Малый бизнес в Украине его недостатки и достоинства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрено становление в Украине предпринимательства, условия и факторы, влияющие на его развитие, а также проблемы с которыми сталкиваются МП на рынке, и перспективы его дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Предпринимательство: определение, сущность, функции…….…….5
2. Условия и факторы, влияющие на развитие предпринимательства в Украине…………………………………………………………….…….7
3. Проблемы развития предпринимательства в Украине…………….…11
4. Пути развития малого бизнеса……………………………………….21
Заключение………………………………………………………….…….24
Список литературы………………………………………………….……27

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 53.39 Кб (Скачать)
fy">     В Украине пока что малый бизнес не отыграет существенной роли в  обеспечении экономического возрастания, его взнос в ВВП представляет лишь 9.0-9.5%.

       Это происходит благодаря тому, что в своей деятельности  отечественное предпринимательство  наталкивается  на  разнообразные  препятствия,  которые можно поделить на макро- и микроэкономические.  К  первой  группе  относятся такие:

     1. Налоговая политика,  отсутствие  надлежащего  законодательно-нормативного   обеспечения. Сегодня налоговая  система страны влияет на развитие  бизнеса   крайне отрицательно. Предпринимательская деятельность  не может полноценно   развиваться  за отсутствия или несовершенства  законов, что ее регулируют.

     2. Административные барьеры. Большое  количество законов, нормативных   актов,   инструкций запутывает  предпринимателей; кроме того, предприятия  поддаются   частым   и   безосновательным   проверкам   со   стороны    разнообразных   государственных органов.

     3. Ограниченность внутреннего спроса  и наличие кризиса сбыта   на  внутреннем   рынке. Малый  бизнес постоянно теряет главных  потребителей своей продукции   вследствие ухудшения уровня  обеспеченности населения, уменьшения  доходов   граждан.

     4. Недостаточная государственная  поддержка. На  сегодня  в   Украине  еще  не   составилась  эффективная система государственной  поддержки и защиты малого   предпринимательства.    Механизм    финансирования    и     кредитования,   информационное  и  консультационного  обеспечения,  система  подготовки  и   переподготовки кадров для предпринимательской  деятельности несовершенны и   приносят очень мало пользы.

     5. Низкая инвестиционная активность  вследствие нестабильности экономики.

     6. Неразвитость инфраструктуры.  Роль  объектов  инфраструктуры  в   развитии   малого  бизнеса   очень  незначительна.  Между   различными   организациями   поддержки МП и предприятиями  еще не налажено эффективное  сотрудничество и   обмен информацией.

     7. Теневая экономика. Зачастую МП  являются вынужденными участниками   теневой   экономики, которых  туда «загоняет»  налоговое   давление,  государственная   бюрократия, и тому подобное.

     8. Неэффективная приватизация. Процесс  малой приватизации, имевший   место  в   нашей стране, был  подчиненный  многим  ограничениям.  В  результате,  при   нефункционирующем   вторичном  рынке   приватизационных   объектов   много   предприятий находятся в руках тех, кто не в состоянии ими управлять,  но   не может их продать.

     9. Неразвитость рынка недвижимости. Малым  предприятиям  катастрофически   не   хватает офисных помещений.  Арендная плата очень  высока,  правила  аренды   запутанные; во многих случаях объект не  позволяют приватизировать  вместе   с помещением.

       Среди микроэкономических  факторов,  которые более всего влияют  на развитие малого предпринимательства, можно выделить такие:

      - способ и время возникновения;

      - форма собственности;

  - финансовые возможности предприятия;

      - ассортимент продукции, ее качество  и спрос на нее;

      -  выбранную  стратегию   деятельности  предприятия,   его   организационную   структуру;

  - кадровую политику;

      - возможность доступа к коммерческой  информации;

      - степень соблюдения клиентами  условий контрактов и платежной  дисциплины. 

3.Проблемы развития предпринимательства в Украине.

       В ходе начавшегося нового этапа экономической реформы в Украине особо важным становится изыскание дополнительных резервов повышения эффективности хозяйственного механизма, принятия кардинальных мер по созданию условий для выхода страны из кризисной  ситуации.  Поиск  же  наиболее  приемлемых  для Украины  методов  оздоровления  экономики  в  первую  очередь  приводит   к необходимости обратиться к мировому опыту решения этих проблем.

     Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста  наиболее значительным  считают умелую  реализацию  предпринимательского  потенциала граждан  страны,  эффективное  использование  в   экономическом   механизме самостоятельной    хозяйственной     инициативы     человека,     признание предпринимательства    незаменимой    силой     хозяйственной     динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

     Существующие на сегодня концепции характеризуют предпринимательство в трех направлениях:

     1) доступность различных видов ресурсов и возможность ими распоряжаться с  целью  получения  прибыли  при  постоянном  наличии  фактора   риска   и неопределенности конечного результата деятельности;

     2) эффективное управление и организация производственного процесса  с постоянным и широким использованием нововведений;

     3) особенное новаторское, творческое поведение хозяйствующего субъекта, его предприимчивость, являющаяся движущей силой экономического процесса.

     Основным  же  условием  возможности существования предпринимательства является создание конкурентной среды и предоставление экономической свободы субъекту  хозяйствования.  Уже  такое  понимание  сути  проблемы  позволяет объяснить важную особенность развития современной мировой экономики   все более  возрастающую  роль  малого  бизнеса.  Его  качественными  критериями

являются:

     - преобладание частной собственности на средства производства;

     - юридическая и экономическая независимость в принятии решений;

     - упрощенная система управления;

     - профессиональная взаимозаменяемость работников;

     - непосредственное участие собственника в управлении предприятием;

     - инициативный, поисковый характер деятельности.

     Конкуренция - это основное  условие,  при котором работают  рыночные механизмы, генерирующие ценовые сигналы, порождающие  стимулы,  формирующие рыночное изобилие, разнообразие ассортимента и высокое качество  товаров  и услуг.

     Украине, как и другим странам с переходной экономикой, в наследство  от советской государственно-монополистической системы  досталась  совокупность отношений между предприятиями, не совместимая с конкурентной средой.

     Конечно, конкурентная среда может быть создана на основе  либерализации связей  с  внешним  рынком,  в  частности  за  счет  ослабления  таможенных ограничений для зарубежных товаров,  поступающих  на  внутренний  рынок,  с одновременным  усилением  контроля  за  их   качеством.   Но   такой   путь формирования  конкурентной  среды  при  глубочайшем  экономическом  кризисе чрезвычайно опасен. Созданная таким  образом  конкурентная  среда  способна лишь усилить действие сил, разрушающих национальную  экономику.  Нельзя  не учитывать,  что  товары,   производимые   на   большей   части   украинских предприятий, по сравнению с товарами мирового  рынка  неконкурентоспособны.

     Большинство украинских предприятий этой конкуренции  не выдержит, что  может усугубить и без того их трудное положение.

     Решение   данной   проблемы   лежит   в   технологическом    обновлении производства,    которое    должно    сделать     продукцию     предприятий конкурентоспособной. Однако  и  это  решение  представляется  сомнительным, прежде всего из-за условий его  выполнения.  Галопирующая  инфляция  делает инновацию   маловероятной,   поскольку    нормальная    предпринимательская деятельность  не  способна  дать  необходимые  средства   для   инвестиций. Сомнительно также получение средств для этой цели извне, поскольку  условия той же инфляции и нестабильности экономики  Украины  заставляют  инвесторов искать  такие  помещения  капитала,  которые  способны  давать  немедленную отдачу,  между  тем  как  вложения  в  производство  всегда  сопряжены   со значительным периодом времени и риском.

     Одним   из   важнейших    условий    выхода    Украины    на    уровень конкурентоспособности с предприятиями дальнего зарубежья является  создание наиболее  благоприятных  условий  для  формирования   такой   массы   малых предприятий,  которые  в  своей  совокупности  способны  выполнять  функции инфраструктуры на конкурентной основе.

     Это должны быть  малые  предприятия  с  широким  диапазоном  социальной ориентации, размеров и рода деятельности.  Это  могут  быть  предприятия  с минимальной численностью наемных рабочих и без  наемных  рабочих  вообще семейные  предприятия.  Малые  предприятия  могут   специализироваться   на изготовлении   относительно   несложных   элементов   изделий,   состав   и номенклатура  которых  изменяются  в  соответствии  с  требованиями  рынка.

     Необходимы  Украине  также  предприятия,  которые  на   договорной   основе осуществляют   техническое    обслуживание    и    ремонты    оборудования, вычислительной техники, приборов и аппаратуры.

     Вся эта обширная зона малого  бизнеса  должна  быть  такой,  чтобы  все предприятия, и в первую очередь крупные и средние, имели возможность выбора поставщиков и партнеров, продукция  и  услуги  которых  отличаются  высоким качеством,  надежностью  и  стабильными   ценами,   доказывая   тем   самым преимущества данной системы по сравнению  с  рядом  предприятий  замкнутого комплекса, которые  достались  в  наследство  от  командно-административной системы.  Естественно,  создание  такой   сети   малого   бизнеса   требует определенных материально-технических, финансово-кредитных и организационных предпосылок.

       Главной проблемой для малого предприятия на сегодняшний день  являются трудности с финансированием. Отсутствие достаточного капитала у  большинства населения, сложность,  невыгодность,  а  иногда  и  невозможность  получения заемных средств тормозят  развитие  малого  бизнеса.  Известны  лишь  четыре потенциально  доступных  источника  выделения  финансов:   Украинский   фонд поддержки   предпринимательства;   Государственный    инновационный    фонд; средства, выделяемые местными органами власти  безработным  для  организации своего бизнеса; средства  местных  органов  власти,  которые  образуются  из отчислений от стоимости приватизированных объектов.  Оба  центральных  фонда дислоцируются в Киеве, но имеют региональные отделения в  областных  городах (фонд  поддержки предпринимательства—в 9,  а   инновационный   фонд—в   19 областях).  Первый  фонд  ежегодно  получает  из  государственного   бюджета установленную  сумму  для  кредитования  мелких  частных   предпринимателей; средства второго фонда образуются  из  фиксированного  процента  отчислений, производимых всеми предприятиями  от  объема  реализации  продукции  (работ, услуг). Эти фонды выделяют кредиты предпринимателям как для начала  своего дела, так и под текущее производство, на конкурсных принципах, путем  оценки их бизнес-планов. Однако поступают средства в фонды в  недостаточном  объеме и нерегулярно.  Инновационный  фонд  оказывает  кредитную  поддержку  только проектам, реализующим новые технологии, но его  возможности  также  невелики относительно потребностей малых предприятий.

       В 1993 г. начало действовать положение о выделении ссуд  безработным для того, чтобы они могли начать свое дело, но, во-первых, выделяемая  сумма недостаточна для  этого,  а  во-вторых,  получить  ее  весьма  трудно  из-за сложной процедуры оформления.

       Последний  из  четырех  названных   источников   кредитования – средства местных властей, образуемые за счет отчислений от стоимости  приватизируемых объектов, — также практически бездействует, поскольку не отработан  механизм выделения средств предпринимателям.

       Что касается получения кредитов в коммерческих банках, то  в  качестве их клиентов могут выступать лишь торговые и посреднические  организации,  но не производственные, а тем  более  не  мелкие,  потому  что  у  них  нет  ни большого уставного капитала, ни дорогостоящих основных фондов  и  имущества, ни значительного  личного  имущества,  которые  могут  служить  залогом  под кредиты.  В последние годы  расширяют масштабы  деятельности  в   Украине зарубежные и международные финансовые фонды и программы, но  они  охватывают локальные зоны и поэтому не оказывают  существенного  влияния  на  поддержку малых предприятий.

Информация о работе Малый бизнес в Украине его недостатки и достоинства