Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:20, курсовая работа
В практической части необходимо произвести расчет затрат на оплату труда работающих, расчет затрат на сырье, материалы и энергию, расчет амортизационных отчислений, расчет общепроизводственных расходов, составить калькуляцию себестоимости продукции, определить условную цену реализации изделия, произвести расчет прибыли, рентабельности и показателей экономической эффективности.
В заключении необходимо сделать вывод показателей экономических расчетов.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Содержание научно технологического потенциала предприятия и его основные показатели
1.2 Состояние научно-технологического потенциала на предприятиях промышленности Республики Беларусь
1.3 Плановая структура научно технического потенциала белорусских предприятий
1.4 Кадры
1.5 Технологические и материальные ресурсы
1.6 Информационные ресурсы
1.7 Организационные ресурсы
1.8 Финансовые ресурсы
2.Практическая часть
Наращивание научно-технического потенциала является важнейшим показателем долгосрочной конкурентоспособности предприятия. Темпы роста потенциала определяют экономическую эффективность использования ресурсов, масштабы получаемых результатов, их коммерческую ценность. Однако на пути к результативности научно-технологического потенциала предприятий возникает ряд факторов, препятствующих его развитию, среди которых необходимо выделить:
§ недостаток собственных финансовых средств для разработки и освоения инноваций;
§ высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости;
§ недостаточность финансовой поддержки государством инновационной деятельности предприятий;
§ невосприимчивость предприятий к нововведениям;
§ отсутствие должной защиты интеллектуальной собственности;
§ недостаток высококвалифицированных
кадров для осуществления
§ неразвитость инновационной инфраструктуры;
Основные направления развития научно-технологического потенциала предприятия
Важным направлением развития научно-технологического потенциала является его планирование, которое на предприятиях осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:
§ приоритетность - в план
необходимо включать самые важные и
перспективные направления
§ непрерывность - на предприятии должны разрабатываться краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные планы развития научно-технологического потенциала, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит реализацию этого принципа;
§ системность - планирование должно осуществляться по всем составляющим цикл "наука - производство", а не по отдельным его составляющим. Цикл "наука - производство" состоит из элементов: фундаментальные исследования; поисковые исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские разработки; создание опытного образца; технологическая подготовка производства; выпуск новой продукции и ее тиражирование;
§ комплексность - план развития научно-технологического потенциала должен быть тесно увязан с другими разделами плана экономического и социального развития предприятия: производственной программой, планом инвестиций и капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом;
§ экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами - в план должны включаться только экономически обоснованные и выгодные для предприятия мероприятия, обеспеченные необходимыми ресурсами. Для экономического обоснования внедрения новой техники и технологии, выпуска новой продукции на предприятии должен разрабатываться бизнес-план, который является основой для привлечения инвесторов, особенно иностранных, если на предприятии нет или недостаточно собственных средств для реализации выгодного инновационного проекта.
1.3 Плановая структура научно технического потенциала белорусских предприятий.
Планы развития научно-технического потенциала предприятий включают:
§ выполнение НИР и ОКР;
§ меры по реализации научно-технических программ;
§ мероприятия по совершенствованию организации производства и труда;
§ развитие изобретательской и патентно-лицензионной деятельности;
§ продажу и закупку лицензий на запатентованные технологии и ноу-хау;
§ стандартизацию и сертификацию продукции;
§ мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности продукции;
§ экономическое (технико-экономическое)
обоснование запланированных
§ мероприятия по переподготовке
и повышению квалификации научных,
инженерно-технических и
Конкретная структура
плана повышения научно-
I раздел. Повышение технического уровня производства:
§ механизация производства;
§ автоматизация производства;
§ внедрение прогрессивной технологии;
§ модернизация производства и замена устаревшего оборудования.
II раздел. Совершенствование систем управления, планирования и организации производства.
III раздел. Внедрение мероприятий по научной организации труда, в том числе:
§ совершенствование разделения и кооперации труда;
§ внедрение передовых проектов организации рабочих мест рабочих, научных, инженерно-технических работников и служащих;
§ совершенствование нормирования и организации оплаты труда, в том числе внедрение передовых норм и нормативов труда для рабочих и служащих;
§ улучшение условий труда.
IV раздел. Улучшения качества продукции.
V раздел. Планирование научно-
Среди экономических мер
повышения эффективности
Система государственной поддержки развития научно-технологического потенциала, характеризуется:
§ наличием государственных фондов по финансированию поддержки научно - технического потенциала;
§ наличием негосударственных фондов поддержки, в том числе зарубежных;
§ коммерциализацией прикладной науки;
§ созданием негосударственных предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании;
§ совместными исследованиями с зарубежными фирмами.
Важным направлением развития
научно-технологического потенциала на
предприятиях является организация
широкого международного сотрудничества
в рамках мирового научно-технологического
пространства, которое включает обеспечение
оперативного доступа к мировым
потокам научно-технической
Для организации всего
1.4 Кадры
Кадровая составляющая является
важнейшим специфичным
В основе новой концепции
подготовки кадров лежит становление
и развитие творческой личности. Расходы
на подготовку кадров рассматриваются
не как издержки на рабочую силу,
а как долгосрочные инвестиции, необходимые
для процветания предприятия. Учебный
процесс не ограничивается передачей
обучающимся необходимой суммы
знаний и навыков по определенной
профессии, а направлен на развитие
у них способности и желания
осваивать новые области
Важной составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Такое обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению новыми технологиями и формами работы.
Уровень использования кадрового потенциала определяется эффективностью его реализации, так как поведение работника в организации во многом зависит от отношения организации к работнику.
Создание и использование НТПл связано с разработкой и внедрением в производство как усовершенствованных технологических процессов и продуктов, так и новых, отличных по функционально-техническим, а также организационным характеристикам, назначению и использованию. Это позволяет ускорять инновационный процесс и повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Разработка и выпуск нового продукта в любой сфере деятельности всегда начинается с идеи, генератором которой является человек. Знания — это специфический ресурс человека. Специалистом в той или иной области человека делают профессиональные знания, которые можно рассматривать как способность использовать информацию в конкретной сфере деятельности. Применительно к сотрудникам предприятия эта деятельность связана с реализацией различных функций по выполнению должностных обязанностей, организации и управлению. Поэтому определяющими факторами существования или разрушения предприятия являются знания и квалификация сотрудников. Формируют научную составляющую НТПл сотрудники научных отделов, конструкторских бюро, лабораторий, опытных производств, научно-исследовательских институтов, входящих в консорциумы, концерны, научно-производственные объединения.
Работники этих предприятий являются инициаторами инновационных процессов, которые зарождаются и протекают в условиях функционирования сложных производственных систем. Это требует от их участников не просто соответствующих знаний и квалификации, но и активности, настойчивости, способностей и умения находить и внедрять решения, способствующие совершенствованию производственного процесса как технически, так и организационно. В связи с этим человеческий фактор, кадровый ресурс являются основополагающими в создании и использовании НТПл предприятия, поскольку созидательная инициатива сотрудников — основа НТПл и его развития.
В передовых фирмах развитых стран четко осознают важность продуцирующих, созидательных мотивов работников. Поэтому ценой значительных усилий, с помощью активной пропаганды менеджеры формируют у персонала необходимую мотивационную структуру личности, создавая требуемое корпоративное сознание, которое имеет не только социально-экономическую сторону, но и ярко выраженный технико-экономический аспект.
Формирование программ по развитию кадрового ресурса должно начинаться с оценки его состояния.
Для оценки состояния трудовых ресурсов используются показатели, оценивающие их профессиональную структуру, образовательный уровень, научную подготовленность, наличие специализированных научно-конструкторских подразделений (групп, отделов, бюро, центров или институтов). Важными показателями являются средний возраст работников, наличие в коллективе научных сотрудников, имеющих научные звания, а также текучесть кадров. Не менее важны показатели, оценивающие материальные и моральные стимулы развития творческой и производственной инициативы. Это соотношение средней заработной платы на предприятии и в отрасли, возможности по увеличению оплаты труда за достигнутые результаты, зависимость заработной платы от конечных показателей подразделений и предприятия в целом, соответствие численности промышленно-производственного персонала реальной потребности, рассчитанной на основе технологических карт и норм обслуживания оборудования. Количество показателей и их направленность могут определяться с учетом специфики предприятия.
1.5 Технологические и материальные ресурсы
Самую экономически многообещающую идею невозможно реализовать без необходимых материалов, технологий, оборудования, т.е. материальных элементов производительных сил, соответствующих определенному укладу. Технологические и материальные ресурсы обеспечивают возможность осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для воплощения научных идей в конкретный продукт. Они включают основные фонды — это здания и сооружения, передаточные устройства, измерительные приборы и регулирующие устройства, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и оргтехника, другие виды основных средств, состояние которых определяет готовность предприятия к материализации научно-технологического потенциала.
Основные фонды делятся на активную и пассивную части.
К пассивной части основных фондов относят здания и сооружения. По смотря на кажущуюся удаленность от создания конечного продукта, пассивная часть основных фондов может играть определяющую роль. Так, например, в электронной промышленности для обеспечения точности совмещения топологии структур на кристалле необходимо устранить воздействие посторонних колебаний. Для этого создают дорогостоящие развязанные фундаменты. В настоящее время за рубежом в передовых фирмах погрешность совмещения не превышает 0,15 мк. НПО "Интеграл" обеспечивает точность в 0,8 мк. Отсутствие развязанных фундаментов или иных технических решений, устраняющих посторонние колебания, не позволяет достичь минимальных размеров элементов, а следовательно, повысить конкурентоспособность интегральных микросхем.