых сделок, взаимо¬действия  с таможенными органами и дру¬гими объектами, являющимися состав¬ными  элементами логистических систем. Например, при экспедировании экспортно-импортных  перевозок через морские порты  усилия экспедиторов все более сосредота¬чиваются на овладении спецификой не толь¬ко  производственных сбытовых, транспорт¬ных  и информационных процессов, но и  на особенностях работы таможен, налоговых  инспекций, банков, страховых компаний, организаций, производящих качественный, карантинный, ветеринарный, санитарно-эпидемиологический и радиационный кон¬тролль, фумигационную (обезвреживание от вредителей) обработку  перевозимой про¬дукции и выдающих соответствующие сертификаты (Торгово-промышленной палаты РФ и других аналогичных подразделений, яв¬ляющихся иностранными или совместными  предприятиями, Государственной хлебной  инспекции, карантинных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, радиацион¬ных, фумигационных и других служб), орга¬низаций, занимающихся агентированием и фрахтованием судов, деятельность которых имеет  непосредственное отношение к орга¬низации доставки товаров до потребителя  и является неразрывной частью логистического обслуживания грузовладельцев.

Опыт функционирования экспедиторских компаний показал, что с экономико-организационной  точки зрения грузовладельцу выгоднее иметь дело с экспедитором, занимающимся сбором и доставкой грузов до разных мест назначения, предлагающим единый тариф более низкий, чем у перевозчика, на всю перевозку в целом и  отвечающим за перевозимые грузы  в течение все¬го процесса перевозки, чем с несколькими компаниями-перевозчиками, относящимися к разным видам транспорта и предоставляющими услуги на ограниченных маршрутах, входящих в сферу деятельности этих компаний. Соответственно экспедиторская компания, используя логистический  подход, повышает экономическую эффективность  перевозки груза.

Таким образом, с созданием  логистической системы транспортно-экспедиционные фирмы берут на себя функции, которые  предшествуют транспортировке или  следуют за ней. Промышленные фирмы  освобождаются от не свойственных им функций (упаковка, складирование, определение  оптимального варианта транс¬портировки и т.п.). Экспедиторы выкупают груз у поставщиков, освобождая их тем  самым от забот о распределении  груза, и становятся своеобразными  распредели¬тельными центрами. Такая  технология обслуживания позволяет  транспортно-экспедиционным фирмам и  промышленным предприятиям работать в  едином ритме, что помогает преодолеть сбои в производственном процессе из-за задержки достав¬ки грузов.

Экспедиторы вследствие различных  причин оказывают услуги по-разному, образуя тем самым ры¬нок экспедиторских услуг, являющийся составной частью рынка транспортных услуг, на котором  заказчик в зависимости от пе¬речисленных факторов имеет возможность выбрать  наиболее устраивающего его исполнителя.

При этом маркетинговыми исследованиями, связанными с поиском платежеспособных клиентов, занимаются сами экспедиторы, избавляя от связанных с этим забот  соответствующие структуры перевозчиков.

Конкуренция на рынке транспортных услуг проявляется не только между  различными видами транспорта, но и  между транспортными фирмами, занимающимися  экспедированием и имеющими право  на продажу транспортных услуг. Конкуренция  проявляется по отдельным составляющим (отдельно взятым услугам или их сочетаниям) транспортного сервиса  и является важным фактором в повышении  его качества. Она не является помехой  в функционировании единой транспортной системы, так как не исключает  возможности сотрудничества на коммерческой основе и технологического взаимодействия между отдельными видами транспорта или экспедиторами, когда оказание отдельных или всего комплекса  услуг, связанных с доставкой  грузов, возможно при последовательном или параллельном их участии.

Информация о работе Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия