y">
-Создание
совместных надгосударственных органов
обеспечивающих координацию и решение
спорных вопросов.
Этот
уровень можно было бы назвать
уровнем цивилизованной интеграции.
4.Кроме
того, в отдельных замечаниях экспертов
упоминались и попытки интеграции (создание
объединенного государства России и Белоруссии),
которые соответствуют следующему, более
совершенному этапу. Но в целом эксперты
констатируют нехарактерность для всего
постсоветского пространства таких устремлений,
поэтому нельзя говорить о появлении признаков
этого уровня – культурной
.
Для
данного уровня интеграции характерно:
-Создание
общих органов управления, которые имеют
полномочия предписывать (определяющая
функция)
-Принятие
обеими сторонами управленческого воздействия
-Ответственность
за реализацию предписанного
-Готовность
сторон перестраивать свое внутреннее
устройство, внутренние механизмы под
критерии интеграционной целостности
-Возможность
смены лидерства
-Создание
единой стратегии совместного интеграционного
развития
-Создание
концептуального видения интегрированного
объекта
Стоит отметить,
что, по мнению экспертов, каждое государство
постсоветского пространства ведет
себя в интеграционном плане в
чем-то как варвар, в чем-то как
примитивное сообщество, а в чем-то
и как цивилизованное государство.
Экономическая
интеграция на постсоветском
пространстве
Экономика
СССР развивалась как высокоинтегрированный
комплекс, где отдельные части
были тесно связаны друг с другом,
хотя внутрисоюзное разделение труда
отнюдь не всегда было оправданным
с точки зрения развития производительных
сил. Разрыв сложившихся связей после
распада Советского Союза был очень болезненным
(по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах
— членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось
на последствия от разрушения этих связей).
Сразу
же после распада СССР возникли интеграционные
тенденции у бывших советских республик.
На первом этапе они проявлялись в попытках
оградить, хотя бы частично, прежнее единое
экономическое пространство от дезинтеграционных
процессов, и в первую очередь в областях,
где прекращение связей оказывало особенно
неблагоприятное воздействие на состояние
народного хозяйства (транспорт, связь,
поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем,
примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления
к интеграции на иных основах с учетом
возникших реалий.
Россия
— естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских
республик на нее приходится свыше 3/4 территории,
почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
Факторы
экономической интеграции бывших советских
республик
Интеграционные
тенденции на постсоветском пространстве
порождаются следующими основными факторами:
-
разделение труда, которое невозможно
было полностью изменить за короткий промежуток
времени. Во многих случаях это было и
нецелесообразно, поскольку сложившееся
разделение труда в значительной степени
соответствовало природно-климатическим
и историческим условиям развития;
-
длительное совместное проживание в пределах
одного государства многих народов. Оно
создало плотную «ткань отношений» в разнообразных
областях и формах (из-за смешанного населения,
смешанных браков, элементов общего культурного
пространства, отсутствия языкового барьера,
заинтересованности в свободном перемещении
людей и т.п.). Конфликтность межнациональных
и межконфессиональных отношений (между
двумя основными религиями: православием
и исламом) в целом была невысокой. Отсюда
желание широких масс населения, в странах
— членах СНГ поддерживать достаточно
тесные взаимные связи;
-
технологическая взаимозависимость, единые
технические нормы.
Однако
интеграционные процессы наталкивались
на противоположные тенденции, определявшиеся
прежде всего стремлением правящих кругов
в бывших советских республиках упрочить
недавно полученный суверенитет, укрепить
свою государственность. Это рассматривалось
ими как безусловный приоритет, и соображения
экономической целесообразности отступали
на второй план, если интеграционные меры
воспринимались как ограничение суверенитета.
Но всякая интеграция, даже самая умеренная,
предполагает передачу каких-то прав единым
органам интеграционного объединения,
т.е. добровольное ограничение суверенитета
в определенных областях. Запад, с неодобрением
встречавший любые интеграционные процессы
на постсоветском пространстве и рассматривавший
их как попытки «воссоздания СССР», сначала
скрыто, а затем и открыто начал активно
противодействовать интеграции во всех
ее формах. Учитывая растущую финансовую
и политическую зависимость стран — членов
СНГ от Запада, это не могло не препятствовать
интеграционным процессам.
Немалое
значение для определения реальной
позиции стран по отношению к
интеграции в рамках СНГ имели, особенно
в первые годы после распада СССР, расчеты
на помощь Запада в том случае, если эти
страны не будут «торопиться» с интеграцией.
Нежелание в должной мере учитывать интересы
партнеров, негибкость позиций, столь
часть встречавшаяся в политике новых
государств, также не способствовали достижению
договоренностей и их практической реализации.
Различия
в характере системных реформ
временами создавали трудности
в налаживании взаимных связей, например,
в функционировании платежного механизма
и банковской системы. Интеграционные
меры нередко требовали средств и целеустремленности.
Часто и то, и другое отсутствовало. Сильнейший
системный кризис во всех странах — членах
СНГ и государствах Балтии сделал материальные
трудности, особенно дефицит обратимой
валюты, повсеместным явлением.
Готовность
бывших советских республик к
интеграции была различной, что определялось
не столько экономическими, сколько
политическими и даже этническими
факторами. С самого начала прибалтийские
страны были против участия в каких-либо
структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться
от России и от своего прошлого как можно
дальше с целью упрочить свой суверенитет
и «войти в Европу» было доминирующим,
несмотря на высокую заинтересованность
в поддержании и развитии экономических
связей со странами — членами СНГ. Сдержанное
отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось
со стороны Украины, Грузии, Туркменистана
и Узбекистана, более положительное —
со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии
и Казахстана.
Поэтому многие
из них рассматривали СНГ прежде всего
как механизм «цивилизованного развода»,
стремясь осуществить его и укрепить собственную
государственность таким образом, чтобы
неизбежные потери от нарушения сложившихся
связей были минимальными. Задача реального
сближения стран — членов СНГ отодвигались
на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное
выполнение принятых решений. Ряд стран
пытались использовать интеграционный
механизм для достижения своих политических
задач. В частности, Грузия для борьбы
с абхазским сепаратизмом стремилась
через СНГ установить экономическую и
политическую блокаду Абхазии.
Решение
о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ) было принято президентами
России, Белоруссии и Украины одновременно
р подписанием Беловежских соглашений
о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем
к СНГ присоединились все бывшие советские
республики, кроме прибалтийских. В уставе
определены цели Содружества: способствовать
сближению членов СНГ в экономической,
политической и гуманитарной областях,
поддерживать и развивать контакты и сотрудничество
между людьми, государственными институтами
и предприятиями стран Содружества. СНГ
— открытая организация для присоединения
других стран.
Заключение
Экспертам
предлагалось в свободной форме
назвать достижения и неудачи, которые
для них представляются важными. Результаты
обобщения мнений экспертов представлены
ниже. Вес или значимость каждого пункта
выделить не представлялось возможным,
поэтому они изложены в логике описания
объекта.
В
качестве достижений
интеграции на постсоветском
пространстве эксперты
называют следующие:
- Сдерживание
дезинтеграции и снижение конфликтности
(«главное, что мы не передрались
окончательно»);
- Наличие (сохранение)
желания интегрироваться;
- Понимание
необходимости интегрироваться (если
раньше необходимость в интеграции
понималась формально, то сейчас она
стала более конкретна и содержательна);
- Налаживание
(складывание) общих механизмов поддержания
безопасности («военные конфликты, хотя
и не прекращены, но законсервированы»);
- Налаживание
большого объема кооперативных и
экономических связей на уровне предприятие–предприятие
(появление трансрегиональных корпораций,
межгосударственных холдингов, хозяйственных
отношений между предприятиями,
находящимися на территории разных государств);
- Создание
зоны свободной торговли («предотвращено
возникновение серьезных таможенных
барьеров», «введение взаимных импортных
пошлин»);
- Свободное
социальное пространство (существование
безвизового режима между основными
участниками интеграции, трудовая миграция,);
- Возможность
реализации межгосударственных научных,
культурных и образовательных проектов.
Литература:
1.Федосов
Б. Интеграция
России и Белоруссии //
Мировая экономика
и международные
отношения. 2006.
2.Таксанов
А., Абрамян Н. Интеграционные
процессы на постсоветском
пространстве: есть
ли у них будущее? - http://www.centrasia.ru/
3.Авдокушин
Е.Ф. Международные
экономические отношения:
Учебник.-
М.: Юристъ 2001
4.Мировая
экономика: Учебник /
Под ред. проф. А.С.Булатова
-М.: Юристъ , 2000.