Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:43, реферат
Для осуществления розничной торговли необходима соответствующая материальная база. Основой материально-технической базы розничной торговли является торговая сеть.
В ГОСТе Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», который вступил в действие с 1 января 2000 г., дано определение понятия торговой сети.
Розничная торговая сеть - это совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей или находящихся под общим управлением.
Для осуществления розничной
торговли необходима соответствующая
материальная база. Основой материально-
В ГОСТе Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», который вступил в действие с 1 января 2000 г., дано определение понятия торговой сети.
Розничная торговая сеть - это совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей или находящихся под общим управлением.
Это основное организационное
и техническое звено, через которое
доводятся до потребителя товары
и удовлетворяются их потребности
в разнообразных товарах
Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора в удобном количестве, недалеко от места работы и жилья.
Структуру розничной сети
характеризуют следующие
соотношение предприятий торговли продовольственными и не продовольственными товарами;
удельный вес стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;
удельный вес
используемые формы продажи и методы обслуживания;
соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
соотношение торговой и неторговой площадей магазина;
продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);
соотношение обшей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;
удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
средний размер торговой площади одного магазина.
Изучение розничной торговли с помощью основных классификационных признаков позволяет получить информацию о ее качестве, относительной величине и важности, о воздействии внешних факторов, а также об организации продажи на отдельном предприятии.
Розничную торговую сеть можно классифицировать по различным признакам.
В зависимости от условий, в которых осуществляется продажа, она может быть стационарной и нестационарной.
Стационарная сеть расположена в специально оборудованных зданиях и строениях, предназначенных для осуществления купли- продажи.
Стационарная розничная сеть представлена розничной (магазины) и мелкорозничной сетью (павильоны, киоски, ларьки, торговые автоматы).
Розничная сеть представляет
собой совокупность торговых предприятий,
взаимодействующих на основе единого
координирования, определяемого внешней
средой. Эта сеть включает специально
оборудованные здания (магазины), осуществляющие
куплю-продажу товаров и
Мелкорозничная торговая сеть включает в себя павильоны, палатки, ларьки, киоски. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к покупателям, на ее сооружение и эксплуатацию не требуется больших затрат.
Развитие мелкорозничной
торговой сети не требует больших
капиталовложений, позволяет использовать
на ее строительство дешевые
В мелкорозничной торговой сети реализуются продовольственные и непродовольственные товары простого ассортимента и повседневного спроса. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками, а также используется в качестве самостоятельной для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжно-журнальной продукцией, газетами, мороженым.
Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товаров, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли.
Павильон - это закрытое, оборудованное строение легкой конструкции, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
В отличие от магазинов, он предлагает более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей.
Киоск - это закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас.
Палатка - это легко возводимая сборно-разборная конструкция, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца. Работа палаток чаще всего носит сезонный характер (продажа овощей, фруктов, канцелярских товаров к началу учебного года).
Ларек - строение, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца.
Разновидностью мелкорозничной сети являются торговые автоматы («вендинг» — автоматическая торговля) — служат для продажи товаров через автоматические устройства. Они могут использоваться для продажи штучных, фасованных товаров, напитков.
Устанавливают торговые автоматы
в магазинах, на прилегающих к
ним территориях, а также в
местах массового скопления людей
(на вокзалах, в парках, в кафе, на
улицах и т.п.). Через них продают
не только мелкие штучные упакованные
изделия, но и напитки — кофе,
свежевыжатые соки, горячие бутерброды,
сигареты, кондитерские изделия. В последние
годы широкое распространение
Особенно активно развивается
торговля через автоматы в США, Японии
и Китае. Число торговых автоматов
на 1000 жителей в этих странах колеблется
от 2 до 14 единиц и превышает 5 млн
штук. Это одна из самых обезличенных
форм продажи товаров. Такое широкое
использование торговли через автоматы
за рубежом связано с возможностью
применения современных форм расчета
за товары (кредитные карточки), развитием
специализированного
Преимущество торговли через автоматы — значительное ускорение процесса продажи товаров, сокращение расходов по содержанию обслуживающего персонала, неограниченное время работы.
Несмотря на неоспоримые преимущества, торговля через автоматы в странах СНГ развивается крайне медленно (в том числе и вследствие вывода из денежного оборота металлических монет).
Мелкорозничная торговля
регулируется Примерными правилами
работы предприятий розничной
Нестационарная торговая
сеть - это передвижная торговая
сеть. Она используется преимуществен
но для обслуживания малых и отдаленных
населенных пунктов, где отсутствует
стационарная торговая сеть. Подобная
форма организации торговли отличается
большой мобильностью и способностью
максимально приближать товары к
потребителям. Осуществляется чаще всего
индивидуальными
Согласно стандарту ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» нестационарная торговля функционирует в виде развозной и разносной передвижной торговли.
Развозная торговля осуществляется с помощью автомагазинов, автоприцепов, магазинов-вагонов, судов-магазинов, т.е. с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств.
Наибольшее распространение получили автомагазины, которые применяются для торгового обслуживания в сельской местности; в местах проведения сельскохозяйственных работ (посевная, уборочная), заготовок, массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок-продаж) и отдыха населения; на фермах и отгонных пастбищах.
Все более широкое применение получает торговля через автомагазины и в крупных городах. Она осуществляется предприятиями, производящими молочные, мясные и некоторые другие продовольственные и непродовольственные товары. Подобная торговля организуется в наиболее оживленных и приспособленных для этого местах.
За рубежом развозная
торговля очень распространена —
в одном стиле выполняются
вывески, одинаково раскрашиваются
доставочные грузовики и
Разносная торговля осуществляется
путем непосредственного
За рубежом данная форма торговли превратилась в развитую индустрию личных продаж, осуществляемых независимыми агентами.
Так, в США разносная торговля (на дому, на рабочем месте, путем специально организуемых презентаций на дому у одного из потенциальных покупателей) широко используется для реализации косметики, украшений, бытовой техники, ювелирных изделий, диетических и деликатесных продуктов питания, энциклопедий, учебной литературы.
Во Франции наибольшая доля продаж на дому приходится на автомобили, книги, текстильные и косметические товары, марочные вина.
Подобная форма организации
торговли обеспечивает максимальное приближение
товара к потребителю и
По размерам торгового предприятия, их количеству в сети различают:
крупные (более 150 м3);
средние (до 150 м3);
мелкие (до 50 м3).
По формам интеграции:
горизонтальная:
корпоративная,
добровольная;
вертикальная:
розничные предприятия с изготовителем,
розничные и оптовые предприятия,
смешанная интеграция.
Горизонтальные сети объединяют предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени. Это объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся водном владении. Крупнейшими горизонтальными торговыми сетями являются «Магнит» (оператор ОАО «Тандер»), «Пятерочка», «Карусель», «Дикси», «Седьмой континент», «Перекресток», «Копейка».
Горизонтальные сети являются
формой равноправного кооперирования
предприятий, реализующих отдельные
функции и работы. Они могут
быть корпоративны ми (имеют одного
владельца, единый контролирующий орган,
централизованно закупают товары и
предлагают схожий ассортимент) и добровольными
(группа независимых розничных
Горизонтальные сети могут быть одноформатными, т.е. состоять из предприятий одного типа (например, краснодарская цепь «Магнит» работает в формате дискаунтера) или мультиформатной, которая включает несколько форматов (например, ЗАО Торговый дом «Перекресток» включает супермаркет, гипермаркет, магазин «У дома»).
Вертикальные торговые сети
строятся на принципах подчинения,
распорядительства. Они объединяют
функционально зависимых
объединения розничных предприятий с изготовителями (фирменная торговля);
объединения розничных и
оптовых предприятий (крупные компании-
диверсификации (образование
финансово-промышленных групп и
крупных межотраслевых
Розничные торговые сети формируются на основе франчайзинга, выкупа и строительства новых магазинов.
Различают транснациональные (международные) и общенациональные сети.
Транснациональные (международные) сети развиваются путем открытия торговых предприятий в разных странах (например, немецкие сети Aldi, Metro, Obi, голландская Spar, французские сети Auchan, Carrefouer, американские WalMart, российская Рамстор, шведская Икея).
Информация о работе Методы определения потребности в торгово-складской сети