Направления деятельности и структура МОТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:24, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы –рассмотреть вопрос о Международной организации труда, для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть вопрос об образовании МОТ;
-раскрыть сущность и основные направления деятельности МОТ;
-ознакомиться с структурой МОТ;
-рассмотреть основные конвенции МОТ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Образование Международной организации труда…………………….…….5
Структура МОТ……………………………………………………….……….8
Основные направления деятельности МОТ………………………………..11
Основные конвенции МОТ…………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..…...17
Список литературы…….………………………………………………..……….19

Работа содержит 1 файл

ECONOM LABOUR.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

      2. Структура МОТ 

      МОТ имеет уникальную для Организации  Объединенных Наций трехстороннюю  структуру, в рамках которой представители  работодателей и трудящихся - "социальные партнеры" в экономике - имеют равный с представителями правительств голос при разработке ее мер и программ.

      Структура эта является довольно сложной и  многослойной.

      1. Международная конференция труда  (МКТ) - высший орган Организации - проходит ежегодно в Женеве. Ее работа определяется специальным регламентом. Каждое государство-член представлено на Конференции четырьмя делегатами с правом решающего голоса: двумя от правительства и по одному от трудящихся и предпринимателей. Каждый делегат может иметь необходимое число советников. Состав крупных делегаций достигает 40-50 человек, а всего в сессии Конференции МОТ участвуют 1500-2000 человек.

      Все делегаты пользуются равными правами; делегаты от трудящихся и предпринимателей голосуют независимо от представителей своих правительств, хотя справедливости ради отметим, что многие делегации следуют согласованным директивам руководства своих стран об отношении делегатов к тем или иным обсуждаемым вопросам. При всех различиях точек зрения решения обычно принимаются значительным большинством голосов.

      Международные организации, как правительственные, так и неправительственные, участвуют  в Конференции в качестве наблюдателей.

      Работа  МКТ проходит параллельно на пленарных  заседаниях и в комитетах, создаваемых  по вопросам повестки дня. МКТ определяет направление работы МОТ в целом, обсуждает социальные проблемы в мире труда, заслушивает отчет о работе МОТ за истекший год, разрабатывает и утверждает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций, вносит изменения в Устав, утверждает программу и бюджет Организации, избирает один раз в три года административный Совет, принимает резолюции по отдельным вопросам деятельности МОТ, раз в два года утверждается двухлетняя программа деятельности МОТ и бюджет за тот же период.

      Общая дискуссия происходит на пленарных заседаниях, здесь же заслушиваются отчет о деятельности МОТ за прошедший год и проблемный доклад на одну из наиболее важных социально-трудовых тем. Так, в 1990 г. обсуждался доклад "Окружающая среда и мир труда", в 1991 г. - "Демократизация и МОТ", в 1993 г. - "Социальное страхование и социальная защита". В январе 1995 г. был проведен симпозиум по проблеме "Мультимедиа и занятость".

      В ходе дискуссии обсуждаются не только основные доклады, вынесенные на обсуждение, но и вопросы, подготовленные в комитетах Конференции или предложенные в выступлениях делегатов. Но главное внимание уделяется главным инструментам влияния МОТ на практическую социально-трудовую политику в странах-членах МОТ, то есть конвенциям и резолюциям.

      Вся деятельность МОТ определяется ее Уставом, а порядок работы МКТ - ее Регламентом.

      2. Региональные Конференции созываются по мере необходимости и возможности для обсуждения вопросов, представляющих интерес для данного региона. Россия, в силу своего географического положения, входит в среду действий как Европейской, так и Азиатской Конференций. В сентябре 1995 г. в Варшаве прошла V Европейская конференция.

      3. Отраслевые комитеты обсуждают социально-трудовые проблемы, характерные для отдельных наиболее важных и массовых отраслей и сфер экономики: химическая, угольная, строительная, внутренний транспорт, машиностроительная, текстильная и др. Они собираются один раз в несколько лет.

      4. Административный совет - исполнительный орган МОТ - имеет, как и конференция, трехсторонний состав из 56 членов: 28 представителей правительств, 14 трудящихся, 14 - предпринимателей. Он направляет работу МОТ в период между Конференциями, проводит в жизнь ее решения, заблаговременно определяет повестку дня Конференции и совещаний, направляет деятельность МБТ, а также различных комитетов, создаваемых при нем. Административный совет избирает Генерального директора МБТ и контролирует его работу, рассматривает проект бюджета, представляемый МБТ, а также финансовые сметы, которые затем выносятся на одобрение сессии Конференции. Из 28 мест, предназначенных для правительств, 10 являются постоянными, выделенными для стран, наиболее развитых в промышленном отношении. "Остальные 18 вакансий заполняются каждые три года на Конференции. Число мест распределяется между регионами, и регионы выдвигают своих кандидатов. Кроме того, в совет входят 18 заместителей правительственных членов совета, а также по 14 заместителей членов совета от предпринимателей и трудящихся. Члены Административного совета от правительств высказываются только от имени своих стран. Члены же совета от предпринимателей и трудящихся, предварительно обсудив все пункты повестки дня на заседаниях своих групп, выступают на Административном совете с коллективным мнением. Если предприниматели и трудящиеся приходят к единому мнению, решение можно считать принятым, т.к. хотя бы небольшая часть правительственных членов совета обязательно присоединяется к этому мнению. Россия в Административном совете от правительства - заместителем министра труда, а от трудящихся - Председателем Федерации независимых профсоюзов России. Совет имеет полномочия рассматривать жалобы национальных профсоюзов и международных организаций на правительства и выносить по этому поводу свой вердикт. В период с 1964 по 1992 годы было сделано более 1900 замечаний правительствам!

      5. Международные бюро труда (МБТ) является постоянным секретариатом Организации, ее административным и исполнительным органом, исследовательским и информационным центром. Персонал МБТ, занятый в центральном аппарате бюро в Женеве и в странах, где МОТ осуществляет свои проекты, а также в 40 региональных отделениях, составляет около 1900 служащих и технических экспертов (110 национальностей). Отделение МБТ имеется и в Москве. Для обеспечения большей связи с регионами с 1992 г. началось создание многодисцнплннарных консультативных групп. Так, в октябре 1992 г. в Будапеште начала действовать восточноевропейская консультативная группа, призванная облегчить переход постсоциалистических стран к рыночной экономике. Возглавляет МБТ Генеральный директор, который избирается Административным советом на 5 лет. МБТ занимается сбором и распространением информации по проблемам труда, разрабатывает круг вопросов будущей Конференции, готовит документацию по повестке дня Конференции и Административного совета, контролирует исполнение принятых решений, отбирает экспертов для осуществления проектов помощи МОТ.

      6. Непосредственно Международное  бюро труда имеет два института: Международный институт по исследованиям трудовых вопросов в Женеве и Международный центр по повышению профессиональной и научной квалификации в Турине. 

  1. Основные  направления деятельности МОТ
 

      МОТ провозглашает четыре главные стратегические цели:

      -развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда;

      -создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости;

      -расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех;

      -укрепление трехсторонней структуры и поддержание социального диалога.

      Эти цели достигаются следующими путями:

      1. разработка международных мер  и программ по содействию осуществлению  основных прав человека, улучшению  условий труда и жизни и  расширению возможностей для  занятости;

      2. разработка международных трудовых  норм (подкрепляющаяся уникальной  системой контроля над их применением), которые служат в качестве руководящих принципов для национальных органов власти при реализации этих мер;

      3. всесторонняя программа международного технического сотрудничества, разрабатываемая и осуществляемая при активном партнерстве с учредителями в помощь странам при проведении в жизнь этих мер;

      4. подготовительная, учебная и издательская  деятельность, способствующая реализации  всех этих усилий.

      Таким образом, деятельность МОТ распространяется в основном на четыре сферы: улучшение условий труда и жизни, стимулирование занятости, раскрытие потенциала рабочей силы, развитие социальных ин-. статутов. Для выполнения своих задан МОТ пользуется тремя дополняющими друг друга методами: установление международных норм и контроль за их соблюдением, техническое сотрудничество, исследовательская работа, подготовка документации и распространение информации. В целях выполнения своих задач по улучшению условий труда и жизни и соблюдения прав человека в трудовой сфере МОТ опубликовала Международный трудовой кодекс. Он устанавливает минимальные нормы в сфере, за которую отвечает МОТ. Эти нормы содержатся в конвенциях или рекомендациях Международной конференции труца Если государство — член МОТ ратифицировало Конвенцию, то оно обязано регулярно представлять МОТ отчеты по ее выполнению. За контроль над этим процессом отвечают два органа: независимый экспертный комитет по выполнению конвенций и рекомендаций (20 юристов) и трехсторонний комитет Конференции по выполнению конвенций и рекомендаций, обсуждающий вопросы на основе докладов экспертного комитета. Что касается рекомендаций и нератифицированных конвенций, то МОТ может обращаться к правительствам с просьбой о предоставлении информации о соответствии национального законодательства содержащимся в конвенциях нормам.

      Где бы человек ни трудился - на стройке  или в банке, в школе или  на фабрике, в шахте или на ферме, он работает в определенной отрасли  экономики, имеющей свои технические, экономические и социальные отличия. Многие вопросы в сфере труда имеют явно отраслевой характер, а общие проблемы, такие как последствия глобализации, гибкий график рабочего времени и т. д. могут принимать различные формы в зависимости от отраслевого контекста.

      Отраслевая  деятельность МОТ направлена на повышение  способности различных отраслей эффективно и на справедливой основе решать проблемы в сфере труда. МОТ  регулярно проводит международные  отраслевые встречи, разрабатывающие  рекомендации, которые служат ориентиром для выработки промышленной политики и проведения практических мер государствами-членами МОТ. Было также принято множество международных трудовых норм, касающихся определенных отраслей, особенно торгового флота.

      Постоянное внимание уделяется 22 промышленным отраслям, морскому судоходству, сфере обслуживания - общественной и частной.

      Морское судоходство На условия труда и жизни моряков большое влияние оказывает практика вторичного подряда, работа на судах, зарегистрированных за рубежом, частая смена собственника и места регистрации судна. В портах автоматизация обработки грузов и структурная перестройка привели к сокращению рабочей силы.

      Общая цель деятельности МОТ в данной отрасли - содействие социальному и экономическому прогрессу на морском и речном транспорте, в рыболовстве и портовом хозяйстве, в первую очередь в отношении условий труда и жизни трудящихся.

      Важной  вехой последних лет стала 84-я (морская) сессия Международной конференции труда 1996 г. Она приняла семь новых международных трудовых норм, касающихся инспекции труда, вербовки и рабочего времени моряков. Основываясь на докладе, который готовит МБТ, Объединенная морская комиссия устанавливает минимальный размер оплаты труда моряков, который используется в качестве ориентира при заключении коллективных соглашений различными категориями трудящихся отрасли во всем мире.

      Особое  значение имеет Конвенция (№ 147) 1976 г. о минимальных нормах в торговом флоте, поскольку на ее положениях основаны почти все региональные соглашения между соответствующими органами различных стран о проведении инспекций судов, зарегистрированных за рубежом. В европейском регионе в конце 1997 г. власти провели широкую кампанию проверки всех судов, заходящих в порты, использовав при этом документы, подготовленные МБТ в отношении некоторых аспектов Конвенции № 147.

      Сектор  общественного обслуживания Государственная служба играет важнейшую роль в обществе и экономике, и в прошлом ее часто называли "главным средством решения проблем". В 1994 г. на долю правительственных организаций приходилось около 13% ВВП промышленно развитых стран. Сегодня споры идут о том, в какой мере государство должно и может вводить там механизмы рыночного типа или проводить приватизацию с целью повышения его эффективности в интересах общества. На нескольких встречах МБТ за последние годы рассматривался вопрос о развитии человеческих ресурсов и структурной перестройке в данном секторе. В январе 1997 г, на Симпозиуме о конвергенции средств мультимедиа обсуждался вопрос о социальных и трудовых последствиях перехода к глобальному информационному обществу.

Информация о работе Направления деятельности и структура МОТ