Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:34, реферат
В данной работе рассмотрено становление в Украине предпринимательства, условия и факторы, влияющие на его развитие, а также проблемы с которыми сталкиваются МП на рынке, и перспективы его дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………….…3
1. Предпринимательство: определение, сущность, функции…….…….5
2. Условия и факторы, влияющие на развитие предпринимательства в Украине…………………………………………………………….…….7
3. Проблемы развития предпринимательства в Украине…………….…11
4. Пути развития малого бизнеса……………………………………….21
Заключение………………………………………………………….…….24
Список литературы………………………………………………….……27
Задача государства создать предпосылки, стимулирующие вложение инвестиций и предпринимательской энергии в данный сектор экономики.
Особо следует отметить, что на пути развития предпринимательства в Украине стоит действующий порядок налогообложения предприятий. Формально в соответствии с этим порядком налогом облагается лишь прибыль предприятий. Причем размер налога составляет 30%, что соответствует принятому в рыночной
экономике представлению об оптимальном уровне налогообложений прибыли. Но предприятия обязаны включать в свои издержки отчисления в различные фонды, которые, в сущности, являются частью добавленной стоимости. Тем самым уровень издержек существенно завышается, а прибыль соответственно сокращается.
Такой порядок налогообложения содержит в себе глубокое внутреннее противоречие. Оно предполагает отсутствие конкурентной среды, монопольное положение субъектов рыночной экономики, их способность устанавливать цены на затратной основе, то есть, в сущности, появление неработающих механизмов рыночного ценообразования. Если бы те же предприятия действовали в нормальных рыночных условиях, в которых цены устанавливаются не на затратной основе, а как равновесные цены механизма рыночной конкуренции, то наверняка большая часть предприятий стала бы убыточной, утратила бы главный мотив и основу своей деятельности прибыль. В реальных экономических условиях Украины монопольное завышение цен не столько разоряет действующие предприятия, сколько препятствует созданию новых и, что особенно существенно, неизбежно ведет к сокращению производства из-за несоответствия покупательной способности населения уровням цен.
Принятая в Украине система налогообложения прибыли и включаемых в издержки отчислений не только тормозит развитие предпринимательства, но и деформирует его направления. Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где необходимы относительно крупные первоначальные капитальные вложения с проблематичными перспективами окупаемости. Он устремляется главным образом в торгово-посредническую деятельность.
В современной рыночной экономике налоговые рычаги считаются наиболее эффективным инструментом ее регулирования. В Украине же эти рычаги, в сущности, практически не используются ни для развития предпринимательства, ни для регулирования его направлений. В настоящее время новые предприятия, в том числе малые, не получают прав на налоговые льготы. Отсутствует дифференциация уровня налогов на прибыль и размера отчислений в зависимости от видов и направлений предпринимательской деятельности, а также от использования прибыли. Отсутствует такая форма государственной поддержки малых предприятий, как льготные условия их кредитования (например, путем обеспечения государственных гарантий банкам, предоставляющим кредиты на создание предприятий и развитие предпринимательской деятельности).
Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Также можно выделить такие проблемы как, трудности с регистрацией открытия собственного дела. Конечно, за последние 5 лет массового развития малого бизнеса в Украине острота ее заметно уменьшилась. Многие желающие начать бизнес уже располагают необходимой информацией о процедуре регистрации, могут получить в органах регистрации, у консультантов-индивидуалов или в специализированных фирмах образцы документов и необходимые советы. Тем не менее, по затратам времени, денежных средств, нервных усилий действующая в Украине процедура регистрации предприятия все еще остается громоздкой и излишне усложненной, особенно по сравнению с той, что действует в развитых странах.
Предприниматели отмечают также проблемы с реализацией продукции и с доступом к сырью и материалам. В Украине еще не создан механизм свободной рыночной реализации сырья и по-прежнему осуществляется его распределение между государственными предприятиями, доля которых по отраслям колеблется от 60 до 90 %. Крупные биржи с мелким бизнесом не работают, а мелкооптовая торговля решает вопросы снабжения предпринимателей через неформальные каналы. Частично этим объясняется такой феномен нынешней Украины, как расчеты между негосударственными предприятиями преимущественно в виде наличных денег.
Проблема реализации продукции имеет два аспекта — внутренний и внешний. Реализовать продукцию на внутреннем рынке Украины трудно не потому, что она не нужна: спрос есть, но у потребителей нет денег для расчетов. В многозвенной цепочке предприятий, поставляющих друг другу продукцию, ни у кого нет денег для оплаты. Эта ситуация длится уже не один год и известна как «кризис взаимных платежей».
Еще одним негативным фактором служит то, что правительство утвердило проект закона о Налоговом кодексе Украины. В Кабмине уверяют, что предложенные новации обеспечат баланс интересов государства и бизнеса, что в проекте предусмотрено уменьшение количества общегосударственных налогов с 29 до 17. Также упразднены 10 местных налогов и сборов. На местах будут взимать четыре обязательных налога (на землю, недвижимость, рекламу и торговый патент), все остальные будут вводиться на усмотрение властей.
Кодекс также предусматривает введение налоговых каникул для малого бизнеса. Они продлятся с 1 января 2010-го по 31 декабря 2015 года. Претендовать на нулевую ставку смогут юридические лица, доход которых не превышает 100 тыс. грн. в год, и физлица, ведущие хоздеятельность, объем доходов от которой не превышает 300 тыс. грн. в год. На единую ставку налога в размере 6% могут рассчитывать юридические лица с объемом доходов до 2,7 млн. грн. в год.
В то же время зажиточным гражданам не приходится рассчитывать на попустительство со стороны фискальных органов. Новый кодекс предлагает увеличить подоходный налог для граждан, месячный доход которых превышает 13 тыс. грн., до 20%. Те же, кто получает меньше, будут платить прежние 15% со всей суммы дохода.
Важной новацией Налогового кодекса является введение 5%-ного налога на доход от депозитов. Если законопроект утвердят, клиенты банков вынуждены будут делиться с государством процентами не только с депозитов, но также и с накоплений на текущих и карточных счетах.
Собственников крупной недвижимости обложат налогом на роскошь. Тем, кто владеет квартирой площадью более 300 кв. м или домом свыше 500 кв. м, придется ежегодно платить 20 грн. за каждый квадратный метр свыше этих норм.
Основные новации.
Если сейчас для граждан Украины существует единая ставка налога с доходов физических лиц, то новый Налоговый кодекс предлагает их целых три. Базовой, как и раньше, остается ставка на уровне 15% — ее платят лица, чья зарплата не превышает 13 тыс. грн. в месяц. Указанная сумма — максимальный размер заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы в социальные фонды (устанавливается ежегодно). Вся сумма свыше этого до настоящего времени налогом не облагалась. Теперь же людей, чьи доходы превышают 13 тыс. грн. в месяц, ждет неприятное новшество — они должны будут заплатить в виде налога еще 20% от суммы, превышающей максимальный лимит. «То есть при зарплате, например, в 15 тыс. грн. 15% будут уплачены с 13 тыс. грн., а 20% — с разницы в 2 тыс. грн.
Отметим
также, что о намерении установить
ставку налога с доходов физических
лиц на уровне 17% для граждан, доходы
которых превышают 50 минимальных
зарплат (около 50 тыс. грн.), однако в варианте
проекта налогового кодекса, который был
разослан вчера по министерствам и ведомствам,
эта норма не содержалась. «Объективно,
15% — это довольно низкая ставка подоходного
налога. При этом средняя зарплата по Украине
ниже 13 тыс. грн., поэтому прогрессивная
ставка большинство населения не затронет.
Можно констатировать социальную идеологию,
заложенную в Кодексе, — повышение налоговой
нагрузки для более обеспеченных людей
и при этом не повышать или даже снижать
ее для других категорий граждан.Еще одним
сюрпризом Налогового кодекса для работодателей
стало упразднение лазейки для минимизации
налогов путем заключения с работниками
не трудовых, а гражданско-правовых договоров.
Сейчас распространена практика, когда
работодатель оформляет сотрудника как
частного предпринимателя, который находится
на упрощенной системе налогообложения
и платит единый налог — 200 грн. в месяц,
а предприятие и вовсе не несет нагрузки.
Однако новый кодекс закрепляет, что если
по сути работник является сотрудником
компании — работает в офисе, подчиняется
штатному расписанию, ездит в отпуск, то
им должен быть уплачен подоходный налог.
4.Пути развития малого бизнеса.
Немаловажным фактором развития малого бизнеса является участие государственных органов в создании благоприятных условий для него. В данном направлении государство сделало такие шаги. В конце 1991 г. был учрежден Государственный комитет по содействию малым предприятиям и предпринимательству. Тогда же образован Национальный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. В 1993 г. учреждается Государственный инновационный фонд и принимается долгосрочная программа государственной поддержки предпринимательства. В составе местных органов власти (областных, городских, районов города) имеются департаменты, призванные осуществлять государственную политику поддержки предпринимательства, но из-за малочисленности персонала, отсутствия оборудования и финансовых средств они занимаются только лишь подготовкой справок и помогают начинающим предпринимателям в процедуре регистрации. В целом же отношение местных властей к частному предпринимательству все еще остается или индифферентным, или скрыто негативным. Реальная помощь малому бизнесу на местах — явление настолько редкое, что о начале положительных изменений в стереотипах поведения массы чиновников говорить не приходится. Специальных консультационных пунктов, которые могли бы внести весомый вклад в дело поддержки предпринимателей, при местных органах государственной власти пока нет.
В экономически развитых странах большое внимание уделяется сфере бизнес-услуг. В инфраструктуру бизнеса принято включать сервисные службы для начинающих и действующих предпринимателей (справочно-информационные, консалтинговые, учебные фирмы), ассоциации и союзы, помогающие малому бизнесу. В Украине до настоящего времени не создана сеть справочно- информационных и консалтинговых служб для малых предприятий.
Особо следует упомянуть такую комплексную по услугам форму помощи малому бизнесу, как центры развития бизнеса. В развитом виде они оказывают консультационные услуги, ведут подготовку к бизнесу. Развитие сети таких центров позволило бы значительно повысить уровень бизнес-услуг и подготовки предпринимателей. Примером эффективной помощи такого рода может служить работа открывшегося в 1995 г. в Киеве Агентства по развитию предпринимательства, которое оказывает консультационные услуги начинающим и проводит обучение основам бизнеса.
К настоящему времени сделаны только шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики Украины. Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Украине, должен осуществляться в следующих направлениях:
1. Нормативно-правовое – подразумевает формирование надлежащей законодательной базы развития малого предпринимательства; разработку действенных законодательно – нормативных актов, направленных на стимулирование малого бизнеса; создание более благоприятного налогового, инвестиционного, инновационного и ценового режимов для субъектов малого предпринимательства, а так же упорядочение государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности.
2. Финансово-кредитное – подразумевает создание развитой сети финансово – кредитных учреждений и страховых фирм; разработку и внедрение системы стимулирования коммерческих банков, которые предоставляли бы льготные кредиты малым предприятиям. Финансовое обеспечение развития малого предпринимательства может осуществляться за счет средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов, частных отечественных и иностранных инвесторов.
3. Кадровое – предусматривает организацию подготовки кадров через сеть центров переподготовки, организацию курсов повышения квалификации, организацию обучения основам предпринимательства в сфере государственного образования.
4. Внешнеэкономическая деятельность.
Государственная политика направляется
на повышение экспортных возможностей,
развитие торговых, производственно
– технологических и информационных отношений
с иностранными партнерами, создание
благоприятных условий для привлечения
иностранных инвестиций в отечественный
бизнес. Осуществление внешнеэкономической
деятельности следует стимулировать
путем создания механизма
льготного кредитования экспортных
операций, оказания помощи
для участия в международных
выставках, презентациях, организации
системы страхования кредитов для
экспортной деятельности.
Заключение
Оптимальное функционирование рынка, который охватывает практически все сферы и системы общественного производства государства, достигается при сбалансированном развитии всех его структурных подразделений. Одним из условий решения этого задания есть повышение эффективности малого предпринимательства.
Информация о работе Малый бизнес в Украине его недостатки и достоинства