Методика учета влияния инфляции на примере ООО "Лилия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Тема инфляции занимает одно из центральных мест в экономической теории. Практически все экономические дисциплины затрагивают этот неизбежный и, как правило, достаточно болезненный и неприятный для хозяйственной жизни процесс.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что с инфляцией и ее последствиями сталкиваются не только люди – но и организации, субъекты хозяйствования, как малые, так и крупные, которые являются основными субъектами экономической системы, производят товары и услуги, дают работу жителям страны и т.д. Но если влияние инфляции на экономику в целом можно охарактеризовать как отрицательное, то для отдельно взятой организации, с ее структурой и особенностями, влияние инфляции на финансовые результаты ее деятельности может быть различным.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы инфляции, ее причины, измерение и формы
1.1 Общее понятие инфляции и ее причины
1.2 Измерение темпов инфляции и формы инфляции
2. Влияние инфляции на финансовые результаты и его анализ на примере ООО «Лилия»
2.1 Методика учета влияния инфляции на финансовые результаты
2.2 Расчет влияния инфляции на финансовый результат ООО «Лилия»
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

ООО Лилия.doc

— 469.54 Кб (Скачать)

 

      2.2 Расчет влияния инфляции на финансовый результат ООО «Лилия» 

     В ходе анализа влияния инфляции на конечные результаты деятельности организации бухгалтер-аналитик оценивает значения следующих коэффициентов: 

     К1 = ДА/А, (2.1) 

     где К1 - показатель удельного веса денежных активов в активе баланса;

     ДА - величина денежных активов;

     А - величина актива. 

     К2 = ДП/П, (2.2) 

     где К2 - показатель удельного веса денежных пассивов в пассиве баланса;

     ДП - величина денежных пассиов;

     П - величина пассива 

     К3 = ДА/ДП, (2.3) 

     где К3 - соотношение денежных активов и денежных пассивов организации.

     Минимизируя отрицательное влияние инфляции на результаты финансово-хозяйственной деятельности (что весьма актуально в условиях гиперинфляции), организации должны стремиться разумно снижать показатель K1 и увеличивать значение показателя К2- Однако следует помнить, при этом может возрасти риск потери ликвидности, что, несомненно, отрицательно скажется на финансовом состоянии и устойчивости организации. Показатель К3, с одной стороны, характеризует величину общей ликвидности (способность покрыть денежными активами денежные обязательства), с другой стороны, он отражает возможные направления воздействия инфляции на конечные результаты деятельности организации.

     Если показатель К3 > 1, то в этом случае практически полностью все расходы на пополнение запасов и замену внеоборотных активов финансируются за счет собственного капитала организации. Эта ситуация отрицательно сказывается на величине чистой прибыли из-за ослабления покупательной способности денежных активов.

     Если показатель К3 < 1 , то расходы на замещение неденежных активов будут покрываться за счет смешанного финансирования (использования внешних и внутренних ресурсов). В этом случае вследствие снижения доли денежных активов организация в условиях инфляции сохраняет свою покупательную способность, а чистая прибыль будет больше (в процессе корректировки немонетарных статей возникает скрытая инфляционная премия).

     Таким образом, можно говорить об аналитическом показателе К3 как о своеобразном инфляционном рычаге, изменением которого может ослабить (укрепить) финансовую позицию организации и одновременно усилить (уменьшить) сопротивляемость организации отрицательному влиянию инфляции. Выбор оптимальной величины инфляционного рычага будет зависеть от квалификации бухгалтеров-аналитиков, а также от индивидуальных рисковых предпочтений менеджмента и собственников организации.

     Результат расчета данных коэффициентов приведем в нижеследующей таблице. Данные для расчета коэффициентов для рассматриваемого предприятия ООО «Лилия» о денежных и неденежных активах и пассивах, взяты из бухгалтерского баланса организации (Форма №1), который дается в Приложении А.

 

      Таблица 2.1 Анализ устойчивости ООО «Лилия» к воздействию инфляции

     
Показатели На 31.12.2008 На 31.12.2009 Отклонение
Денежные активы (ДА) 6246,1 11059,8 4813,7
Неденежные активы (НДА) 14397,1 18698,3 4301,2
Денежные пассивы (ДП) 5885,9 4643 -1242,9
Неденжные пассивы (НДП) 14757,3 25115,1 10357,8
Показатель удельного веса денежных активов в активе баланса (К1), % 30,257 37,166 6,909
Показатель удельного веса денежных пассивов в пассиве баланса (К2),% 28,513 15,603 -12,91
Соотношение денежных активов и денежных пассивов организации (К3) 1,0612 2,38204 1,32084
 

     По данным табл. 2.1, можно сделать следующие выводы. В исследуемой организации наблюдается прирост денежных активов (+ 4 813,7 тыс. руб.) и снижение денежных обязательств (- 1 242,9 тыс. руб.). Доля денежных активов в валюте баланса увеличилась на 6,9% при одновременном снижении доли денежных пассивов почти на 13%. Сложившуюся ситуацию достаточно четко характеризует такой обобщающий показатель, как инфляционный рычаг. На данном предприятии он увеличился на + 1,32084 (с 1,0612 до 2,38204). Это свидетельствует о том, что менеджмент Компании придерживается консервативной политики в области привлечения заемного капитала для финансирования расходов на пополнение запасов и замену внеоборотных активов. С одной стороны, эта ситуация положительно сказывается на укреплении финансовой устойчивости организации, с другой стороны, за отчетный период более чем в два раза снизилась способность организации противостоять негативному влиянию инфляции. В том случае, если бы в этом периоде индекс роста цен был незначителен (как в большинстве промышленно развитых странах рыночной экономики, т.е. в пределах 4-5%), то данное изменение показателя К3 можно было интерпретировать как положительное. В нашем случае при среднегодовой инфляции в размере 12% резкое увеличение инфляционного рычага говорит о низком качестве прибыли вследствие потери покупательной способности денежных активов.

     На следующем этапе анализа строится балансовая модель прироста (снижения) активов и пассивов организации. С учетом перегруппировки статей баланса на денежные и неденежные показатели балансовая модель в неизменных ценах может быть представлена следующим выражением: 

     АДА + АНДА = АДП + АНДП, (2.4) 

     где А - изменение показателя в абсолютном выражении (прирост или снижение) за отчетный период.

     Чтобы количественно оценить влияние инфляции на финансовый результат, воспользуемся основными положениями концепции поддержания финансового капитала, изложенными в Принципах подготовки и представления финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов (МСФО). Согласно этой концепции финансовый результат определяется как изменение (прирост, снижение) величины капитала, выраженного в номинальных денежных единицах. При этом под положительным финансовым результатом (прибылью) мы понимаем прирост собственного капитала в течение отчетного года, за исключением распределений между собственниками (дивидендов) и операций с капиталом. В этом случае для оценки влияния инфляции на финансовый результат используется общая ставка инфляции (г) для переоценки неденежных статей баланса, а скорректированная балансовая модель будет выглядеть следующим образом: 

     ДА + НДА * (1 + г) = ДП1 + НДП1 * (1 + г) + г * (ДП1 - ДА1), (2.5) 

     Исходя из последнего выражения финансовый результат, определяемый в условиях инфляции как изменение капитала организации, можно разложить на три его составляющие:

     НДП1 - это финансовый результат за отчетный период, сформированный без учета влияния инфляции (за минусом операций с капиталом и авансов полученных);

     НДП1 * (1+г) - НДП1 - это изменение величины финансового результата вследствие обесценения рубля;

     г * (ДП1 - ДА1) - инфляционная прибыль (убыток) в результате превышения ДП1 над ДА1.

     Другим способом оценки влияния инфляции на финансовый результат организации является корректировка денежных показателей с целью определения степени их обесценения в условиях инфляции. В процессе анализа рассчитываются:

     - степень обесценения денежных активов;

     - изменение величины прочих расходов в части роста (снижения) процентных платежей по статьям денежных обязательств в условиях инфляции;

     - величина инфляционной прибыли или убытка, возникающая в результате изменения показателя К3.

     В результате обесценивания денежных активов возникает скрытый инфляционный убыток, связанный с потерей покупательной способности рубля, в связи с чем качество прибыли снижается. Это общее воздействие инфляции на прибыль можно представить в виде следующей двухфакторной модели: 

     ОВИ = ВФ1+ ВФ2 (2.6) 

     где ОВИ - общее влияние инфляции;

     ВФ1 - влияние первого фактора;

     ВФ2 - влияние второго фактора.

     В условиях роста инфляции увеличивается инфляционная составляющая (премия) в номинальных процентных ставках по обслуживанию обязательств организации (фактор 1). Вследствие этого происходит снижение прибыли за счет увеличения прочих расходов (процентных платежей по обязательствам организации). Влияние второго фактора представляет собой инфляционную прибыль (убыток) в результате изменения соотношения между приростом (снижением) денежных пассивов и денежных активов (фактор 2). В случае корректировки на уровень инфляции денежных показателей балансовая модель может быть представлена следующим выражением: 

     ДА1 / (1+г) + НДА1 = НДП1 +ДП1 /(1+г) +(ДП1 -ДА1) / (1+г) (2.7) 

     Рассмотрим на реальном примере два способа оценки влияния инфляции на финансовый результат, основанные на концепции поддержания финансового капитала.

     Влияние инфляции, рассчитываемое через переоценку неденежных статей баланса (1-й способ), определяется следующим образом. В результате корректировки неденежных активов может возникнуть дополнительная инфляционная прибыль в размере + 1075,3 тыс. руб.

     Эта инфляционная прибыль складывается под влиянием двух факторов. Влияние первого фактора определяется увеличением собственного капитала вследствие его переоценки на + 2589,45 тыс. руб.

     Влияние второго фактора связано с возникновением за отчетный период инфляционного убытка в размере - 1514,15 тыс. руб. в результате роста показателя К3.

     Если бухгалтер-аналитик захочет оценить степень обесценения денежных статей баланса, то можно получить следующие результаты оценки влияния инфляции (2-й способ). Вследствие прироста ДА за отчетный период скрытые убытки, связанные с потерей покупательной способности рубля, составят: - 962,74 тыс. руб.

     Это общее влияние инфляции можно разложить на два фактора. Влияние первого фактора связано со снижением в отчетном периоде прочих расходов в части процентных платежей по обязательствам организации на величину инфляционной премии. В результате этого прибыль увеличилась на + 247,36 тыс. руб.

     Влияние второго фактора характеризуется возникновением скрытых убытков вследствие роста инфляционного рычага (показателя К3) в размере: -1 211,32 млн. руб.

     При оценке потерь (скрытых и явных) от обесценения денежных показателей необходимо учитывать, что денежные активы и обязательства не возникают одномоментно на конец отчетного периода. Следовательно, для повышения объективности результатов анализа необходимо сделать допущение о равномерном возникновении в течение года ДА и ДП. При этом для исключения на конец отчетного периода в этих показателях инфляционной составляющей рекомендуется использовать 1/2 среднегодовой ставки инфляции.

     Безусловно, предложенная методика анализа влияния инфляции на прибыль организации не лишена и других недостатков. Однако представляется, что для оценки устойчивости организации к воздействию инфляции и для понимания степени влиянию изменения роста цен в экономике (отрасли на финансовые результаты деятельности организаций предложенный методических подход будет весьма полезным в практической деятельности финансово-экономические служб промышленных предприятий и консалтинговых (аудиторских) фирм. 

 

      Заключение 

     В конце данной работы можно сделать следующие выводы.

     Изучено общее понятие инфляции. Здесь можно сказать, что термин “инфляция“ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны.

     Были рассмотрены причины инфляции. Основными из них являются:

     - диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета;

     - непроизводительное потребление национального дохода (особенно при милитаризации экономики);

     - изменением структуры рынка в XX веке;

     - «открытости» экономики различных стран и втягивание их в мирохозяйственные связи увеличивает опасность «импортируемой» инфляции;

Информация о работе Методика учета влияния инфляции на примере ООО "Лилия"