Модернизация сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:52, доклад

Описание работы

Обоснована необходимость модернизации сферы услуг в связи с переходом на новый институциональный уклад рыночного типа. При этом сравниваются ее основные параметры в России и зарубежных странах. Важнейшей тенденцией в данной сфере являются изменения в секторе малого бизнеса, занимающего в ней ведущие позиции. Главным источником преобразования выступают новые технологии. Уровень развития сферы услуг становится важным фактором конкурентоспособности отечественной экономики.
Модернизация российской экономики предполагает повышение социально-экономической роли сферы услуг, и в последние два десятилетия она развивается высокими темпами, радикально преобразуются многие отрасли.

Работа содержит 1 файл

Обоснована необходимость модернизации сферы услуг в связи с переходом на новый институциональный уклад рыночного типа.docx

— 24.26 Кб (Скачать)

Обоснована необходимость  модернизации сферы услуг в связи  с переходом на новый институциональный  уклад рыночного типа. При этом сравниваются ее основные параметры  в России и зарубежных странах. Важнейшей  тенденцией в данной сфере являются изменения в секторе малого бизнеса, занимающего в ней ведущие  позиции. Главным источником преобразования выступают новые технологии. Уровень  развития сферы услуг становится важным фактором конкурентоспособности  отечественной экономики.

Модернизация российской экономики предполагает повышение  социально-экономической роли сферы  услуг, и в последние два десятилетия  она развивается высокими темпами, радикально преобразуются многие отрасли. В контексте перспектив модернизации важно сопоставить основные параметры  рассматриваемой сферы в России и зарубежных странах, выявить общие  черты и различия, определить слабые звенья и сравнительные преимущества российских услуг.

 

На общем фоне трансформации  экономики сфера услуг выделяется сравнительно высокой интенсивностью, обусловленной как спецификой развития в советский и переходный периоды, так и рядом ее родовых характеристик. Первостепенной причиной преобразований стал переход услуг на новый институциональный  уклад. При этом разгосударствление собственности во многих отраслях проходило  весьма динамично и в массовом порядке, поскольку они максимально  соответствовали критериям начального этапа приватизации по масштабам, уровню стандартизации и коммерциализации. Хозяйственный статус предприятий  менялся в ходе "малой приватизации", охватившей небольшие производства во всех отраслях, а также обязательной приватизации предприятий торговли, системы материально-технического снабжения, массового питания, бытового обслуживания и автотранспортного  хозяйства. Уже к концу 1995 г. вне  рамок государственной собственности  числились почти 2/3 предприятий автотранспорта и автосервиса, около 80% розничной  торговли и бытового обслуживания, 70% - системы общественного питания. В последующие годы этот процесс  продолжался, но более медленным  темпом.

 

Форсированное разгосударствление положило начало становлению в сфере  услуг частного сектора. Другим его  каналом стало новое предпринимательство, не связанное с приватизацией  и получившее в этом секторе особенно широкий размах. Созданию бизнеса "с  чистого листа" благоприятствовал  целый ряд обстоятельств: слабое развитие и серьезное отставание от мирового уровня практически всех услуг и по любым меркам, а также  сравнительно небольшие размеры  стартового капитала. За счет нового бизнеса  сформировался целый спектр услуг, которые в плановом хозяйстве  либо вообще отсутствовали, либо были развиты крайне слабо. К 2010 г. количество аудиторских фирм выросло до 3.4 тыс. а число занятых - до 44.4 тыс. человек, рекламных - соответственно до 3.2 тыс. и 53.5 тыс., риэлтерских - до 3.2 тыс. и 32.1 тыс.; расширялась сфера деятельности информационных и компьютерных услуг, консалтинга и других видов сервиса  для производства. Практически заново создавались услуги телекоммуникаций, коммерческих банков и других финансовых учреждений, страхования и т.д. (1). Бизнес осваивал сферу социально-культурных услуг: увеличивалось число негосударственных  учебных заведений; частная медицина, сосредоточенная на первых порах  в области стоматологии, косметологии, наркологии, диагностики заболеваний  и т.д., распространилась на многие другие области.

 

За счет органического  роста новых частных фирм существенно  пополнялся и обновлялся состав традиционных отраслей. Можно полагать, что приход новых производителей был главной  причиной роста числа действующих  структур в розничной торговле и  общественном питании - с 640 тыс. в 2000 г. до 1622 тыс. в 2008 г., на транспорте соответственно - с 53 тыс. до 129 тыс. Благоприятную почву  в отраслях услуг нашло мелкое предпринимательство: в 2009 г. здесь  было сосредоточено 82% продукции, 57% занятых  и 73% фирм и организаций мелкого  бизнеса. Преимущественно за счет нового бизнеса доля сферы услуг в  численности российских предприятии  и организаций увеличилась с 60% в 2000г. до 73% в 2009 г. (2).

 

Другим фундаментальным  фактором трансформации отраслей услуг  стал переход на рыночные принципы ценообразования. Специфика системы  рыночных цен состоит в том, что  вследствие высокой трудоемкости сервисных  операций, сравнительно низкой производительности труда при непрерывном повышении  его стоимости и ряда других факторов уровни и динамика цен на услуги выше, чем на продукцию материальной сферы. В плановом ценообразовании  эта особенность не учитывалась, и тарифы и цены на услуги многих отраслей были относительно ниже цен  на непродовольственные товары; практически  на бесплатной основе население получало услуги образования и здравоохранения; нереально низко оценивался сервис в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 

Отраслевые пропорции  сферы услуг свидетельствуют  о кризисной ситуации в сферах образования, здравоохранения, культуры, удельный вес которых в ее продукции  за 1998-2008 гг. сократился с 23.3 до 10.5%. Она  подтверждается и относительной  динамикой рыночных и нерыночных услуг в ВВП: за 1994-2008 гг. доля первых выросла с 63 до 82%, вторых - снизилась  с 37 до 18% (3). Включение в рыночный оборот в ходе реформ растущих объемов  услуг - явление закономерное, но в  России его масштабы явно превышают  допустимые пределы. Не соответствует  эта пропорция и практике западных стран, где рамки рынка в инфраструктурных отраслях ограничены, и значительная часть услуг по ряду причин -так  называемых провалов рынка, социальных гарантий государства и т.д. - реализуется  в общественном и некоммерческом секторах. Среди главных жертв  реструктуризации - сфера научных  исследований.

 

В то же время за сравнительно более благополучным фасадом  обнаруживаются глубокие контрасты  и серьезные проблемы. Отличительная  черта модернизации - неравномерность  по многим параметрам. Значительны  межотраслевые различия в глубине  и темпах перемен, уровне технологий, качестве организации, управления и  сервиса. Одни отрасли вырвались  вперед, другие пребывают в кризисном  или застойном состоянии; отчетливо  выражен дисбаланс наукоемких и  традиционных услуг; аномально крупных  размеров достигают охранный бизнес, некоторые виды развлечений и  рекреации и т.п. Велики региональные контрасты. Обе столицы быстро приобретают  постиндустриальный облик, крупные  города и центральные районы страны по уровню и стандартам обслуживания намного превосходят периферию, которая зачастую живет по-старому. В потреблении услуг особенно ярко выражена самая опасная болезнь  российского общества -огромный разрыв по уровню доходов населения. В целом  ряде отраслей сложился небольшой процветающий оазис, обслуживающий потребности  обеспеченных слоев населения в  сервисе высокого качества и зачастую мирового уровня, тогда как в потребительской корзине основной массы населения доля услуг (кроме жилищно-коммунальных) незначительна.

 

Впечатляющие по российским меркам достижения в рассматриваемой  сфере, однако, меркнут при сопоставлении  уровня ее развития с внутренними  потребностями и с западными  реалиями, где этот крупный и системообразующий  сектор под влиянием научно-технологического прогресса, институциональных сдвигов, глобализации получил в последние 25-30 лет сильнейший импульс к всестороннему  прогрессу.

 

Для сопоставительного анализа  в первую очередь необходимы достоверные  сведения о масштабах сферы услуг, как точке отсчета для дальнейшего  движения. Доля услуг в ВВП России, по официальным данным, составляет в последние годы около 60%; это  ниже, чем в большинстве развитых стран, где она варьирует в  пределах 70-75%. Однако ряд экономистов, в частности эксперты Всемирного банка (ВБ), считают российский показатель сильно завышенным из-за распространенной практики продажи производителями  продукции афилированным торговым структурам по заниженным ценам. В результате немалая часть доходов компаний, в первую очередь нефтегазовых, перемещается в торговое звено и учитывается  в составе сферы услуг. С корректировкой на этот фактор доля услуг в российском ВВП в 2004 г. оценивается в 36%, рыночных услуг - в 24, а нефтегазового сектора - возрастает с 8 до 19% (4). Из-за непрозрачности товарных и финансовых потоков и  ряда других обстоятельств сколько-нибудь убедительно подтвердить или  оспорить этот расчет весьма сложно. Тем  не менее, с выводом экспертов  ВБ в целом можно согласиться  с той, однако, оговоркой, что их оценка завышения, на наш взгляд, преувеличена, поскольку не подтверждается соотношением удельных весов сферы услуг в  ВВП и в общей численности  занятых; а последний показатель, как известно, более точен. В зарубежных странах их разрыв обычно не велик, но по расчету экспертов ВБ, в  России достигает 20 п.п. (36 и 56). Следует  к тому же учитывать крупные масштабы теневого сектора в услугах, а  также снижение возможностей ценовых  манипуляций в последние годы по мере упорядочения системы трансфертного  ценообразования.

 

Независимо от конкретных расчетов полноценная диверсификация российского хозяйства предполагает повышение доли услуг в ВВП  в краткосрочной перспективе, по крайней мере, до среднемирового уровня, равного в 2007г. 68% (5). Однако в последние  годы динамика этой сферы у нас  замедляется на фоне мирового тренда устойчивой структурной экспансии  сервисных отраслей. По этому пути идут страны ЦВЕ, к среднемировому уровню приближаются республики Балтии. При  опережающем росте сервисных  отраслей индустриализируется КНР, где их удельный вес в ВВП возрос с 33% в 1999г. до 41% в 2009 г., развиваются  Бразилия и Индия (6). Несмотря на достигнутые  масштабы, высокими темпами растут услуги в постиндустриальных странах. Из общей закономерности в последнее  десятилетие выпадает Норвегия, где  с открытием и разработкой  крупных нефтегазовых месторождений  увеличилась доля индустрии. Но при  оценке этого феномена следует учитывать  продолжающийся рост численности занятых  в услугах и, прежде всего высокую  степень зрелости сервисных отраслей, особенно социальных, свойственную всем скандинавским странам.

 

Необходимость ускорения  динамики российских услуг диктуется, прежде всего, внутренними причинами - низким уровнем развития практически  всех услуг, а также нацеленностью  страны на достойную интеграцию в  мировое хозяйство. Отсталая транспортная инфраструктура все ощутимее тормозит восстановление промышленности и аграрного  сектора, ограничивает мобильность  населения, наносит хозяйству колоссальный ущерб, достигающий, по некоторым оценкам, 3% ВВП. Не отвечает потребностям производства и населения слабый финансовый и  другие секторы. Хозяйство столкнулось  с дефицитом квалифицированных  кадров всех уровней. Конкурентоспособность  бизнеса в преддверии вступления страны в ВТО не повысить без должного расширения деловых и профессиональных услуг. Хозяйство и население  остро нуждаются в развитых и  качественных услугах сфер науки, образования, здравоохранения и т.д.

 

К важнейшим тенденциям в  рассматриваемой сфере относятся  изменения в секторе мелкого  предпринимательства, занимающего  в большинстве услуг значительные позиции. И здесь главным источником преобразований выступают новые  технологии, в первую очередь ИКТ, открывшие для мелкого бизнеса  широкое поле деятельности, повысив  эффективность операций небольшого масштаба и индивидуализированного сервиса. Состав сектора пополнялся, особенно динамично в 80-90-е годы, фирмами, занятыми в наукоемких услугах  и других областях знаний и технологий, часто семейными, а также созданными несколькими партнерами, отдельными профессионалами и экспертами. Под  влиянием новых технологий и расширения спроса оживлялся мелкий бизнес и  в традиционных отраслях - торговле, автосервисе, бытовых, рекреационных  и ряде других.

 

Ситуация в секторе  мелкого предпринимательства, однако, не была однозначной: технологические  и институциональные сдвиги, глобализация способствовали экспансии крупных  компаний, которым удалось на ряде рынков потеснить мелких соперников. Но специфика отраслей услуг по-прежнему благоприятствует развитию мелкого  бизнеса. В США в начале века его  доля в продукции (value added) торговли составляла 65%, операций с недвижимостью, услугах  лизинга и аренды - около 75, гостиничного бизнеса, массового питания, здравоохранения  и социальных услуг - 57, ряде деловых  услуг - 65%. Вследствие опережающей динамики производства услуг позиции сектора  на макроуровне стабильны или  даже несколько улучшаются: в 1999 г. на его долю приходилось 50% ВВП, в 2006 г. - 52%. В странах Европы и в Японии эти показатели выше (7).

 

Устойчивость мелкого  бизнеса связана с его функциональным усложнением. Не утрачивая первостепенной роли в обеспечении занятости  и доходов значительной части  населения, социальной стабильности общества, мелкие фирмы осваивают сферу  исследований и инноваций - занимаются поиском перспективных источников роста, технологических решений, рыночных возможностей и ниш; участвуют в  апробации научных проектов и  разработок. Наряду с наукоемкими  профессиональными и другими  услугами мелкий научный бизнес образует нематериальную инфраструктуру производственных кластеров, исследовательских центров, научно-технологических парков и  т.п. В национальные инновационные  системы интегрируется венчурный бизнес. По уровню технологий, качеству ресурсного обеспечения мелкое производство подтягивается к крупному, и из его рядов вырастают лидеры национального и глобального уровня, такие как Microsoft, Google, American Express, Vodafone, McDonalds и многие другие. Общехозяйственное значение новых функций этого сектора подчеркивается в определении его миссии Администрацией малого бизнеса США - "занятость, создание новых рабочих мест, инновации".

 

Не менее важный фактор устойчивости мелкого производства - укрепление сотрудничества с крупным  бизнесом. Так, на базе ИКТ повышается эффективность типичных для услуг  моделей делового партнерства. В  рамках контрактов типа франчайз облегчается  и упрощается контроль и мониторинг системы со стороны головной фирмы, а ее контрагенты получают большую  свободу в принятии решений, реакции  на рыночные сигналы, проявлении инициативы. Высокими темпами и в разнообразии форм развивается кооперация двух секторов в сфере ИР.

 

В то же время следует подчеркнуть, что макроэкономическая устойчивость мелкого бизнеса вообще, а в  услугах особенно, достигается в  результате непрерывного обновления состава  производителей, намного более интенсивном, чем в крупном производстве. Путем  жесткого рыночного отбора наиболее жизнеспособных игроков идет постоянная перестройка экономики снизу, в  соответствии с новыми возможностями  и вызовами.

 

На постиндустриальной стадии усиливается процесс интеграции услуг и материальной сферы. Более  интенсивно осуществляется межотраслевой  обмен: затраты на сервис в целом  ряде промышленных отраслей приближаются к расходам на сырье или их превосходят, в услугах растут инвестиции, внедряются новые технологии и т.д. Сильнейший импульс интеграция получает от ИКТ, действующих в единстве материального  продукта и услуги.

 

В России процессы и тенденции, формирующие современную полноценную  сферу услуг, находятся в зародышевом  состоянии. Несмотря на крупные позитивные сдвиги, сохраняется ее серьезное  отставание по многим параметрам от мирового уровня. По темпам реструктуризации хозяйства  страна уступает даже государствам Восточной  Европы, которые, стартуя, как и Россия, с относительно низкого уровня развития сферы услуг, проводят ее более активно. По степени структурной зрелости сфера услуг России отстает от развитых стран примерно на пять-шесть  десятилетий.

 

Среди серьезных дефектов рассматриваемой сферы, как и  всего российского хозяйства, - неразвитость мелкого бизнеса. Мощная волна малого предпринимательства в первые годы реформ довольно быстро пошла на спад, и только в последние два-три  года намечается некоторое оживление. Услуги в этом секторе представлены довольно весомо, но его доля в ВВП  страны не превышает 13-17%, а роль в  модернизации хозяйства и социальной структуры явно недооценивается. Между  тем краткая история мелкого  производства свидетельствует о  его существенном даже при небольших масштабах вкладе в решение острейших проблем страны. Во многом благодаря стремительному взлету в начале 90-х годов мелкого торгового бизнеса, преимущественно челночного, в кратчайшие сроки был ликвидирован всеобщий товарный дефицит. Расширение этого сектора смягчало трудности переходного периода - падение жизненного уровня населения, угрозу массовой безработицы и т.п. Действуя в довольно неблагоприятной среде, он, тем не менее, приобретает более цивилизованный характер, часто демонстрирует жизнеспособность и эффективность. Но отраслевой состав сектора архаичен: в нем преобладают традиционные услуги в ущерб наукоемким и инновационным. Медленно приживается на российской почве партнерство мелкого и крупного бизнеса.

Информация о работе Модернизация сферы услуг