Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:59, реферат
Монополистическая деятельность предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, проявляется, прежде всего, в злоупотреблении своим доминирующим положением.
Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Монополистическая деятельность предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, проявляется, прежде всего, в злоупотреблении своим доминирующим положением.
Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Под злоупотреблением
доминирующим положением понимаются все
формы использования
Удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным.
Здесь
проявляется один из главных парадоксов
рыночной экономики: с одной стороны,
конкуренция побуждает
Основополагающим
критерием для установления наличия
доминирующего положения
Антимонопольные органы признают (квалифицируют) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение этой величины, его положение, на рынке не является доминирующим (МАЛ России может установить иную предельную величину доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара для квалификации положения как доминирующего).
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35—65%, квалифицируется государственными антимонопольными органами как доминирующее, если оно доказано ими с учетом дополнительных параметров, характеризующих товарный рынок и подтверждающих возможность действий хозяйствующего субъекта, в основном независимо от конкурентов.
Доля
товарного рынка, находящаяся внутри
пределов 35—65%, принадлежащая в данный
момент времени хозяйствующему субъекту,
сама по себе не может служить достаточным
условием для признания наличия
доминирующего положения. Установленный
Законом о конкуренции на товарных
рынках нижний предел доли товарного
рынка в 35 процентов служит ситом
для отсеивания хозяйствующих субъектов
с меньшими долями, которые не могут
быть доминирующими, и выявления
хозяйствующих субъектов с
При оценке рыночной структуры для квалификации в качестве доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара находится внутри пределов 35-65% включительно, учитываются:
.количество
фактических конкурентов и
.стабильность
во времени долей рынка,
.стабильность
во времени самого рынка (
.наличие
потенциальной конкуренции в
совокупности с оценкой
.оценка
факторов или потенциальных
Ценовое
лидерство — рыночная ситуация,
свойственная олигополии, при которой
повышение или понижение цен
изучаемым хозяйствующим
На величину доли рынка влияет выбор способа измерения показателей, положенных в основу ее определения (то есть способ измерения количества товара, реализуемого конкретным хозяйствующим субъектом, и объема рынка).
Указанные показатели могут быть измерены:
.в натуральном выражении (в натуральных или условных показателях);
.в стоимостном
выражении — соответственно, стоимостью
реализованного хозяйствующим
В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной потребителям продукции указанные показатели определяются, соответственно, объемом поставок продукции хозяйствующим субъектом на соответствующий товарный рынок (при этом из показателя объема производства исключаются излишние запасы продукции на складе, продукция, предназначенная для внутренних нужд хозяйствующего субъекта, и продукция, вывозимая (экспортируемая) им для продажи за пределами соответствующего товарного рынка) и общим объемом поставок товара на соответствующий товарный рынок (то есть объемом поставок товара на рынок местными товаропроизводителями, включая объем ввоза товара на соответствующий товарный рынок).
Для квалификации
в качестве доминирующего положения
хозяйствующего субъекта, доля которого
на рынке определенного товара находится
внутри пределов 35-65%, определяются и
анализируются следующие
По хозяйствующим, субъектам — конкурентам, реально функционирующим на товарном рынке, для которого определены продуктовые и географические границы:
а)наличие конкретных хозяйствующих субъектов — конкурентов (продавцов, производителей);
б) их производственные возможности (наличные мощности и существующая загрузка мощностей) по производству и реализации рассматриваемого продукта (работ, услуг) и его заменителей в сочетании с поставками на конкретный товарный рынок;
в)размер долей рынка, принадлежащих ближайшим конкурентам изучаемого хозяйствующего субъекта, в сопоставлении с его долей рынка;
г) стабильность
во времени долей рынка, принадлежащих
как изучаемому хозяйствующему субъекту,
так и его ближайшим
д) стабильность во времени самого рынка (статичный или динамичный рынок);
е)возможные реакции конкурентов на антиконкурентное поведение хозяйствующего субъекта;
ж) возможная реакция хозяйствующего субъекта на давление конкурентов.
Если существуют конкуренты (то есть предприятия, поставляющие или могущие поставлять на рынок однородные или взаимозаменяемые товары) и они могут отреагировать быстро (как правило, до одного года), ощутимо (то есть их возможности по выпуску продукции (работ, услуг) сопоставимы с возможностями исследуемого хозяйствующего субъекта) и без больших затрат на антиконкурентное поведение рассматриваемого хозяйствующего субъекта, то, вероятнее всего, он не сможет удержать доминирующее положение и действовать на рассматриваемом рынке независимо от конкурентов.
Существующие конкуренты смогут быстро отреагировать на антиконкурентное поведение рассматриваемого хозяйствующего субъекта в том случае, если:
.они
обладают значительными
.их
мощности могут быть быстро
без существенных затрат и
в достаточной степени
.их
мощности (или часть мощностей), работающие
на другой товарный рынок,
По хозяйствующим
субъектам — потенциальным
а) наличие потенциальных (возможных) конкурентов;
б) барьеры
вхождения потенциальных
в) влияние динамичных изменений самого рынка на положение хозяйствующего субъекта.
Барьеры
вхождения конкурентов в
Расходы на вхождение в рынок — это любые затраты, которые должны нести хозяйствующие субъекты, входящие в рынок, но которые не осуществляют уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты.
К основным видам таких расходов относятся:
.затраты
на реализацию отдельных
.расходы
на производство и продажу
соответствующего товара (финансовые
и материальные затраты,
.расходы на переключение потенциальных покупателей от покупок у действующего на данном рынке хозяйствующего субъекта к покупкам у хозяйствующего субъекта, входящего на рынок (например, рекламные расходы).
Величина
конкретных затрат («низкие» или «высокие»)
потенциальных конкурентов на вхождение
в рынок оценивается на основе
сравнения этих затрат с ожидаемымдоходом хозяйствующег
Предлагается
считать расходы на вхождение
в рынок очень высокими, если на
основании анализа выясняется, что
ни один из возможных конкурентов, по
всей вероятности, не войдет на данный
товарный рынок с достаточной
силой, как правило, в течение
одного года. В таком случае можно
считать потенциальных
Динамичные
изменения на рынке и оценка доминирования
хозяйствующего субъекта. Проблема доминирования
хозяйствующего субъекта на товарном
рынке рассматривается как
Информация о работе Монополистическая деятельность предприятия