Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:05, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

Работа содержит 1 файл

Малый бизнез.docx

— 34.28 Кб (Скачать)

     Ограниченная  номенклатура выпускаемой продукции  делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в  невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством. Вот так выглядят основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей  малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

     Подведем  итоги данной главы.

     Преимущества:

     1. Мобильность и гибкость управления  фирмой.

     2. Малый управленческий персонал.

     3. Простые организационные связи.

     4. Высокая квалификация персонала.

     5. Быстрая, высокая восприимчивость  к новшествам.

     6. Учет местных условий и особенностей.

     7. Использование сфер, которые невыгодны  крупному предпринимательству.

     Недостатки:

     1. Ограниченность ресурсов всех  видов.

     2. Большая зависимость от рыночной  конъюнктуры.

     3. Слабые кредитные возможности.

     4. Подчинение целям крупного производства.

     5. Перегрузка рабочей недели.

     6. Хуже возможности для социальной  защиты.

     7. Зарплата ниже, чем в крупных  предприятиях. 
 

     4. Система господдержки и регулирования малого предпринимательства 

     Как показывает мировая и отечественная  практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов  государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь  необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических  лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения  предпринимательских организаций  в ассоциации (союзы). В системе  поддержки малого предпринимательства  особое место занимают проблемы финансово-кредитной  поддержки, применения налоговых льгот  и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние  на развитие малого предпринимательства.

     В соответствии с законодательством  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов  РФ и муниципальными фондами с  привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

     Фонды поддержки малого предпринимательства  всех уровней осуществляют следующие  мероприятия по финансированию субъектов  малого предпринимательства:

    • предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;
    • предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
    • выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
    • долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
    • финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
    • финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.
 
 

                       5. Роль малого бизнеса 

     Из  приведенной выше характеристики можно  сделать вывод о том, что малые  предприятия обладают значительными  конкурентными преимуществами и  способны к более эффективной  деятельности, чем крупные предприятия  в некоторых сферах деятельности.

     Что может дать эффективно функционирующий  малый бизнес экономике страны?

     Малый бизнес может дать экономике:

  • необходимую насыщенность и мобильность рынка;
  • тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
  • ускорение процесса внедрения новых технологий;
  • среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
  • глубокую специализацию и кооперацию;
  • среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую  гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

 

     

                                    Заключение 

          Малое предприятие обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

           Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.

           Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

           В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга. 

    Предпринимательство и предпринимательская деятельность - это инициативная и самостоятельная  деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли  и личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность  в определенных пределах. Предприниматель  может осуществлять любые виды хозяйственной  деятельности, если они не запрещены  законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

    Активность  организаций малого бизнеса является одним из показателей современной  экономики России. Это подтверждают и постоянные изменения в законодательстве, направленные на создание благоприятных  условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства.

    Предприятия, осуществляющие предпринимательскую  деятельность, получили множество степеней экономической свободы в выборе, как ее направлений, так и правил ведения. Однако отсутствие опыта, не всегда безупречная правовая и финансовая основа, а также нестабильная социально-экономическая  обстановка в стране обозначили круг актуальных проблем, главной из которых  является разработка стратегии выживания  в условиях экономического кризиса.

    Но, не смотря на сложившуюся ситуацию в экономике страны темпы развития малого предпринимательства можно  назвать устойчивыми т.к. уже выработана методология предпринимательства, создана достаточная нормативно-правовая база регулирующая отношения субъектов  предпринимательства и накоплен бесценный практический опыт деятельности таковых. Изменился социальный образ  предпринимателя и отношения  к нему общества. А основное, по моему  мнению, это то, что государство  стало придерживаться политики активной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства.  
 

Бусыгин А.С. «Предпринимательство. Основной курс», Инфра-М, 2003.

11. Ершова Ю.С. «Малый бизнес России», 2000 г.

12. Карпов В.В., Лукина Н.В. Малые предприятия 2005. Практическое пособие. – М.: Экономика и финансы, 2005

Шевченко И.К. «Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие» Изд-во ТРТУ, 2004.

19. Широков Б.М. «Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства», 2007 г. 

. Пелих А.С., Шепеленко Г.И. «Малые предприятия». Изд-во Гардарика, 2005.

Информация о работе Малый бизнес