Малый бизнес в Украине его недостатки и достоинства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрено становление в Украине предпринимательства, условия и факторы, влияющие на его развитие, а также проблемы с которыми сталкиваются МП на рынке, и перспективы его дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Предпринимательство: определение, сущность, функции…….…….5
2. Условия и факторы, влияющие на развитие предпринимательства в Украине…………………………………………………………….…….7
3. Проблемы развития предпринимательства в Украине…………….…11
4. Пути развития малого бизнеса……………………………………….21
Заключение………………………………………………………….…….24
Список литературы………………………………………………….……27

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 53.39 Кб (Скачать)

       Задача  государства создать предпосылки,  стимулирующие вложение инвестиций и предпринимательской энергии в данный сектор экономики.

      Особо следует отметить, что на пути  развития  предпринимательства  в Украине стоит действующий порядок налогообложения предприятий. Формально  в соответствии с этим порядком налогом облагается лишь  прибыль  предприятий. Причем размер налога составляет 30%, что соответствует принятому в рыночной

экономике представлению об оптимальном уровне налогообложений  прибыли.  Но предприятия обязаны включать в свои издержки отчисления в различные  фонды, которые, в сущности,  являются  частью  добавленной  стоимости.  Тем  самым уровень  издержек  существенно   завышается,   а   прибыль   соответственно сокращается.

     Такой порядок  налогообложения  содержит  в  себе  глубокое  внутреннее противоречие. Оно предполагает отсутствие конкурентной  среды,  монопольное положение субъектов рыночной экономики, их способность  устанавливать  цены на  затратной  основе,  то  есть,  в  сущности,  появление   неработающих механизмов рыночного ценообразования. Если бы те же предприятия действовали в нормальных рыночных  условиях,  в  которых  цены  устанавливаются  не  на затратной основе, а как равновесные цены механизма рыночной конкуренции, то наверняка большая часть предприятий стала бы убыточной, утратила бы главный мотив и основу своей деятельности прибыль.  В реальных  экономических условиях Украины монопольное завышение цен не столько разоряет  действующие предприятия,  сколько  препятствует  созданию   новых   и,   что   особенно существенно, неизбежно ведет к сокращению производства из-за несоответствия покупательной способности населения уровням цен.

     Принятая в Украине система налогообложения прибыли и включаемых  в издержки отчислений не только тормозит развитие предпринимательства,  но  и деформирует  его  направления.  Свободный  капитал  явно   избегает   сферы производства  товаров  и  услуг,  где   необходимы   относительно   крупные первоначальные  капитальные  вложения   с   проблематичными   перспективами окупаемости.  Он  устремляется  главным  образом  в  торгово-посредническую деятельность.

     В современной рыночной экономике налоговые рычаги  считаются наиболее эффективным инструментом ее регулирования.  В  Украине  же  эти  рычаги,  в сущности, практически не используются ни для развития  предпринимательства, ни для регулирования его направлений. В настоящее время новые  предприятия, в том числе малые,  не  получают  прав  на  налоговые  льготы.  Отсутствует дифференциация уровня налогов на прибыль и размера отчислений в зависимости от  видов  и  направлений  предпринимательской  деятельности,  а  также  от использования прибыли. Отсутствует такая  форма  государственной  поддержки малых предприятий, как льготные условия их  кредитования  (например,  путем обеспечения государственных гарантий  банкам,  предоставляющим  кредиты  на создание предприятий и развитие предпринимательской деятельности).

       Общее направление совершенствования налоговой системы -  усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства.  Надо  освободить  малые предприятия от налогов  на  инвестиции,  ввозимые  технологии.  И,  конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.  Совершенно очевидна   необходимость   дифференцированного    налогового    подхода    к предприятиям разного  профиля  деятельности.  Более  низкие  ставки  налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

       Также можно выделить такие  проблемы  как,  трудности  с  регистрацией открытия собственного дела. Конечно, за последние 5 лет  массового  развития малого бизнеса в Украине острота ее  заметно  уменьшилась.  Многие  желающие начать  бизнес  уже  располагают   необходимой   информацией   о   процедуре регистрации,  могут  получить  в  органах  регистрации,   у   консультантов-индивидуалов  или в специализированных   фирмах   образцы   документов   и необходимые советы. Тем не менее, по  затратам  времени,  денежных  средств, нервных усилий действующая в Украине процедура регистрации  предприятия  все еще остается громоздкой и излишне усложненной, особенно по сравнению с  той, что действует в развитых странах.

       Предприниматели отмечают также проблемы с реализацией продукции и с доступом к сырью и материалам. В Украине еще не  создан  механизм  свободной рыночной реализации сырья и  по-прежнему  осуществляется  его  распределение между государственными предприятиями, доля которых  по  отраслям  колеблется от 60 до 90 %. Крупные биржи с мелким бизнесом не работают,  а  мелкооптовая торговля  решает  вопросы  снабжения  предпринимателей  через   неформальные каналы. Частично  этим  объясняется  такой  феномен  нынешней  Украины,  как расчеты  между  негосударственными  предприятиями  преимущественно  в   виде наличных денег.

       Проблема  реализации  продукции  имеет  два  аспекта  —  внутренний  и внешний.  Реализовать  продукцию  на  внутреннем  рынке  Украины  трудно  не потому, что она не нужна: спрос  есть,  но  у  потребителей  нет  денег  для расчетов.  В  многозвенной  цепочке  предприятий,  поставляющих  друг  другу продукцию, ни у кого нет денег для оплаты. Эта ситуация длится уже  не  один год и известна как «кризис взаимных платежей».

      Еще одним негативным фактором служит то, что правительство утвердило проект закона о Налоговом кодексе Украины. В Кабмине уверяют, что предложенные  новации обеспечат баланс интересов государства и бизнеса, что в проекте предусмотрено уменьшение количества общегосударственных налогов с 29 до 17. Также упразднены 10 местных налогов и сборов. На местах будут взимать четыре обязательных налога (на землю, недвижимость, рекламу и торговый патент), все остальные будут вводиться на усмотрение властей.

      Кодекс  также предусматривает введение налоговых каникул для малого бизнеса. Они продлятся с 1 января 2010-го по 31 декабря 2015 года. Претендовать на нулевую ставку смогут юридические  лица, доход которых не превышает 100 тыс. грн. в год, и физлица, ведущие хоздеятельность, объем доходов от которой не превышает 300 тыс. грн. в год. На единую ставку налога в размере 6% могут рассчитывать юридические лица с объемом доходов до 2,7 млн. грн. в год.

      В то же время зажиточным гражданам  не приходится рассчитывать на попустительство  со стороны фискальных органов. Новый  кодекс предлагает увеличить подоходный налог для граждан, месячный доход  которых превышает 13 тыс. грн., до 20%. Те же, кто получает меньше, будут платить прежние 15% со всей суммы дохода.

      Важной  новацией Налогового кодекса является введение 5%-ного налога на доход от депозитов. Если законопроект утвердят, клиенты банков вынуждены будут  делиться с государством процентами не только с депозитов, но также и  с накоплений на текущих и карточных  счетах.

      Собственников крупной недвижимости обложат налогом  на роскошь. Тем, кто владеет квартирой  площадью более 300 кв. м или домом  свыше 500 кв. м, придется ежегодно платить 20 грн. за каждый квадратный метр свыше этих норм.

      Основные  новации.

      Если  сейчас для граждан Украины существует единая ставка налога с доходов физических лиц, то новый Налоговый кодекс предлагает их целых три. Базовой, как и раньше, остается ставка на уровне 15% — ее платят лица, чья зарплата не превышает 13 тыс. грн. в месяц. Указанная сумма — максимальный размер заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы в социальные фонды (устанавливается ежегодно). Вся сумма свыше этого до настоящего времени налогом не облагалась. Теперь же людей, чьи доходы превышают 13 тыс. грн. в месяц, ждет неприятное новшество — они должны будут заплатить в виде налога еще 20% от суммы, превышающей максимальный лимит. «То есть при зарплате, например, в 15 тыс. грн. 15% будут уплачены с 13 тыс. грн., а 20% — с разницы в 2 тыс. грн.

      Отметим также, что о намерении установить ставку налога с доходов физических лиц на уровне 17% для граждан, доходы которых превышают 50 минимальных  зарплат (около 50 тыс. грн.), однако в варианте проекта налогового кодекса, который был разослан вчера по министерствам и ведомствам,  эта норма не содержалась. «Объективно, 15% — это довольно низкая ставка подоходного налога. При этом средняя зарплата по Украине ниже 13 тыс. грн., поэтому прогрессивная ставка большинство населения не затронет. Можно констатировать социальную идеологию, заложенную в Кодексе, — повышение налоговой нагрузки для более обеспеченных людей и при этом не повышать или даже снижать ее для других категорий граждан.Еще одним сюрпризом Налогового кодекса для работодателей стало упразднение лазейки для минимизации налогов путем заключения с работниками не трудовых, а гражданско-правовых договоров. Сейчас распространена практика, когда работодатель оформляет сотрудника как частного предпринимателя, который находится на упрощенной системе налогообложения и платит единый налог — 200 грн. в месяц, а предприятие и вовсе не несет нагрузки. Однако новый кодекс закрепляет, что если по сути работник является сотрудником компании — работает в офисе, подчиняется штатному расписанию, ездит в отпуск, то им должен быть уплачен подоходный налог. 

4.Пути развития малого бизнеса.

     Немаловажным  фактором  развития  малого  бизнеса   является   участие государственных органов в создании благоприятных условий для него. В  данном направлении государство сделало такие шаги. В конце  1991  г.  был  учрежден Государственный    комитет    по    содействию    малым    предприятиям    и предпринимательству.  Тогда  же  образован   Национальный   фонд   поддержки предпринимательства  и  развития  конкуренции.   В   1993   г.   учреждается Государственный инновационный  фонд  и  принимается  долгосрочная  программа государственной поддержки предпринимательства.  В  составе  местных  органов власти  (областных,  городских,  районов   города)   имеются   департаменты, призванные     осуществлять     государственную      политику      поддержки предпринимательства,  но   из-за   малочисленности   персонала,   отсутствия оборудования и финансовых средств они  занимаются  только  лишь  подготовкой справок и помогают начинающим предпринимателям в  процедуре  регистрации.  В целом же отношение местных властей к частному  предпринимательству  все  еще остается или индифферентным, или скрыто негативным. Реальная  помощь  малому бизнесу на местах — явление настолько редкое,  что  о  начале  положительных изменений в стереотипах поведения массы чиновников говорить  не  приходится. Специальных консультационных пунктов, которые могли бы внести весомый  вклад в дело  поддержки  предпринимателей,  при  местных  органах  государственной власти пока нет.

       В экономически  развитых  странах большое внимание  уделяется сфере бизнес-услуг. В инфраструктуру бизнеса принято включать  сервисные службы для начинающих  и  действующих  предпринимателей  (справочно-информационные, консалтинговые,  учебные  фирмы),  ассоциации  и  союзы,  помогающие  малому бизнесу.  В  Украине  до  настоящего  времени  не  создана  сеть  справочно- информационных и консалтинговых служб для малых предприятий.

       Особо следует упомянуть такую комплексную по  услугам форму помощи малому бизнесу, как центры развития бизнеса. В развитом виде  они  оказывают консультационные услуги, ведут подготовку к  бизнесу.  Развитие  сети  таких центров позволило бы значительно повысить уровень бизнес-услуг и подготовки предпринимателей. Примером эффективной  помощи  такого  рода  может  служить работа  открывшегося   в   1995   г.   в   Киеве   Агентства   по   развитию предпринимательства, которое оказывает консультационные услуги начинающим  и проводит обучение основам бизнеса.

       К настоящему времени сделаны только шаги  в правовом  и организационном  обеспечении  формирования  малого   предпринимательства   в качестве особого сектора экономики Украины. Комплекс первоочередных  мер  по развитию малого  предпринимательства  в  Украине,  должен  осуществляться  в следующих направлениях:

   1. Нормативно-правовое  –   подразумевает   формирование   надлежащей законодательной  базы  развития   малого   предпринимательства;   разработку действенных   законодательно   –   нормативных   актов,   направленных    на стимулирование малого бизнеса;  создание  более  благоприятного  налогового, инвестиционного, инновационного и  ценового  режимов  для  субъектов  малого предпринимательства, а так же упорядочение государственного регулирования  и контроля предпринимательской деятельности.

       2.  Финансово-кредитное – подразумевает   создание   развитой   сети финансово – кредитных учреждений и страховых фирм;  разработку  и  внедрение системы  стимулирования  коммерческих  банков,  которые   предоставляли   бы льготные кредиты малым предприятиям. Финансовое обеспечение развития  малого предпринимательства может осуществляться за  счет  средств  государственного и  местных  бюджетов,   внебюджетных   фондов,   частных   отечественных   и иностранных инвесторов.

      3. Кадровое – предусматривает организацию подготовки кадров через сеть центров   переподготовки,   организацию   курсов   повышения   квалификации, организацию обучения основам предпринимательства  в  сфере  государственного образования.

        4. Внешнеэкономическая   деятельность.   Государственная    политика направляется  на  повышение  экспортных  возможностей,  развитие   торговых, производственно – технологических и информационных отношений с  иностранными партнерами,  создание  благоприятных  условий  для  привлечения  иностранных инвестиций  в  отечественный   бизнес.   Осуществление   внешнеэкономической деятельности  следует  стимулировать  путем  создания  механизма   льготного кредитования  экспортных   операций,   оказания   помощи   для   участия   в международных  выставках,  презентациях,  организации  системы   страхования кредитов для экспортной деятельности. 

Заключение

    Оптимальное функционирование рынка, который охватывает практически все сферы и системы  общественного  производства  государства,  достигается  при сбалансированном развитии  всех  его  структурных  подразделений.  Одним  из условий  решения  этого  задания   есть   повышение   эффективности   малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес в Украине его недостатки и достоинства