Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:01, курсовая работа
Тема инфляции занимает одно из центральных мест в экономической теории. Практически все экономические дисциплины затрагивают этот неизбежный и, как правило, достаточно болезненный и неприятный для хозяйственной жизни процесс.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что с инфляцией и ее последствиями сталкиваются не только люди – но и организации, субъекты хозяйствования, как малые, так и крупные, которые являются основными субъектами экономической системы, производят товары и услуги, дают работу жителям страны и т.д. Но если влияние инфляции на экономику в целом можно охарактеризовать как отрицательное, то для отдельно взятой организации, с ее структурой и особенностями, влияние инфляции на финансовые результаты ее деятельности может быть различным.
Введение
1. Теоретические основы инфляции, ее причины, измерение и формы
1.1 Общее понятие инфляции и ее причины
1.2 Измерение темпов инфляции и формы инфляции
2. Влияние инфляции на финансовые результаты и его анализ на примере ООО «Лилия»
2.1 Методика учета влияния инфляции на финансовые результаты
2.2 Расчет влияния инфляции на финансовый результат ООО «Лилия»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Третий способ - это вычисление «по правилу величины 70». Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.
Наиболее часто инфляция измеряется с помощью статистического показателя -- индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни -- индекс розничных цен специального набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяются следующие действия.
1. Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзина» -- набор чаще всего употребляемых, типичных благ. Например, в США «рыночная корзина» имеет 300 потребительских товаров и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию «корзина» в нашей стране в 1992--2000 гг. содержала несравненно меньшее количество благ: 70 основных продуктов питания, только 20 непродовольственных товаров и минимальный набор платных услуг.
2. Устанавливается «базовый период» -- стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующее время.
3. Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (суммарная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.
4. Подсчитывается совокупная цена такой корзины для данного (текущего) периода.
5.
Устанавливается индекс цен -- показатель,
отражающий относительное изменение общего
(среднего) уровня цен (выражается в процентах),
по формуле:
ИПЦ
= (Ц1/Ц0) *100%, (1.1)
где ИПЦ - индекс цен;
Ц1 - цена рыночной корзины в данном году;
Ц0 - цена рыночной корзины в базовом году.
Какова же динамика цен на потребительские товары и услуги в разных регионах мира? В целом в мировой экономике наблюдается инфляционный процесс. Но темпы обесценения денег в разных группах стран весьма несходны. Самыми низкими они были в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1961--1970 гг. прирост потребительских цен в этих высокоразвитых государствах составил в среднем 3,3% в год, в 1971--1980 гг. -- 9,0, в 1981--1990 гг. -- 5,6%. Принятые там за 1990-е гг. антинфляционные меры позволили существенно снизить темпы инфляции. Так, индексы потребительских цен составили в 2001 г. (1990 г. = 100), например, в Японии 108, Франции -- 121, Канаде -- 125, Германии -- 126 (1991 г. = 100), США -- 136, Великобритании -- 138.
В гораздо большей мере вздорожала жизнь в странах с переходной экономикой (бывших социалистических государствах). Например, индекс потребительских цен в 2001 г. (1990 г. = 1) увеличился в Китае в 2,1 раза, Венгрии -- в 6,8, Польше -- в 10,7, Болгарии -- в 1415 раз.
В СССР долгое время инфляция отрицалась полностью. На самом деле она носила скрытый, подавленный характер. В конце 1980-х гг. обесценение денег становилось все более явным. С 1992 г. в России инфляция стала открытой и сразу же привела к чрезвычайно сильному обесценению денег.
В России с 1999 г. государство стало проводить политику дефляции (от лат. deflatio -- сдутие), означающую общее понижение уровня цен.
Формы инфляции различаются по трем критериям:
1) по способам возникновения;
2) по характеру протекания;
3) по степени предсказуемости.
По первому критерию выделяют следующие формы инфляции:
- административная (социальная) инфляция -- инфляция, порождаемая административно устанавливаемыми и управляемыми ценами. Предположим, что в сбалансированной системе, где сумма цен всех товаров и услуг равна сумме обращающихся денег (с учетом скорости их оборота), государство решит установить цены на отдельные товары социально низкими. Тогда образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к величине товарной массы. Этот излишек сформирует дополнительный спрос на другие товары, вызовет соответствующий рост цен. Политика социальных (доступных для малообеспеченных слоев населения) цен имеет свою историю и активно используется в современных условиях. Так, в России в XVI в. при большом недороде хлеба царь Борис Годунов вводил в Москве казенную цену на хлеб -- втрое выше прежней, но вшестеро ниже «естественно рыночной». Якобинское правительство Франции в XVIII в. установило «хлебный максимум» -- верхнюю границу цены, превышать которую не мог никакой купец. Начиная знаменитую реформу 1948 г. в ФРГ, Л. Эрхард утвердил список «социально приемлемых цен», куда вошли самые нужные населению товары (к примеру, за мужские полуботинки обычного качества был назначен розничный «потолок» в 25,5 марки) . В 1919 г. Совнарком под руководством В. И. Ленина отверг предложение о свободной торговле продовольствием по «вольным ценам». Во время кризиса 1998 г. в некоторых регионах были попытки ограничить рост цен на товары первой необходимости в пределах 1020% (при совокупном росте цен на 43,5% в августе -- сентябре). В настоящее время во многих российских городах зафиксированы тарифы на проезд в городском транспорте с тем, чтобы эти услуги были доступны горожанам с умеренными доходами. Налог с продаж не включается в розничную цену массовых продовольственных товаров.
- импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факторов, например, чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. Рост импортных цен «переключает» спрос на товары национального производства, что обусловливает их рост.
- индуцированная инфляция обусловлена действием других экономических факторов. Например, скачок инфляции в России в январе 2002 г. на 3,1% был вызван («индуцирован») скачком тарифов на платные услуги (абонентная плата за телефон выросла на 18%, тарифы на жилищнокоммунальные услуги -- на 8,8%, тарифы на транспорт -- на 6,6%). При этом сказалось и снятие льгот по НДС при продаже лекарств и печатной продукции . (Всего за январь -- апрель 2002 г. индекс потребительских цен вырос на 6,6%.)
Кредитная инфляция вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов. Наибольшую инфляционную значимость имеют кредиты Центрального банка правительству. Между тем такая практика имела место в недавней российской истории. Так, в 1993 г. 59,3% дефицита федерального бюджета Российской Федерации покрывалось за счет прямых кредитов Банка России Правительству, в 1994 г. -- 79,5%. Далее по степени инфляционных последствий идет предоставление кредитов Центральным банком страны коммерческим банкам.
По второму критерию следует выделять:
- подавленную (скрытую) инфляцию, характерную для планового хозяйства и централизованного государственного ценообразования. Цены на официальном рынке могут оставаться стабильными, но возникает товарный дефицит, падает качество товаров и услуг, вынужденно растут денежные сбережения, поскольку ограничены возможности удовлетворений платежеспособного спроса. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров с официальных рынков и их переток на теневые, спекулятивны рынки, где цены растут;
- открытую инфляцию, характерную для рыночной (смешанной) экономики, когда преобладает либеральное ценообразование, реализующееся через взаимодействие платежеспособного спроса и товарного предложения.
Протекание инфляции определяется степенью расхождения роста цен. С этой точки зрения теоретически можно различать сбалансированную инфляцию, когда цены различных товаров относительно друг друга остаются, неизменными, а при несбалансированной инфляции цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в непрогнозируемых пропорциях. Но сбалансированная инфляция -- лишь формальное допущение, абстракция. В силу различной эластичности спроса по цене разных товаров с ростом денежной массы цены меняются всегда по-разному. Даже в условиях высоких темпов инфляции одни цены могут оставаться стабильными, другие -- снижаться. Например, в США в 1970--1980х гг. при относительно высоком уровне инфляции цены на такие товары, как видеомагнитофоны и персональные компьютеры, фактически снижались .
По третьему критерию различают:
- ожидаемая инфляция, темпы которой предсказываются и прогнозируются заранее на основе анализа факторов текущего периода.
-
непредвиденная инфляция характеризуется
тем, что ее уровень оказывается выше ожидаемого
за определенный период.
2. Влияние инфляции на финансовые результаты
и его анализ на примере ООО «Лилия»
2.1
Методика учета влияния инфляции на финансовые
результаты
Направления и основные методические подходы к учету влияния инфляции на качество отчетной информации сформулированы в МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции". Признаки гиперинфляции, приведенные в § 3 этого стандарта, во многом соответствуют современным российским условиям: население хранит свои сбережения в неденежной форме или в стабильной иностранной валюте; население рассматривает денежные суммы не в рублях, а в стабильной иностранной валюте; процентные ставки, уровень заработной платы и цены связаны с индексом цен; продажи и покупки в кредит производятся по ценам, которые компенсируют предполагаемую потерю покупательной способности рубля; совокупный рост инфляции за три года приближается и превосходит 100 %. В бизнес-планировании (в ходе которого осуществляется экономический анализ) необходимо использовать рекомендации (конкретные процедуры) по корректировке отдельных статей бухгалтерского баланса и прочих форм отчетности (на основе фактической или восстановительной стоимости).
МСФО 29 устанавливает следующие правила пересчета статей бухгалтерского баланса (прогнозной отчетности), подготовленного на основе фактической (планируемой) стоимости приобретения:
- монетарные (денежные) статьи не нуждаются в пересчете;
- неденежные активы не подлежат пересчету, если они указаны на отчетную дату по справедливой стоимости, в размере вероятной цены реализации или возмещаемой суммы;
- на начало первого периода корректировки статей баланса компоненты капитала, за исключением нераспределенной прибыли или любой суммы переоценки, подлежат пересчету;
- изменения в капитале включаются в капитал; в конце первого периода и в последующие периоды все компоненты капитала подлежат пересчету;
- пересчет неденежных статей в текущих единицах измерения производится с учетом изменений в индексе цен, применяемом к балансовой стоимости, начиная с даты приобретения или с учетом справедливой стоимости на дату оценки и др.
Одной из серьезных проблем для экономического анализа является выбор общего индекса цен, использование которого в процессе корректировки бухгалтерской отчетности должно снизить возможные инфляционные искажения отчетной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации. В качестве искомого показателя предлагается использовать:
- индекс потребительских цен (ИПЦ), который традиционно выступает в качестве индикатора инфляционной ситуации в стране и отдельных ее регионах и ежемесячно публикуется Госкомстатом России;
- индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП);
- расчетный индекс цен, определяемый на основе экспертных оценок (определяется частными информационными агентствами, публикуется в финансово-экономических еженедельниках "Эксперт", "Деньги" и др.).
В связи со стремительным ростом цен и существенными ценовыми диспропорциями по различным группам товаров у многих специалистов вызывают сомнения достоверность расчета ИПЦ и ИЦП, а также обоснованность использования общего индекса цен для корректировки данных бухгалтерской отчетности организаций, принадлежащих к различным сферам экономики и расположенных в различных регионах страны. Зарубежными партнерами и инвесторами нередко предъявляются требования к российской стороне относительно представления реальной или прогнозной бухгалтерской отчетности в твердой валюте (как правило, в долларах США). Такой подход к учету влияния инфляции на данные отчетности (бизнес-планов) может привести к значительным искажениям в интерпретации результатов деятельности организации. Ошибка возникает вследствие несопоставимости темпов роста курса валют с темпами роста цен. Причина несопоставимости заключается в том, что Центральный банк России не позволяет курсу доллара США расти с такой же скоростью, с какой растет инфляция. В связи с этим перевод рублевых сумм по операциям, имевшим место в различные периоды времени, в доллары США с использованием обменного курса на дату совершения операции не только не имеет смысла, но и может привести заинтересованного пользователя бухгалтерской отчетности к принятию ошибочных управленческих решений.
Бухгалтер-аналитик
должен помнить, что в условиях высокой
инфляции организации, имеющие значительную
величину денежных активов, теряют в покупательной
способности, а организации, у которых
имеется значительная величина денежных
обязательств, остаются в выигрыше. Следуя
этому правилу, бухгалтер-аналитик должен
рекомендовать менеджменту организации
более рационально распределить ее активы
и пассивы в условиях высокой инфляции.
Анализ рекомендуется начинать с классификации
статей баланса на две группы: денежные
и неденежные статьи. В соответствии с
МСФО 29 денежные статьи бухгалтерского
баланса - это различные активы и обязательства,
подлежащие получению или выплате деньгами.
Денежные статьи - это денежные средства,
активы и обязательства, финансовые инструменты,
предусматривающие наличие, получение
или выплату фиксированных или определяемых
денежных сумм. Важной характеристикой
денежных статей является то, что они не
корректируются в связи с воздействием
инфляции, так как уже отражают масштаб
цен, действующий на дату составления
отчетности.
Информация о работе Методика учета влияния инфляции на примере ООО "Лилия"