Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:40, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа кредитоспособности ОАО «Благкомхлебпродукт» на основе совмещения отечественных и зарубежных альтернативных методик, скорректированных в связи со спецификой деятельности данного предприятия, состоянием современной финансовой отчетности и особенностями развития рыночных отношений в РФ.
Введение
1. Понятие и критерии кредитоспособности предприятия
2. Общий анализ кредитоспособности предприятия
Составление агрегированного баланса
Расчет системы финансовых коэффициентов
Коэффициент платежеспособности
Коэффициент ликвидности
Оборотный капитал
Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)
Коэффициенты финансового левереджа
Коэффициенты прибыльности
Коэффициент обслуживания долга
Оценка деловой активности предприятия
Анализ денежного потока
Анализ делового риска
Статистические прогнозные модели
Определение класса кредитоспособности предприятия
Рейтинговая оценка предприятия
Заключение
В условиях экономической нестабильности анализ делового риска в момент выдачи ссуды существенно дополняет оценку кредитоспособности предприятия на основе финансовых коэффициентов, которые рассчитываются на основе средних фактически данных истекших отчетных периодов.
Перечисленные
факторы делового риска обязательно
принимаются во внимание при разработке
банком стандартных форм кредитных
заявок, технико-экономических
Оценка делового риска коммерческим банком может быть формализоваться и проводиться по системе скоринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в баллах.
Аналогичная модель оценки делового риска применяется и на основе других критериев. Баллы проставляются по каждому критерию и суммируются. Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и больше вероятность завершения сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить свои долговые обязательства.
Все это обязательно нужно учитывать предприятию, чтобы регулировать свою деятельность и иметь возможность получать кредиты.
2.5. Статистические прогнозные
В процессе принятия управленческого решения о выдаче кредита используется ряд классификационных моделей, отделяющих фирмы-банкроты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации информации способствуют принятию окончательного решения о предоставлении кредита и контроля за его использованием. Наиболее распространенными являются «Z-анализ» Альтмана и Модель надзора за ссудами Чессера.
«Z-анализ» был введен Альманом, Хальдеманом, и Нарайаной и представлял собой модель выявления риска банкротства корпораций.
Цель «Z-анализа» — отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам. Линейная модель Альтмана, или уравнение Z-оценки, выглядит следующим образом:
Z = 1,2 X1 + 1,4 X2 + 3,3 X3 + 0,6 X4 +1,0 X5.
Правило разделения фирм на группы успешных и банкротов следующее:
если Z < 2,675, фирму относят к группе банкротов;
если Z ³ 2,675, фирму относят к группе успешных;
при значении Z от 1,81 до 2,99 модель не работает, этот интервал — «область неведения».
Принимая за основу составленный ранее агрегированный баланс, переменные для уравнения Z-оценки рассчитывают следующим образом:
,
,
,
.
Данную количественную модель в процессе анализа можно использовать как дополнение к качественной характеристике, данной служащими кредитных отделов. Однако она не может заменить качественную оценку. Модель и получаемые посредством нее Z-оценки могут послужить ценным инструментом определения общей кредитоспособности клиента.
Хотя одной из важнейших задач банковских служащих является оценка политики и эффективности управленческой деятельности на предприятии, но прямая оценка — трудная задача, поэтому прибегают к косвенной — путем анализа относительных показателей, отражающих не причины, а симптомы. Однако, выявляя аномальные значения показателей, кредитный аналитик может очертить проблемные области и выявить причины возникающих проблем.
Фактически коэффициенты Z-оценки содержат элемент ожидания. Это означает, что если Z-оценка некоторой компании находится ближе к показателю средней компании-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если же менеджеры компании и банк, осознав финансовые трудности, предпринимают шаги, чтобы предотвратить усугубление ситуации, то банкротства не произойдет, то есть Z-оценка является сигналом раннего предупреждения.
Таким образом, модель Альтмана пригодна для оценки общей деятельности компании.
Применяя данную модель к ОАО "Благкомхлебпродукт" можно говорить об отсутствии или во всяком случае, об относительно низком риске банкротства предприятия (см. табл. 6). Значение переменной Z в течение отчетного периода постоянно снижалась, но все равно находится на высоком, достаточном для принятия положительного решения о представлении коммерческим банком кредита предприятию-заемщику в лице ОАО "Благкомхлебпродукт" уровне.
Современная
модель надзора за ссудами Чессера
прогнозирует случаи невыполнения клиентом
условий договора о кредите. При
этом под «невыполнением условий» подразумевается
не только непогашение ссуды, но и
любые другие отклонения, делающие
ссуду менее выгодной для кредитора,
чем было предусмотрено первоначально.
Переменные, входящие в модель, могут
рассчитываться на основании данных
составленного ранее
В модель Чессера входят следующие шесть переменных:
,
,
,
,
,
.
Оценочные показатели модели следующие:
у = – 2,0434 + (–5,24X1) + 0,0053X2 – 6,6507X3 + 4,4009X4 – 0,0791X5 – 0,1020X6.
Переменная у, которая представляет собой линейную комбинацию независимых переменных, используется в следующей формуле для оценки вероятности невыполнения условий договора, Р:
,
где е =2,71828. Получаемая оценка у может рассматриваться как показатель вероятности невыполнения условий кредитного договора. Чем больше значение у, тем выше вероятность невыполнения договора для данного заемщика.
В модели Чессера для оценки вероятности невыполнения договора используются следующие критерии:
если Р > 0,50, следует относить заемщика к группе, которая не выполнит условий договора;
если Р < 0,50, следует относить заемщика к группе надежных.
Модель оценки рейтинга заемщика Чессера подходит для оценки надежности кредитов.
По модели Чессера ОАО "Благкомхлебпродукт" подтверждается надежность кредитов предоставляемых предприятию.
Однако,
используя математические методы при
управлении ссудами банка, необходимо
иметь в виду, что предоставление
коммерческих кредитов не есть чисто
механический акт. Это сложный процесс,
в котором важны как
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время. В документе о кредитной политике банка или других фиксируют эти показатели и нормативные уровни. Последние бывают ориентированы на мировые стандарты, но являются индивидуальными для данного банка и данного периода.
Для обоснованного
определения кредитоспособности заемщиков
расчеты показателей
Таблица 2 Класс кредитоспособности
Показатели |
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
Коэффициент покрытия |
3,0 и более |
от 2,0 до 3,0 |
менее 2,0 |
Коэффициент ликвидности |
1,5 и более |
от 1 до 1,5 |
менее 1,0 |
Обеспеченность собственными источниками |
более 60 % |
от 30 до 60 % |
менее 30 % |
Указанные показатели и дополнительные качественные показатели, характеризующие деятельность предприятий, позволяют относить заемщиков к соответствующему классу, который определяет тот или иной режим кредитования.
Конкретные условия кредитования в зависимости от кредитоспособности определяются в кредитном договоре.
Определим класс кредитоспособности ОАО "Благкомхлебпродукт". Для этого составим табл. 8, исходя из рейтингов, показателей ликвидности, коэффициента покрытия и обеспеченность собственными средствами, применявшихся одним из Нью-йоркских коммерческих банков в середине 90-х годов и определенных их классов согласно табл. 7.
Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс — при 151-250 баллах и III класс — при 251-300 баллах.
Согласно
полученных данных в итоге, предприятие
можно отнести ко второму классу
кредитоспособности. Не трудно заметить,
что наиболее благоприятное финансовое
положение наблюдалось в 96 году (160
баллов) и наиболее благоприятное
в 97 году (240 баллов). Основным неблагоприятным
фактором, повлиявшим на снижение класса
кредитоспособности является коэффициент
покрытия. В отчетном периоде значение
этого показателя относится к
третьему классу кредитоспособности,
что говорит о недостаточности
у предприятия собственного оборотного
капитала для покрытия в нужном объеме
его краткосрочной
По моему
мнению значение показателя покрытия
в табл. 7 несколько завышено, так
как для столь крупного предприятия
с высокой долей собственных
средств не обязательно превышение
собственных оборотных средств
над краткосрочной
Заключительным этапом в рассмотрении кредитоспособности ОАО "Благкомхлебпродукт" будет рейтинговая оценка предприятия.
4. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Рейтинговая
оценка предприятия-заемщика рассчитывается
на основе полученных значений финансовых
коэффициентов и является заключительным
обобщающим выводом анализа
Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа три группы коэффициентов, а именно: финансового левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой активности предприятия.
Коэффициенты
финансового левереджа и
Рейтинговая
оценка вычисляется следующим образом.
Для рассмотрения берутся данные
трех таблиц: коэффициенты финансового
левереджа, коэффициенты ликвидности,
коэффициенты прибыльности, а также
анализа деловой активности («золотое
правило экономики предприятия»
Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10 % для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента — 0 %. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности.
Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5 % для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) — 0 %.
Информация о работе Общий анализ кредитоспособности предприятия