Методика оценки и анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики оценки и анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- охарактеризовать показатели оценки рентабельности инвестиций;
- рассмотреть систему показателей рентабельности продаж;
- показать моделирование и факторный анализ прибыли и рентабельности;

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 51.41 Кб (Скачать)
 

Введение 

Рыночная экономика  определяет конкретные требования к  системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого  финансового состояния и постоянного  совершенствования производства в  соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных  с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию  и необходимость обеспечения  производственного и социального  развития. Самостоятельно планируемым  показателем в числе других стала  прибыль. Однако, нельзя полагать, что  планирование и формирование прибыли  осталось исключительно в сфере  интересов только предприятия. Не в  меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры  и другие держатели ценных бумаг.

Формирование  механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации ставят перед предприятиями необходимость  эффективного использования имеющихся  в его распоряжении внутренних ресурсов с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая  политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения  с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической  деятельности.

Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность  производства нужна государственная  экономическая политика, которая  содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной  деятельности и ориентировало предприятие  на максимальное получение прибыли (доходов).

В экономическом  анализе результаты деятельности предприятий  могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано  с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация  по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с  другими показателями, отражающими  вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности  работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими  факторную среду формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа  и оценке финансового состояния  предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при  анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного  благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Целью написания  данной работы является изучение методики оценки и анализа показателей  рентабельности финансово-хозяйственной  деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- охарактеризовать  показатели оценки рентабельности  инвестиций;

- рассмотреть  систему показателей рентабельности  продаж;

- показать моделирование  и факторный анализ прибыли  и рентабельности; 
 
 
 
 
 
 
 
 

1               Значение рентабельности

    1.1     Понятие, виды  и показатели рентабельности 
     

     В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут  быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности его деятельности. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства.

     Поэтому для характеристики эффективности  работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности.

     Рентабельность (от немецкого - rentabel- доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности  производства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Комплексно отражает использование  материальных, трудовых и денежных ресурсов.

     Еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы  используемого для организации  своей деятельности.

     Рентабельность  – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных  показателей, характеризующих эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), выгодность производства отдельных  видов продукции и услуг.

     Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней  нормы прибыли, а устанавливается  государством в плановом порядке  с учетом уровня цен и себестоимости  продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений.

     Хозрасчетная  рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

     Промышленная  рентабельность, рассчитывается как  отношение прибыли к полной себестоимости  продукции.

Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности всего народного  хозяйства в целом. Развитие каждого  отдельного предприятия способствует поднятию экономики страны в целом.

     Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Как отмечено выше, прибыль является итоговым показателем  деятельности предприятий отрасли. Это также важнейший экономический  показатель. Однако прибыль не показывает, не характеризует какой ценой  она достигнута, какими размерами  средств. В прибыли не отражен  размер производственного потенциала, с помощью которого она получена.

Для соизмерения  размера прибыли и величины использованных средств для ее достижения в отраслевой экономике используется показатель рентабельности производства.

Рентабельность  производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической  эффективности производства, эффективности  функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства как раз  соизмеряет величину полученной прибыли  с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с  помощью которых она получена. Эти использованные в производстве средства для получения известной  прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем  меньше затребованных средств при  той же величине полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует  с большим эффектом. Все изложенное верно при отсутствии фиксированной  рентабельности, утверждаемой в ряде регионов для поддержания определенного  уровня цены. Со временем этого не должно быть.

Рентабельность  производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:

где Р - рентабельность, %

П - сумма прибыли, руб.

ОФ - стоимость  основных фондов, руб.

ОС - стоимость  оборотных средств, руб.

Период функционирования  предприятия может быть разным - месяц, квартал, год, а посему стоимость основных фондов и оборотных средств исчисляют в среднем значении. Рентабельность производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, в любой период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных производственных операций. Как правило, при стабильном функционировании она исчисляется за квартал и за год.

В отраслевой экономике  различают рентабельность производства общую и расчетную. Общая рентабельность практически совпадает с ранее  определенной рентабельностью:

Прибыль принимается  в виде общей, балансовой суммы, а  стоимость оборотных средств  определялась до нормируемой ее части, что неверно. Надо принимать в  расчет всю использованную стоимость  оборотных средств - собственных  и заемных.

Расчетная рентабельность как показатель эффективности потеряла смысл и по существу не имеет какого-либо практического значения. Он может  только характеризовать, какой ценой, размерами каких средств получена прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Гораздо больший  интерес представляет показатель рентабельности продукции, исчисленный как отношение  прибыли к полной себестоимости  продукции:

Информация о работе Методика оценки и анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности