Модернизация сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:52, доклад

Описание работы

Обоснована необходимость модернизации сферы услуг в связи с переходом на новый институциональный уклад рыночного типа. При этом сравниваются ее основные параметры в России и зарубежных странах. Важнейшей тенденцией в данной сфере являются изменения в секторе малого бизнеса, занимающего в ней ведущие позиции. Главным источником преобразования выступают новые технологии. Уровень развития сферы услуг становится важным фактором конкурентоспособности отечественной экономики.
Модернизация российской экономики предполагает повышение социально-экономической роли сферы услуг, и в последние два десятилетия она развивается высокими темпами, радикально преобразуются многие отрасли.

Работа содержит 1 файл

Обоснована необходимость модернизации сферы услуг в связи с переходом на новый институциональный уклад рыночного типа.docx

— 24.26 Кб (Скачать)

 

Сопоставления российской сферы  услуг с ее аналогами в развитом мире особенно важны в контексте  реализации программ модернизации экономики - ее диверсификации, повышения конкурентоспособности, достойной интеграции в мировое  хозяйственное пространство. В структуре  нашего хозяйства крупные позиции, как известно, занимают топливно-энергетический комплекс и отрасли промышленности, и их роль в экономике в последние  годы усиливается. Этот вектор развития противоречит потенциалу и долговременным интересам и целям страны и  идет вразрез с мирохозяйственным  процессом опережающей динамики сферы услуг. Ее отрасли вносят на постиндустриальной стадии весомый  и растущий вклад в общественный прогресс: в одних совершенствуется человеческий потенциал, вырабатывается и распространяется в хозяйстве  научное знание, а это - ключевые источники экономического роста; другие координируют элементы все более  сложного воспроизводственного процесса, в- третьих создаются условия  для повышения качества жизни  населения. В последние два-три  десятилетия на услуги приходится основная или крупная часть прироста ВВП  и практически весь приток рабочей  силы в хозяйство развитых стран.

 

Уровень развития и качественные характеристики сферы услуг становятся определяющим фактором конкурентоспособности  национальной экономики на глобальных рынках. Повышение научно-технологического уровня услуг, многие из которых вышли  в лидеры по оснащенности новыми технологиями, привело к росту производительности в рассматриваемой сфере и  ее вклада в общехозяйственную эффективность. В 1994- 2004 гг. услуги давали более половины прироста производительности труда  в хозяйстве Великобритании, Австралии, Канады, Японии, Словакии. В частном  секторе США во второй половине 90-х  годов вклад услуг в рост производительности оценивается в 2/3, в том числе  торговли - варьирует, по разным расчетам, от 1/3 до 1/2 (8). Зависимость конкурентных позиций стран от уровня развития рассматриваемой сферы подтверждается мировыми рейтингами конкурентоспособности, где первые места занимают, как  правило, страны с высокой долей  услуг в ВВП (9). Показательно первенство в мировой экономике, в области  технологий, научной и других сферах США, страны с самой высокоразвитой экономикой услуг.

 

Российское государство  также декларирует приверженность курсу на построение постиндустриальной, инновационной экономики. Однако в  экономической политике последних  лет приоритет отдан экспортно-сырьевому  направлению, а в центре структурной  политики - добыча и транспортировка  нефти, газа, ряд других сырьевых и  некоторых обрабатывающих отраслей. В то же время ключевые для прогресса страны виды деятельности остаются на втором плане, часто в состоянии кризиса. В последние два-три года появляются некоторые признаки перелома в структурной политике. Но меры по оздоровлению здравоохранения, образования и других сфер, предусмотренные в приоритетных национальных проектах, не обоснованы концептуально, реализуются разрозненно и бессистемно, сводятся в основном к финансовым вливаниям и косметическому ремонту, тогда как давно назревшие реформы по-прежнему откладываются. Экономическая политика такого рода отнюдь не приближает страну к постиндустриальной стадии. Она противоречит и мирохозяйственной тенденции преимущественного развития нематериального фундамента экономического и социального прогресса - науки, человеческих ресурсов и разного рода неосязаемых активов. И хотя за полтора десятилетия российская сфера услуг по темпам и глубине обновления опережала другие сектора российского хозяйства, в контексте потребностей страны и мирохозяйственных тенденций она находится на начальном этапе постиндустриального развития.


Информация о работе Модернизация сферы услуг