Облигации как ценная бумага

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Облигация (наряду с акцией) является самым главным современным видом ценной бумаги. Исторически облигация возникла раньше акции. Еще в Средние века многие государства прибегали к выпуску государственных облигаций для финансирования своих расходов, как правило, связанных с завоевательными войнами.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты понятия облигации как ценной бумаги
1.1 Понятие и основные характеристики облигаций, их классификация
1.2 Государственные и корпоративные облигации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 164.27 Кб (Скачать)

– перспектива получить при погашении  номинальную стоимость облигации (чем ближе в момент покупки  облигации срок ее погашения, тем  выше ее рыночная стоимость);

– право на регулярный фиксированный  доход (чем выше доход, приносимый облигацией, тем выше ее рыночная стоимость).

Рыночная цена облигаций зависит  и от ряда других условий, важнейшим  из которых является надежность (степень  риска) вложений.

Поскольку номиналы у разных облигаций  существенно различаются между  собой, то часто возникает необходимость  в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем  является курс.

Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в  процентах к ее номиналу. Например, если облигация с номиналом 100000 руб. продается за 98 500 руб., то ее курс 98,5. В зарубежной литературе помимо перечисленных (номинальной и рыночной) приводится еще одна стоимостная характеристика облигаций — их выкупная цена, по которой эмитент по истечении  срока займа погашает облигации. Выкупная цена может совпадать с  номинальной, а может быть выше или, наоборот, ниже ее. Российское законодательство исключает существование выкупной цены, так как Федеральный закон  «О рынке ценных бумаг» закрепляет право держателя на получение  от эмитента ее номинальной стоимости. Это означает, что облигации могут  погашаться (выкупаться) только по номинальной  стоимости.

На рынке различные облигации  предлагают и различные проценты по купону. В целом уровень купона будет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и срока, на который  выпущена облигация. Чем менее надежен  эмитент, тем более высокий уровень  купона он долен предоставить по облигации, чтобы компенсировать потенциально более высокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускается  облигация, тем более высокий  купон она должна нести, поскольку  для инвестора растет риск, связанный  с владением такой бумагой.

Крупная компания, если она стремится  сделать свои облигации привлекательными для инвесторов, должна обеспечить более высокий уровень купона, чтобы компенсировать риск вложения денег в эти бумаги. Кроме того, она столкнется с более жесткими ограничениями срока, на который  могут быть выпущены ее облигации, поскольку  с продлением жизни облигации  возрастает и риск возможных потерь для инвестора. Какой бы крупной  и надежной ни была компания в момент эмиссии бумаг, в перспективе  для нее, увеличивается риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому  она вряд ли сможет разместить на рынке  долгосрочный займ, хотя в каждом конкретном случае такая возможность будет  зависеть от складывающейся конъюнктуры  рынка.

Небольшая, стабильно работающая фирма  выпустит облигации под еще больший  процент и на более короткий срок. Поскольку риск приобретения бумаг  такой компании довольно высок, вкладчики  вряд ли согласятся приобретать ее бумаги на период более года. Конечно, данная компания могла бы привлечь средства вкладчиков, например, на 5 лет, однако в этом случае ей пришлось бы предложить купон порядка 40%, но подобное финансовое бремя оказалось бы для  нее чрезмерным. Крупная компания в кризисном состоянии может  рассчитывать на реализацию своего займа  только под высокий процент и  на непродолжительное время.

Приобретая корпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества и взвесить риск и доходность по этим ценным бумагам.

К факторам риска, которые должны приниматься  инвестором во внимание при решении  и приобретении облигаций эмитента можно отнести:

1. Экономические факторы.

  • Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаг и др.)
  • Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента
  • Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровень инфляции
  • Размер конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценных бумаг и перспективы развития эмитента
  • Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.

2. Политические факторы – изменение  законодательства РФ. [17, 34]

 Оценка инвестиционных качеств  облигаций производится по следующим  направлениям:

Во-первых, определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. С этой целью производится сопоставление  дохода, получаемого компанией в  течение года, с суммой процентных платежей по всем видам займов. Величина дохода в 2—3 раза должна превышать  размер процентных выплат, что свидетельствует  об устойчивом финансовом состоянии  корпорации. Анализ целесообразно производить  в динамике за ряд лет. Если тренд  возрастающий, то фирма наращивает свои возможности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности деятельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.

Во-вторых, оценивается способность  компании погасить имеющуюся задолженность  по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений денежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга составляет не менее 30%.

В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью  общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие  находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних  источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качественный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют  в своем штате службы анализа, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснованных решений.

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно  разделить на три основные группы:

  1. среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);
  2. краткосрочные (3-9- месяцев);
  3. небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставкам по депозитным счетам Сбербанка РФ.

Доходность корпоративных облигаций  колеблется от 8 до 18% в зависимости  от надежности эмитента облигаций. На рынке обращается большое разнообразие выпусков облигаций, из которых инвестор может выбрать наилучшее для  себя сочетание доходности и риска. Есть облигации надежных, крупных  компаний с небольшими купонными  выплатами, есть также "бросовые" облигации некрупных предприятий с высокими процентными платежами. Особенно высока доходность по облигациям новых небольших эмитентов, которые впервые выводят на рынок свои ценные бумаги.

Государственные облигации РФ (ОФЗ) не представляют интереса для массового  инвестора ввиду их низкой доходности (около 8% годовых).

В 2006 году более 80 компаний и банков выпустили свои облигации. Среди  них были как высококлассные, так  и менее надежные эмитенты.

Облигации можно продать в любой  день или дождаться срока погашения  облигации эмитентом (срок облигации 3-5 лет). Накопленный доход по купону и номинальная стоимость облигаций  перечисляются на счет инвестора, открытый у брокера. Основные торги облигациями ведутся в Секции фондового рынка ММВБ.

Таким образом, облигация – долговая ценная бумага. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Эмитент  обязуется выплатить держателю  облигации по окончании срока  ее обращения номинальную стоимость  облигации и заранее известный  или легко прогнозируемый стабильный доход в виде процентов от номинальной  стоимости. Существует обширная классификации  облигаций по видам. Наиболее распространенной является деление облигаций по виду эмитента: государственные и корпоративные. Государственные облигации выпускаются  государством, муниципалитетами. Корпоративные  облигации выпускают банки, а  также компании самых разных отраслей.

Облигации, как правило, считаются  более безопасным инвестиционным инструментом, чем акции, поскольку их владельцы  имеют приоритет в требовании доли активов компании в случае ее ликвидации или реструктуризации. Для  эмитентов облигации являются надежной альтернативой банкам и другим кредиторам, которые могут предлагать менее  привлекательные финансовые условия, чем рынки капитала: например, более  высокие процентные ставки по займам.

 

Заключение

 

Рассмотрев понятие облигаций можно делать следующие выводы.

Коммерческие предприятия прибегают  к кредитам в виде облигационных  займов с целью финансирования проектов, обещающих прибыль. Облигации можно  определить как обращающиеся долговые инструменты, т.е. кредитор может передавать свои права по кредитному соглашению третьим лицам. Выпуск облигаций - это  прямое обращение к инвесторам. Поэтому  облигационные займы, как правило, дешевле, чем банковские кредиты  и могут быть получены на большие  сроки. Благодаря своему долговому характеру облигации представляют собой более надежные вложения, чем акции. Эмитенты процентных облигаций могут включать проценты в свои валовые расходы. Суммы, привлеченные в результате выпуска облигаций, не облагаются налогами на прибыль и на добавочную стоимость.

Кроме того, облигации - стандартные  долговые контракты, выпуск и обращение  которых регулируется государством, что в определенной мере позволяет  контролировать риски, снижает издержки на заключение сделок с ними и позволяет  организовать широкий вторичный  рынок этих финансовых инструментов.

Облигация обладает особыми свойствами, так как выступает как элемент  кредитования акционерного общества и  представляет собой срочное долговое обязательство, которое гарантирует  ее владельцу доход в виде фиксированного или плавающего процента и обращение  ограничено определенным сроком. Курс облигации в меньшей степени  подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, так как доход ниже дохода по другим ценным бумагам. Облигация является основным объектом инвестиции для коммерческих банков и крупных инвестиционных компаний, которых в первую очередь  интересует не только доход, но и надежность вкладов. Обеспечение выполнения условий по облигациям подкрепляется не только природой данного вида ценной бумаги, но и социальными обязательствами, имуществом и авторитетом государства.

Существует обширная классификация  облигаций: по виду эмитента, по форме  обеспеченности, по форме дохода и  т.д. По виду эмитента различают государственные  и корпоративные облигации. Государственные  облигации выпускаются государством и имеют меньшую доходность по сравнению с корпоративными облигациями. Корпоративные облигации выпускаются  коммерческими организациями и  обычно имеют доходность до 20 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Гражданский  Кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ

3. Федеральный  закон «Об особенностях эмиссии  и обращении государственных  и муниципальных ценных бумаг»  от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ

4. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ

5. Алексеев  М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М., Финансы  и статистика, 2007

6. Аскинадзи  В.М. Рынок ценных бумаг / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2005

7. Бердникова  Т.Б. Рынок ценных бумаг и  биржевое дело М.: «ИНФРА-М» 2007

8. Банковское  дело: Учебник / Под ред. О.И.  Лаврушина. - М., 2005

9. Бердникова  Т.Б. Рынок ценных бумаг и  биржевое дело: Уч. пособие. - М., Инфра  М., 2006

10. Баринов  Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные  и ценных бумаг.- М.: Экзамен, 2006

11. Бердникова  Т. Б. «Рынок ценных бумаг». – М.: Инфра-М, 2007

13. Беренин  А.Н. Рынок ценных бумаг и  производных финансовых инструментов: Учебное пособие М.: «ФКК» 2006

14. Берзон  Н.И. Фондовый рынок: учебное  пособие М.: « Вита-Пресс» 2005

15. Галанов  В.А., Басов А.И. Рынок ценных  бумаг.- М.: Финансы и статистика, 2006

16. Галанов  В.А. Рынок ценных бумаг: учебник  М.:ИНФРА-М, 2009

17. Ивасенко  А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А.  Рынок ценных бумаг: Институты  и механизмы функционирования: М:  КНОРУС, 2008

18. Жуков Е.Ф.  Ценные бумаги и фондовые рынки.  М., Банки и биржи, 2007

19. Золотарева  В.С. Рынок ценных бумаг: учебник  Ростов-на-Дону «Феникс» 2008

20. Зверев  А.Ф. «Фондовая биржа, рынок  ценных бумаг». – М.: Прогресс, 2007

21. Каратцев  А. Г. Ценные бумаги: виды и  разновидности: Учебное пособие.  – М.: РДЛ, 2007

22. Колесникова  В.И. Ценные бумаги М.: « Финансы  и статистика». 2007

23. Миркин  Я.М. Ценные бумаги и фондовый  рынок: учебник М.: «Перспектива»  2005

24. Литвиненко  Л. Т., Нишатов Н. П., Удалищев  Д. П. Рынок государственных  ценных бумаг: – М.: Банки и  биржи, ЮНИТИ, 2007

25. Сергеев  М. А. История рынка облигаций  в РФ. – М.: Перспектива. 2007

27. Стародубцева  Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006

28. Рынок ценных  бумаг: Учебное пособие / Под  редакцией К.А. Колесникова. - М.: Финансы  и статистика, 2007

29. Рынок ценных  бумаг и биржевое дело: Учеб. для  вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой  и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

30. Ценные  бумаги: Учебник / Под ред. В.  И. Колесникова, В. С. Торкановского.  – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Финансы и статистика, 2006

Информация о работе Облигации как ценная бумага