Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:52, доклад
Обоснована необходимость модернизации сферы услуг в связи с переходом на новый институциональный уклад рыночного типа. При этом сравниваются ее основные параметры в России и зарубежных странах. Важнейшей тенденцией в данной сфере являются изменения в секторе малого бизнеса, занимающего в ней ведущие позиции. Главным источником преобразования выступают новые технологии. Уровень развития сферы услуг становится важным фактором конкурентоспособности отечественной экономики.
Модернизация российской экономики предполагает повышение социально-экономической роли сферы услуг, и в последние два десятилетия она развивается высокими темпами, радикально преобразуются многие отрасли.
Обоснована необходимость модернизации сферы услуг в связи с переходом на новый институциональный уклад рыночного типа. При этом сравниваются ее основные параметры в России и зарубежных странах. Важнейшей тенденцией в данной сфере являются изменения в секторе малого бизнеса, занимающего в ней ведущие позиции. Главным источником преобразования выступают новые технологии. Уровень развития сферы услуг становится важным фактором конкурентоспособности отечественной экономики.
Модернизация российской экономики предполагает повышение социально-экономической роли сферы услуг, и в последние два десятилетия она развивается высокими темпами, радикально преобразуются многие отрасли. В контексте перспектив модернизации важно сопоставить основные параметры рассматриваемой сферы в России и зарубежных странах, выявить общие черты и различия, определить слабые звенья и сравнительные преимущества российских услуг.
На общем фоне трансформации
экономики сфера услуг
Форсированное разгосударствление
положило начало становлению в сфере
услуг частного сектора. Другим его
каналом стало новое
За счет органического роста новых частных фирм существенно пополнялся и обновлялся состав традиционных отраслей. Можно полагать, что приход новых производителей был главной причиной роста числа действующих структур в розничной торговле и общественном питании - с 640 тыс. в 2000 г. до 1622 тыс. в 2008 г., на транспорте соответственно - с 53 тыс. до 129 тыс. Благоприятную почву в отраслях услуг нашло мелкое предпринимательство: в 2009 г. здесь было сосредоточено 82% продукции, 57% занятых и 73% фирм и организаций мелкого бизнеса. Преимущественно за счет нового бизнеса доля сферы услуг в численности российских предприятии и организаций увеличилась с 60% в 2000г. до 73% в 2009 г. (2).
Другим фундаментальным
фактором трансформации отраслей услуг
стал переход на рыночные принципы
ценообразования. Специфика системы
рыночных цен состоит в том, что
вследствие высокой трудоемкости сервисных
операций, сравнительно низкой производительности
труда при непрерывном
Отраслевые пропорции
сферы услуг свидетельствуют
о кризисной ситуации в сферах
образования, здравоохранения, культуры,
удельный вес которых в ее продукции
за 1998-2008 гг. сократился с 23.3 до 10.5%. Она
подтверждается и относительной
динамикой рыночных и нерыночных
услуг в ВВП: за 1994-2008 гг. доля первых
выросла с 63 до 82%, вторых - снизилась
с 37 до 18% (3). Включение в рыночный
оборот в ходе реформ растущих объемов
услуг - явление закономерное, но в
России его масштабы явно превышают
допустимые пределы. Не соответствует
эта пропорция и практике западных
стран, где рамки рынка в
В то же время за сравнительно более благополучным фасадом обнаруживаются глубокие контрасты и серьезные проблемы. Отличительная черта модернизации - неравномерность по многим параметрам. Значительны межотраслевые различия в глубине и темпах перемен, уровне технологий, качестве организации, управления и сервиса. Одни отрасли вырвались вперед, другие пребывают в кризисном или застойном состоянии; отчетливо выражен дисбаланс наукоемких и традиционных услуг; аномально крупных размеров достигают охранный бизнес, некоторые виды развлечений и рекреации и т.п. Велики региональные контрасты. Обе столицы быстро приобретают постиндустриальный облик, крупные города и центральные районы страны по уровню и стандартам обслуживания намного превосходят периферию, которая зачастую живет по-старому. В потреблении услуг особенно ярко выражена самая опасная болезнь российского общества -огромный разрыв по уровню доходов населения. В целом ряде отраслей сложился небольшой процветающий оазис, обслуживающий потребности обеспеченных слоев населения в сервисе высокого качества и зачастую мирового уровня, тогда как в потребительской корзине основной массы населения доля услуг (кроме жилищно-коммунальных) незначительна.
Впечатляющие по российским меркам достижения в рассматриваемой сфере, однако, меркнут при сопоставлении уровня ее развития с внутренними потребностями и с западными реалиями, где этот крупный и системообразующий сектор под влиянием научно-технологического прогресса, институциональных сдвигов, глобализации получил в последние 25-30 лет сильнейший импульс к всестороннему прогрессу.
Для сопоставительного анализа
в первую очередь необходимы достоверные
сведения о масштабах сферы услуг,
как точке отсчета для
Независимо от конкретных
расчетов полноценная диверсификация
российского хозяйства
Необходимость ускорения динамики российских услуг диктуется, прежде всего, внутренними причинами - низким уровнем развития практически всех услуг, а также нацеленностью страны на достойную интеграцию в мировое хозяйство. Отсталая транспортная инфраструктура все ощутимее тормозит восстановление промышленности и аграрного сектора, ограничивает мобильность населения, наносит хозяйству колоссальный ущерб, достигающий, по некоторым оценкам, 3% ВВП. Не отвечает потребностям производства и населения слабый финансовый и другие секторы. Хозяйство столкнулось с дефицитом квалифицированных кадров всех уровней. Конкурентоспособность бизнеса в преддверии вступления страны в ВТО не повысить без должного расширения деловых и профессиональных услуг. Хозяйство и население остро нуждаются в развитых и качественных услугах сфер науки, образования, здравоохранения и т.д.
К важнейшим тенденциям в
рассматриваемой сфере
Ситуация в секторе мелкого предпринимательства, однако, не была однозначной: технологические и институциональные сдвиги, глобализация способствовали экспансии крупных компаний, которым удалось на ряде рынков потеснить мелких соперников. Но специфика отраслей услуг по-прежнему благоприятствует развитию мелкого бизнеса. В США в начале века его доля в продукции (value added) торговли составляла 65%, операций с недвижимостью, услугах лизинга и аренды - около 75, гостиничного бизнеса, массового питания, здравоохранения и социальных услуг - 57, ряде деловых услуг - 65%. Вследствие опережающей динамики производства услуг позиции сектора на макроуровне стабильны или даже несколько улучшаются: в 1999 г. на его долю приходилось 50% ВВП, в 2006 г. - 52%. В странах Европы и в Японии эти показатели выше (7).
Устойчивость мелкого
бизнеса связана с его
Не менее важный фактор устойчивости мелкого производства - укрепление сотрудничества с крупным бизнесом. Так, на базе ИКТ повышается эффективность типичных для услуг моделей делового партнерства. В рамках контрактов типа франчайз облегчается и упрощается контроль и мониторинг системы со стороны головной фирмы, а ее контрагенты получают большую свободу в принятии решений, реакции на рыночные сигналы, проявлении инициативы. Высокими темпами и в разнообразии форм развивается кооперация двух секторов в сфере ИР.
В то же время следует подчеркнуть, что макроэкономическая устойчивость мелкого бизнеса вообще, а в услугах особенно, достигается в результате непрерывного обновления состава производителей, намного более интенсивном, чем в крупном производстве. Путем жесткого рыночного отбора наиболее жизнеспособных игроков идет постоянная перестройка экономики снизу, в соответствии с новыми возможностями и вызовами.
На постиндустриальной стадии усиливается процесс интеграции услуг и материальной сферы. Более интенсивно осуществляется межотраслевой обмен: затраты на сервис в целом ряде промышленных отраслей приближаются к расходам на сырье или их превосходят, в услугах растут инвестиции, внедряются новые технологии и т.д. Сильнейший импульс интеграция получает от ИКТ, действующих в единстве материального продукта и услуги.
В России процессы и тенденции,
формирующие современную
Среди серьезных дефектов рассматриваемой сферы, как и всего российского хозяйства, - неразвитость мелкого бизнеса. Мощная волна малого предпринимательства в первые годы реформ довольно быстро пошла на спад, и только в последние два-три года намечается некоторое оживление. Услуги в этом секторе представлены довольно весомо, но его доля в ВВП страны не превышает 13-17%, а роль в модернизации хозяйства и социальной структуры явно недооценивается. Между тем краткая история мелкого производства свидетельствует о его существенном даже при небольших масштабах вкладе в решение острейших проблем страны. Во многом благодаря стремительному взлету в начале 90-х годов мелкого торгового бизнеса, преимущественно челночного, в кратчайшие сроки был ликвидирован всеобщий товарный дефицит. Расширение этого сектора смягчало трудности переходного периода - падение жизненного уровня населения, угрозу массовой безработицы и т.п. Действуя в довольно неблагоприятной среде, он, тем не менее, приобретает более цивилизованный характер, часто демонстрирует жизнеспособность и эффективность. Но отраслевой состав сектора архаичен: в нем преобладают традиционные услуги в ущерб наукоемким и инновационным. Медленно приживается на российской почве партнерство мелкого и крупного бизнеса.