Механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:53, реферат

Описание работы

Организация заработной платы на предприятиях осуществляется в условиях действия свободных цен на продукцию предприятия. Та или иная цена на производимую продукцию и соответственно реакция рынка на нее могут оказать существенное влияние на возможности предприятия по регулированию размеров заработной платы, на проводимую внутри предприятия политику заработной платы, на взаимоотношения профсоюзов и администрации в вопросах оплаты труда и т.п. Зависимость оплаты труда от уровня цен на продукцию предприятия ставит, прежде всего, вопрос о том, насколько следует повысить цены на продукцию, чтобы обеспечить требуемый рост заработной платы.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 4 стр.
1. Механизмы формирования фондов оплаты труда
предприятий…………………………………………………….. 8 стр.
1.1. Методы структурного распределения фонда заработной платы на предприятии…………………………………………………….. 13 стр.
1.2.Укрупненные методы планирования заработной
платы…………………………………………………………….. 17 стр.
1.3.Регулирование средств на заработную плату между подразделениями предприятия. ……………………………………………………. 20 стр.
Заключение …………………………………………………….. 23 стр.
Список литературы …………………………………………….. 26 стр.
Задача № 10, 28…………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике.docx

— 47.74 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..          4 стр.

1. Механизмы формирования фондов оплаты труда

  предприятий……………………………………………………..         8 стр.

1.1. Методы структурного распределения  фонда заработной платы на  предприятии……………………………………………………..         13 стр.

1.2.Укрупненные  методы планирования заработной

  платы……………………………………………………………..        17 стр.

1.3.Регулирование средств на заработную плату между подразделениями предприятия. …………………………………………………….         20 стр.

Заключение   ……………………………………………………..        23 стр.

Список  литературы ……………………………………………..        26 стр.

Задача № 10, 28…………………………………………………….         27 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики с организацией заработной платы на предприятии  связано решение двуединой задачи:

гарантировать оплату труда каждому работнику  в соответствии с результатами его  труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;

обеспечить  работодателю (независимо от того, кто  выступает в качестве его: государство, акционерное общество, частное лицо, кооператив или кто-то другой) достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке труда товаров) возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым  через организацию заработной платы  достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и  работника, способствующий развитию отношений  социального партнерства между  двумя движущими силами рыночной экономики.

Главными  требованиями к организации заработной платы на предприятии, отвечающими  как интересам работника, так  и интересам работодателя, являются обеспечение необходимого роста  заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и  гарантии повышения оплаты труда  каждого работника по мере роста  эффективности деятельности предприятия  в целом. Соблюдение этих требований при разработке конкретного механизма  оплаты труда побуждает руководителей  и специалистов предприятия в  максимальной степени использовать имеющиеся научные, технические, организационно-экономические  и социальные резервы повышения  эффективности производства. Реализация этих требований на практике может  сопровождаться определенными трудностями, однако вполне оправданными самой целью: создать для работодателей необходимые  предпосылки для роста массы  прибыли и уровня рентабельности, а для трудящихся - обеспечить постоянный рост доходов и, в конечном счете, повышение покупательской способности  рубля.

В условиях становления рыночной экономики  складываются новые отношения между  государством, предприятием и работником по поводу оплаты его труда. Государством определяются только размеры минимальной  заработной платы.

Формы, системы  и размеры оплаты труда, а также  другие виды доходов работников устанавливаются  предприятием самостоятельно.

При этом на первом этапе совершенствования  организации заработной платы предприятия  могут использовать соотношения, заложенные в ранее действующих тарифных ставках и окладах, в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности  и условий оплаты выполняемых  ими работ.

В начальный  период проведения экономической реформы  многие предприятия по не зависящим  от них причинам могут оказаться  в ситуации, неблагоприятной для  постановки вопроса об организации  эффективной системы оплаты труда. Либерализация цен снизила у  работника стимул, к повышению  индивидуальной результативности труда, а у предпринимателя - стимул к  наращиванию прибыли. Этому же способствует и налоговый механизм. Разрыв хозяйственных  связей из-за распада единого народно-хозяйственного комплекса, каким была ранее экономика  СССР, создает трудности в снабжении  производства сырьем и сбыте продукции. Негативное воздействие на организацию  заработной платы могут оказать  и другие причины: неясность в  проблемах индексации заработной платы  и доходов, смена собственников  предприятия и т.д. В этих сложных  условиях важно не превратить заработную плату в простую социальную выплату, не зависящую от трудового вклада работника.

Отставание  темпов роста заработной платы от темпов роста цен ведет в первую очередь, к сужению потребительского спроса и к дальнейшему снижению объемов производства со стремлением  компенсировать его новым ростом цен. Индексация заработной платы, в  максимально возможной степени  компенсирующая рост цен, позволяет  сохранить стимулирующую функцию заработной платы.

В условиях административно-командной модели экономики заработная плата поступала  главным образом из централизованно  регулируемых фондов оплаты труда (фонда  заработной платы и фонда материального  поощрения).

Неэффективность механизма оплаты труда, свойственного  этой модели, проявляясь, в частности, и в том, что увеличение того или  иного фонда оплаты становилось  самоцелью, а оплата работника в  соответствии с его трудовым вкладом - зависимой от полученного фонда. Это принижало значимость индивидуального  подхода к оценке труда каждого  работника, порождало различные  формы коллективного эгоизма, безответственности и субъективизма.

В реализуемой  рыночной модели фонд оплаты труда  складывается из индивидуальных заработных плат и определяется формами и  системами оплаты, а также совокупностью  результатов труда каждого работника. Фонд оплаты труда выражает суммарные  издержки предприятия на оплату труда  работников.

Руководство предприятия само вправе решать, какой  фонд оплаты труда они могут допустить, принимая во внимание коньюктуру рынка, ситуацию со стоимостью рабочей силы на рынке труда, необходимость обеспечения  конкурентоспособности продукции  на рынке товаров, уровень инфляции и многие другие факторы.

Организация заработной платы на предприятиях осуществляется в условиях действия свободных цен  на продукцию предприятия. Та или  иная цена на производимую продукцию  и соответственно реакция рынка  на нее могут оказать существенное влияние на возможности предприятия  по регулированию размеров заработной платы, на проводимую внутри предприятия  политику заработной платы, на взаимоотношения  профсоюзов и администрации в  вопросах оплаты труда и т.п. Зависимость  оплаты труда от уровня цен на продукцию  предприятия ставит, прежде всего, вопрос о том, насколько следует повысить цены на продукцию, чтобы обеспечить требуемый рост заработной платы.

Проблемы  заработной платы по актуальности и  важности могут соперничать только с проблемами оптовых и розничных  цен, а также с разгосударствлением  собственности. Реформирование оплаты в нашей стране пойдет успешнее, если для этого будут найдены  приемлемые механизмы реализации и  соблюден необходимый баланс интересов  работников, работодателей и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий.

 Говоря  об оплате труда, важно выделять  и различать два ее уровня:

- уровень  предприятия, это механизм формирования  средств, предназначенных на оплату  труда работников, т.е. механизм  формирования фондов оплаты труда (ФОТ);

- уровень  работника, механизм распределения  ФОТ между работниками в форме  их заработной платы в соответствии  с конкретными условиями, показателями  и критериями.

Анализ заработной платы работников логично начать с ее источника – ФОТ. В противном  случае все возможные проблемы (размер, дифференциация зарплаты и т.д.) могут  не иметь истинной причины.

Регулирование объемов ФОТ на советских предприятиях, независимо от форм собственности и  хозяйствования, осуществлялось различными методами. Например, ФОТ определялся  как произведение средней заработной платы и среднесписочной численности  работников. В условиях первой и  второй модели хозрасчета (начало 90-х  г.г. ХХ в.) действовали свои специфические  регуляторы. До января 1996 г. регулирование  осуществлялось посредством «закона  шести (ранее четырех) минимальных  окладов». Суть его в том, что если предприятие формировало ФОТ  объемом не более: 6 х n х ЗПmin (численность работающих на предприятии; ЗП – минимальная заработная плата, устанавливаемая государством), то эти средства рассматривались как себестоимость и налогом (по ставке налога на прибыль) не облагались. Если ФОТ превышал данный объем, сумма превышения облагалась налогом по ставке налогообложения прибыли. С января 1996 г. все действующие ранее механизмы регулирования ФОТ официально отменены. С одной стороны, это расширяет самостоятельность основного звена экономики в распределении заработанных средств (дохода и прибыли предприятия). С другой стороны, полная бесконтрольность государства за формированием ФОТ предприятий может иметь негативные последствия по следующим причинам:

  • теряется реальная связь и зависимость конечных результатов работы предприятий и размеров ФОТ; пропадает мотивация наращивать объемы производства, а значит, возникает тормоз для увеличения ВВП и других важнейших макроэкономических показателей;
  • в результате снятия всех блокировок с механизма формирования ФОТ дифференциация в доходах населения может резко увеличиться и достигнуть трехзначного числа. Речь идет о глубоком расслоении работников по уровню оплаты в зависимости не от квалификации и фактических результатов их труда (такое расслоение можно только приветствовать), а от отрасли, формы собственности и других субъективных условий, соответствующих конкретному предприятию (банк это или хлебозавод, государственное предприятие или частное и т.д.), что может «взвинтить» социальную напряженность в обществе;
  • учитывая крайне низкие уровни заработка работников, руководители предприятий подавляющую часть объемов остаточных (после налогообложения) доходов и прибыли будут использовать на оплату труда. В результате не останется (или будет крайне мало) средств на развитие производства, возрастет отставание от Запада в техническом оснащении и развитии. Предприятия будут жить сегодняшним днем, не заботясь о перспективе. Конечно, третий аспект – чисто теоретический. На практике как раз почти наоборот. Попробуем пояснить это с помощью аргументов и официальной статистики.

Главная причина  низких размеров заработков работников организаций (предприятий) сферы материального  производства (промышленности: машиностроения, металлургии, энергетики и т.д.; сферы  услуг, транспорта, связи, торговли и  пр.; АПК и др.) не их соответствующее  финансово-экономическое положение, а отсутствие конкретных механизмов формирования ФОТ. Даже при значительных объемах прибыли и доходов предприятий средняя заработная плата персонала не везде достигает установленного в России среднего прожиточного  (физиологического) минимума (ПМ), размер которого  в 2010 г. составлял 4330 руб. в месяц.

Руководители  предприятий при определении  уровня оплаты труда держат ориентир не на отражение в заработной плате  своих работников реальной цены их труда или цены рабочей силы с  учетом прожиточного минимума конкретного  региона, где они расположены, а  на крайне низкий уровень ставок и  окладов в отраслях бюджетной  сферы и минимальный размер оплаты труда (МРОТ), устанавливаемый государством. Правовая дозволенность такого подхода позволяет менеджменту российского бизнеса и собственникам предприятий использовать необоснованно большие объемы средств из полученного дохода и прибыли (после расчетов через налоговую систему) в своих интересах (в том числе направлять за границу, в оффшорные зоны, на строительство офисов, особняков и т.д.). Создаются условия получения наемными работниками крайне низких заработков, а также для прогрессирования бедности и нищеты в обществе.

Доказательства  достаточно убедительные. Это и доверительные  высказывания по данному поводу самих  руководителей прибыльных предприятий, и официальная статистика, и результаты социологических опросов и научных  исследований.

На данном этапе социально-экономического развития России необходимо введение специальных  регуляторов (государственных, региональных и корпоративно-договорных) и механизмов формирования предприятий, относящихся  к сфере материального производства.

Их суть может  заключаться в следующем.

  1. Разрабатывается и принимается федеральный закон РФ (или поправки к соответствующим законодательным актам) «О регулировании фондов оплаты труда организаций сферы материального производства и услуг» (с указанием конкретного периода его действия, в расчете на то, что за эти годы положение удастся выправить и придать ему нужную устойчивую тенденцию), которому предписывается обязательное установление конкретной доли (в процентах) дохода предприятия, используемой ежемесячно в качестве ФОТ, и утверждение этого норматива отдельным пунктом в коллективном договоре организации.
  2. Конкретный норматив формирования ФОТ, как доли «очищенного» дохода предприятия (остающегося после вычетов из общего дохода требуемых по закону налоговых отчислений в федеральный и иные бюджеты, процентов за банковский кредит, других обязательных платежей), определяют и ежегодно корректируют совместно администрация и представители трудового коллектива предприятия.
  3. Критерий установления норматива формирования ФОТ – 70-процентный объем «очищенного» дохода предприятия. Такой показатель используют в этих целях в большинстве развитых стран мира. Допустим, предприятие в мае реализовало свою продукцию и получило доход 1200 тыс. руб. Из этого дохода оно должно через налоговую систему перечислить средства в бюджеты разного уровня (например, 400 тыс. руб.) и проценты за взятый в банке кредит (пусть это 200 тыс. руб.). В данном случае «очищенный» доход предприятия 600 тыс. руб., а рассчитанный по нормативу (70%) от него ФОТ – 420 тыс. руб. Именно столько (точнее, не меньше этого) администрация предприятия обязана расходовать средств на оплату труда своих работников в мае.

Предложенный  механизм формирования ФОТ:

- в значительной  мере нейтрализует проблемы, связанные  с низкими уровнями оплаты  труда в реальном секторе экономики,  бедностью и неэффективным (негосударственным)  использованием валового внутреннего  продукта;

- создает  условия прозрачности и понимания  всем персоналом сути этого  процесса, обеспечения мощной мотивационной  среды и заинтересованности всех  работников предприятия в наращивании  объемов отечественного производства, являющегося гарантом устойчивого  социально-экономического развития  России;

Информация о работе Механизмы формирования фондов оплаты труда предприятий