Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения.
Сочетание рыночного и государственного регулирования. В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Содержание

Содержание………………………………………………………………….1
Введение……………………………………………………………………..2
1. Регулирование рыночных отношений как функция
российского государства……………………………………………………- 3 -
2. Методы, средства и формы государственного
регулирования экономики2
3. Государственный контроль за частным бизнесом……………………….2
Заключение…………………………………………………………………2
Список литературы………………………………………………………...2

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Средства  административного регулирования  в сфере экономики чрезвычайно  разнообразны. Среди них следует  назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

3. Государственный  контроль над частным  бизнесом.

 

     Контроль — средство государственного регулирования экономики и частного бизнеса деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, то его следует рассматривать как одну из форм государственной власти.

     Государственный контроль в сфере частного бизнеса или предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов.

     Разновидностью  контроля является надзор, который  подразделяется на два вида: общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

     В науке административного, права  отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным  чертам:

     а) органы надзора (в том числе и  прокурорского) выполняют свои функции  и полномочия в отношении тех  объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в  основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых  случаях в отношении неподчиненных объектов;

     б) в процессе контроля могут применяться  меры дисциплинарного воздействия  в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются  меры административного воздействия  к физическим и юридическим лицам;

     в) по действующему законодательству страны органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

     Виды  контроля различаются в зависимости от оснований классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен валютный контроль, при котором проверяется конкретный вопрос соблюдения валютного законодательства.

     В зависимости от стадии контроля и  цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет  целью предупреждение и профилактику параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

     В зависимости от того, кто осуществляет контроль, и характера полномочий контролирующих органов выделяются:

  • контроль Президента страны;
  • контроль органов законодательной (представительной власти);
  • контроль органов исполнительной власти;
  • контроль органов судебной власти.

     Значение  налогового контроля для частного бизнеса  огромно. Однако он не является контролем  собственно за ним. Основная его задача заключается в проверке выполнения бизнесменом требований законодателя по выплате налогов и иных налоговых  платежей.

     К непосредственному контролю над предпринимательской деятельностью следует отнести, например, надзор лицензирующим органом за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.

     Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:

  • проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках;
  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату;
  • осуществлять иные предусмотренные законодательством полномочия.

     Непосредственный  государственный контроль над предпринимательской  деятельностью предусмотрен при  международных автомобильных перевозках.

     Один  из характерных примеров непосредственного  контроля над частной деятельностью  — валютный контроль. Его цель — обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.

     К большинству валютных операций в  различных станах в соответствии с действующим законодательством  относятся:

     а) операции, связанные с переходом  права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

     б) ввоз и пересылка в государство, а также вывоз и пересылка  из государства валютных ценностей;

     в) международные денежные переводы;

     г) расчеты между резидентами и  нерезидентами в валюте страны.

     Операции  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

     К текущим валютным операциям относятся:

     а) переводы в страну и из страны иностранной  валюты для расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту  товаров (работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности), а  также для расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций;

     б) получение и предоставление финансовых кредитов;

     в) переводы в страну и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

     г) переводы неторгового характера  в государство и из государства, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также  другие аналогичные операции.

     К валютным операциям, связанным с  движением капитала, относятся:

     а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении предприятием;

     б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

     в) переводы валюты и валютных ценностей  в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

     г) предоставление и получение отсрочки платежа на определенный срок по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

     д) предоставление и получение финансовых кредитов на установленный срок;

     е) все иные валютные операции, не являющиеся текущим валютными операциями.

     Основные  направления валютного контроля:

     а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для  них лицензий и разрешений;

     б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже и ной валюты на внутреннем рынке страны;

     в) проверка обоснованности платежей в  иностранной валюте;

     г) проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте государства.

     Валютный  контроль в государстве осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

     Органами  валютного контроля в основном являются Центральный банк страны и правительство.

     Агенты  валютного контроля — организации, которые в соответствии с законодательными актами страны могут выполнять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

     Уполномоченные  банки являются агентами валютного  контроля, подотчетными Центральному банку государства.

     Органы  валютного контроля в пределах своей  компетенции издают нормативные  акты, обязательные к исполнению всеми  резидентами и нерезидентами  в стране.

     Органы  и агенты валютного контроля в  пределах своей компетенции:

     а) контролируют проводимые в государстве резидентами и нерезидентами валютные операции, соответствие этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение ими актов органов валютного контроля;

     б) проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов государства.

     Органы  валютного контроля определяют порядок  и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям.

                                                          

                                                    Заключение:

 

Государственное регулирование - объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики — необходимые условия эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.

     Правовое  обеспечение рыночных отношений  — средство государственного регулирования  экономики. Эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.

     Необходимое условие эффективного государственного регулирования — учет интересов  субъектов рыночных отношений.

     Государственный сектор экономики — важная составная  часть рынка и инструмент государственного регулирования.

     При осуществлении государственного регулирования  происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.

     Прогнозирование и планирование являются инструментами  не только командно-административной, но и рыночной экономики.

     Государственный контроль и надзор — эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и частного бизнеса.

     Но  преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование  как на панацею от всех социально-экономических  проблем неправомерны. Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Экономическая эффективность—это, прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека.

     Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической  системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

Информация о работе Налоги и налогообложение