Миграция

Автор: Алсу Салаватуллина, 08 Октября 2010 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. 2008 год еще долго будет ассоциироваться с глобальным экономическим кризисом. В условиях кризисного периода в мире изменилась социально-политическая и экономическая ситуация во всех странах. Практически во всех из них наблюдается временный экономический спад экономики.
Мировой финансовый кризис спровоцировал волну трудовой миграции. Сокращение экспорта лишает работы сотни тысяч людей, которые теперь вынужденно находятся в поисках новой работы. Выводы ученых-экономистов и социологов, посвященные теории и практики миграции, прогнозируют настоящую «миграционную панику» в ряде стран (Китай, Россия и др.).
Несмотря на большую экономическую и социальную значимость и распространенность, трудовая миграция остается слабо изученной.
В этом выражена актуальность выбранной темы исследования: «Трудовая миграция как глобальное явление».
Объектом исследования являются виды миграции, особенности и условия формирования миграционных потоков с учетом социально-экономического положения страны и ее регионов.
Предметом исследования выступает взаимодействие организаций по регулированию миграции, организационно-экономические и информационные основы механизма регулирования ее процессов, а также оценка их влияния.
Целью данной курсовой работы определена исходя из актуальности рассматриваемой проблемы. Она заключается в анализе области трудовой миграции.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

2. Если  в 50—70-е гг. миграция шла в  основном из развивающихся стран  в индустриально развитые, то  с 80-х гг. наблюдается и встречный  миграционный процесс: перемещение  иностранной рабочей силы из  более развитых в менее развитые  страны.

3. Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.

4. Миграции  трудовых ресурсов способствуют  и современные технологии производства, основанные на принципах международного  разделения труда. Это связано  прежде всего с деятельностью  транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.

5. На  современном этапе развития значительно  увеличилась нелегальная миграция  рабочей силы, которая стала мировой  проблемой. В начале 90-х гг. ХХвека в Европе находилось примерно 2 млн. нелегалов. В США их 6 млн., а по некоторым источникам —13 млн. Это в основном мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном секторе. В Японии таковых менее 300 тыс., в Малайзии около 500 тыс., в России от 500 тыс. до 1 млн.

6. В  международной миграции происходят  качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов.

     Сегодня этому процессу присущи некоторые  новые черты.  
Первое. На смену “утечке мозгов” пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Но одновременно представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, едут на временную работу в развивающиеся страны.

Второе. Принципиально новым явлением стало  движение профессионалов не только “к капиталу”, но и “одновременно с  капиталом или вслед за ним”. Прежде всего, это связано с деятельностью ТНК и большими возможностями карьерного продвижения для профессионалов.

Третье. Современному уровню миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный  уровень, выразившийся в возникновении  своеобразной международной корпорации “охотников за головами”.  
Четвертое. Имеет место интеграция системы высшего образования. Она предполагает продолжение обучения студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов для посылающих стран. Однако многие из них не возвращаются на родину.

7. Страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей  силы из своих бывших колоний  и зависимых стран. 

8. Если  в страны традиционной миграции (США, Канада, Австралия, ЮАР) в  XIX в. и первой половине XX в. въезжали исключительно европейцы, то в 80—90-х гг. они составляют незначительную часть мигрантов. В иммиграционных потоках в эти страны преобладают выходцы из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибского бассейна.

9. Одной  из характерных особенностей современного этапа международной миграции рабочей силы стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Оно регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов. Оно занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для найма иностранных рабочих.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  1. Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения.
  2. Каждая страна по – своему реагирует на миграцию своих работников. Раннее этот процесс был сравнительно стихийным. Сейчас же он все более становится управляемым.
  3. Международная организация труда (МОТ) в этом плане играет особую роль. Она обязывает страны, следующие нормам международного права, организовывать бесплатные службы для информации мигрантов, содействовать перемещению (отъезд-приезд) мигрантов, оказывать им медицинские услуги, разрешать перевод на родину заработанных средств.
  4. Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж.
  5. Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.  
    Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.
 

2.1  Основные  принципы миграционной политики  Российской Федерации 

     Многообразные миграционные процессы, происходящие в Российской Федерации имеют  глубокие исторические корни. К началу ХХ века за пределами России, в ее нынешних границах проживало 2- 2,5 млн. русских, а в конце 50-х гг. - уже 16 млн. человек. После развала СССР характер миграционных процессов резко изменился. В их основе в большинстве случаев лежит всплеск национализма и нарушение прав нетитульного населения, его «выдавливания» на историческую родину.

     Свои  особенности имеют миграционные процессы и в самой России. Они  связаны в основном с территориальной  неравномерностью развала экономики  и социальной инфраструктуры. Регулирование миграционных процессов в этих условиях приобретают очень высокую значимость.

     Миграционная  политика относится к приоритетным, стратегическим направлениям государственного строительства, поэтому осуществление  генерального контроля над ее выполнением является одной из главных задач прерогативой президента РФ. Общие количественные параметры миграции, касающиеся квот, территориального распределения миграционных потоков, интересов национальной безопасности, должны ежегодно утверждаться лично президентом РФ. 

     В настоящее время вопросами миграции и получения гражданства занимаются несколько министерств и ведомств РФ (МИД, МВД, Миграционная служба РФ).

     На  данный момент ведется целенаправленная работа над трансформированием государственной системы миграционного управления.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

     Миграционная  политика превратилась в фактор, влияющий на все аспекты жизни. В России существует ведомство, которое адекватно  и оперативно регулирует связанные  с миграцией проблемы (демографические, экономические, гуманитарные, проблемы безопасности и др.) – это  Федеральная миграционная служба (ФМС).(ПРИЛОЖЕНИЕ 3.)

     Ее региональные представительства занимаются всеми административными, юридическими и организационными аспектами, связанными с вынужденными переселенцами и беженцами.

     В нашей стране разработана «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации».  Она представляет собой систему основных принципов  и приоритетов федеральных органов  государственной власти и органов  власти субъектов РФ в сфере регулирования миграционных процессов, направления и механизмы их практической реализации.

     В соответствии с концепцией государственная  миграционная политика основывается на следующих принципах:

     - согласования государственных интересов  России и интересов субъектов Федерации;

     - однообразного применения в субъектах  федеральных стандартов в области  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина;

     - недопустимости дискриминации мигрантов  по признаку расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, пола, убеждений, социальной принадлежности;

     - дифференцированного подхода к регулированию различных видов миграций (добровольных - вынужденных, внешних - внутренних, законных - нелегальных, временных - постоянных);

     - стимулирования рационального территориального распределения вынужденных мигрантов;

     - квотирования приема беженцев и предоставления временного убежища.

     Итак, можно сделать вывод: Российская Федерация не осталась в стороне от миграционных процессов.

     Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

     Практическому претворению в жизнь конституционных  и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

     Федеральной миграционной службой России предоставлены  лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки - материальной и финансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

     Формирование  правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов  в РФ продолжается. 
Наиболее важные аспекты российской миграционной политики: 
• реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения; 
• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

     Таким образом, сделаем следующие выводы:

     1) Трудовая миграция в России по факту – это процесс перемещения граждан, в основном, из бывших стран СНГ в Москву и Петербург или на их окраины, то есть в места высокой концентрации материальных, денежных и прочих ресурсов. За последний год была проведена глобальная реформа миграционного законодательства, направленная на то, чтобы остановить процесс нелегальной миграции и обеспечить иностранным гражданам гарантии их безопасности на территории чужого государства.

     2) Созданная в 1992 г. Федеральная миграционная служба РФ действует в рамках общегосударственной комплексной миграционной программы на основе Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее" от 15 августа 1996 г. В стране также предоставлены лицензии  частным и смешанным компаниям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за границей или приемом иностранной рабочей силы в нашей стране.

     3) Миграционная политика не ограничивается только решением проблем вынужденных мигрантов и созданием системы иммиграционного контроля, также должна быть ориентирована на регулирование миграционных потоков в целях улучшения демографической и социально-экономической ситуации в России.

Информация о работе Миграция