Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:34, курсовая работа
Актуальность данной темы характеризуется тем, что новые технологии и научные разработки и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рынков, на основе высокой производительности труда и при одновременном повышении реальных доходов населения.
Целью данного курсового проекта является исследование экономических основ посреднической деятельности в сфере научных исследований.
Введение……………………………………………………………………3
1. Наука как сектор национальной экономики…………………………..4
1.1 Сущность науки и ее классификация…………………………………4
1.2 Наука в системе государственных приоритетов……………………..7
1.3 Формы государственного регулирования науки……………………..9
1.4 Современное состояние научного комплекса……………………….10
1.5 Механизмы планового финансирования расходов на науку……….11
1.6 Наука как сектор национальной экономики………………………....14
2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ………………………………………...………….16
2.1 Понятие посредника и посреднической деятельности……………...16
2.2 Посредничество в сфере научных исследований……………………17
2.2.1 Российский опыт……………………………………………………18
2.2.2 Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований…………………………………………………………………...20
3. Экономическая модель посредничества…………………………….…37
3.1. Обоснование экономической модели посредничества……………….…38
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39
Заключение……………………………………………………………….……..40
Список литературы……………………………………………………………41
1.3.
Формы государственного
регулирования науки.
Важно понять, что наука сегодня, с одной стороны - часть национальной культуры, сохранение и развитие которой является таким же приоритетом государства, как и защита суверенитета страны. И столь же естественно видеть в прикладных исследованиях и разработках часть экономики, которая должна регулироваться законами рынка.4
Формы
государственного регулирования науки,
научно-технических и
— государство способствует сохранению и развитию ведущих научных школ и научных направлений, в том числе обеспечивая на государственной основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
— в
рамках правительственных ведомств
реализуются разнообразные
— создаются
условия для здоровой конкуренции
и предпринимательства в сфере
науки и техники, стимулирования
и поддержки инновационной
— фискальные и другие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливающее эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
— государство выступает в роли посредника при организации эффективного взаимодействия академической, вузовской и прикладной науки, стимулируя различными методами кооперацию в области НИОКР.
Экономика
России, обладающая значительной частью
государственной собственности, имеет
широкие возможности по залоговому
обеспечению государственным имуществом
кредитования приоритетных научных и
научно-технических программ.
1.4.
Современное состояние
научного комплекса.
Эффективность функционирования научного комплекса зависит от уровня развития научного потенциала, который является важнейшим неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны. Научный потенциал характеризуется:
— объемом финансирования научного комплекса, в том числе за счет средств: государственного бюджета, внебюджетных фондов, организаций предпринимательского сектора, иностранных инвесторов;
— количеством
научных организаций, в том числе:
учреждений академического сектора
науки, организаций вузовского и
отраслевого секторов науки, конструкторских,
проектных и проектно-
— уровнем развития материально-технической базы науки;
— численностью
работающих в сфере науки, в том
числе: действительных членов академии
наук (включая отраслевые академии),
членов-корреспондентов
1.5.
Механизмы планового
финансирования расходов
на науку.
В условиях развития рыночных отношений механизм финансирования научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Финансирование указанных видов деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или приравненных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством.
При этом источники финансирования науки имеют целевую направленность и в основном зависят от характера выполняемых работ и видов научной деятельности. Так, фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, включая средства Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, а также исследовательские и экспериментальные работы, направленные на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений науки и техники, т. е. исследования, имеющие прикладной характер, финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также за счет собственных средств предприятий и организаций (заказчиков) на долевой основе.
Министерство науки и технологий Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансирование:
— конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;
— федеральных
целевых научно-технических
— межведомственной
программы «Создание
— приоритетных
направлений научно-
— подведомственных научных организаций;
— корпорации «Трансстрой», Межгосударственного авиационного комитета, Российского научного центра «Курчатовский институт» и Объединенного института ядерных исследований.
В настоящее
время организационно-
— сокращением платежеспособного спроса заказчиков;
— определенной «оторванностью» научно-технической продукции от потребителей;
— ограниченностью бюджетных средств в связи с резким спадом производства;
— неплатежеспособностью
предприятий в течение
— острой зависимостью экономики от импорта, а также растущей внешней и внутренней задолженностью;
— наличием негосударственного сектора науки;
— низким
спросом со стороны коммерческих
структур на собственно научную продукцию
и, наоборот, возрастающей их заинтересованностью
в использовании
— отсутствием существенных налоговых льгот;
— неэффективным государственным регулированием науки или полным его отсутствием.
Поиски
более эффективных путей
В последнее
время сформировалась принципиально
новая форма научной и
Соответственно программа исследований технопарков полностью определяется потребностями предпринимательских структур, участвующих в финансировании технопарков. Руководство ими осуществляется специальными комиссиями из представителей предпринимательских структур и учебных заведений или привлеченной организацией, специализирующейся в области управления научными исследованиями и инновационными проектами.
В настоящее время в России созданы и действуют 27 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк».
С переходом на рыночные отношения все большую роль в обосновании эффективности научных исследований на уровне фирм, корпораций и предприятий играют показатели коммерческой эффективности. Она определяется как отношение результатов, получаемых и в процессе научных исследований, и при их практическом внедрении, к затратам, включающим единовременные и текущие расходы, при этом результаты могут быть выражены в форме дополнительной прибыли или прироста прибыли в той части, которая может быть отнесена на результаты научных разработок.
Научная
деятельность часто сопряжена с риском,
что является определенным тормозом для
развития науки на уровне конкретных
заказчиков (потребителей) научной продукции.
Этот риск связан с вероятностным характером
результатов научных исследований, что
не исключает некоторого просчета при
определении производственных и коммерческих
результатов.
В заключение
необходимо отметить, что развитие
российской науки и сферы инновационной
деятельности всё в большей мере подчиняется
требованиям экономической целесообразности,
преодолевается автаркия научно-технического
развития, происходит формирование российского
сегмента в мировом рынке инноваций. Именно
эти аспекты наиболее рельефно отражают
современные процессы в сфере инновационной
деятельности и определяют особенности
политики приспособления и адаптации
национальной научно-технической системы
к реалиям складывающихся рыночных отношений.
При всей неоднозначности и незавершенности
этих процессов, во многих случаях противоречащих
сложившимся традициям, менталитету и
психологическим установкам российских
учёных, обозначенные тенденции соответствуют
глобальным изменениям современного научного
и инновационного развития.5
1.6.
Наука как сектор национальной
экономики.
Наука сегодня, с одной стороны - часть национальной культуры, сохранение и развитие которой является одним из приоритетов государства. И столь же естественно видеть в прикладных исследованиях и разработках часть экономики, которая должна регулироваться законами рынка. В первом случае максимально возможный для государства бюджет должен распределяться внутри научного сообщества им самим. Во втором случае государству следует вмешиваться в прикладную науку ровно в той мере, в какой оно готово вмешаться, например, в судостроение или жилищное строительство. Правительство в этом случае должно просчитывать рыночные перспективы - как изменения в этом секторе повлияют на смежные отрасли, отразятся на экономике в целом.
России
необходимо как можно активнее осваивать
действующие международные
В научно-технической сфере, рассматриваемой как сектор экономики, государство, основную поддержку должно оказывать не деньгами, а создавая стимулы для участников процесса. Иными словами, надо помогать производителю, устанавливая налоговые льготы и преференции для его клиентов: для потребителей продукции малых технологических предприятий, заказчиков научных исследований.
Вопрос же об эффективности науки прост: все определяет спрос на ее результаты.
Высокотехнологическая продукция часто не находит спроса, потому что в России пока не научились ни изучать, ни формировать спрос. Как правило, мы думаем о том, в состоянии ли сделать некий замечательный продукт, а не о том, готов ли будет кто-то его покупать за ту цену, которая у нас получилась.
Принцип: "лучший эксперт - это инвестор" до сих пор верен.
Профессиональные инвесторы обязательно внедрят и профессиональный маркетинг, без чего современная рыночная экономика просто не работает.
В настоящий момент, в экономике России, направленной на сырьевой рынок, наметился спад экономического роста. Следовательно, переход от сырьевой экономики к экономике знаний неизбежен.
Очень важно обеспечить поддержку промышленного экспорта, в том числе продукции высокотехнологических компаний. Сегодня каждое государство поддерживает национальный экспорт. По европейским нормам России для успешной поддержки своего промышленного экспорта необходимо тратить ежегодно 0,3 процента своего ВВП, а это десятки миллиардов рублей. Наше государство сейчас не вкладывает в это даже десятков миллионов рублей, и здесь одна из причин, по которым российский экспорт промышленной продукции - не сырья, с сырьем все в порядке - неприлично мал.
Важно разобраться с проблемами интеллектуальной собственности, причем я бы выделил в качестве приоритета защиту наших патентов за рубежом. Если бы удалось найти системное, с участием государства, решение этой проблемы, мы могли бы немало зарабатывать на лицензиях. И направлять существенную часть этих денег на развитие инновационной инфраструктуры.
Можно сделать вывод, что наука – самостоятельный сектор экономики, так как главной целью является формирование спроса и удовлетворение потребностей в наукоемкой продукции. Но и наука – это стартовая страница в любом секторе экономики, потому что, не зная теоретических преимуществ, нельзя получить практическую выгоду.