Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:52, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала выяснить экономическую сущность малых предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых предприятий на развитие экономики страны;
выполнить сравнительный анализ доли участия малых предприятий в экономике России и зарубежных стран;
изучить и описать влияние малых предприятий на социально-экономическое положение в стране.
Введение 4
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике 6
1.1 Понятие малого бизнеса 6
1.2 Значение и задачи малого предприятия 9
2 Особенности малого бизнеса 12
2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса 12
2.2 Малый бизнес в РФ 16
2.3 Государственная политика в сфере малого предпринимательства 19
3 Стимулирование развития малого предпринимательства 23
Заключение 27
Список использованных источников 28
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Многие
экономисты отстаивают идею об исключительной
роли малого бизнеса в развертывании
НТР. Наиболее значительную активность
в области нововведений проявляют венчурные
фирмы. Они успешно конкурируют с крупными,
добиваясь более быстрых темпов внедрения
достижений научно-технического прогресса.
Мелкие исследовательские фирмы активно
проводят исследования и разработки, проявляют
больше желания взять на себя риск, гораздо
эффективнее используют исследовательские
фонды и оборудование, квалифицированные
кадры, тем самым вносят весомый вклад
в инновационный процесс, технологическое
обновление производства. Мелкие инновационные
фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции
новых товаров, когда рыночным фактором
становятся темпы обновления ассортимента
выпускаемой продукции, нашли свое место
в системе хозяйства. Они занимаются начальными
стадиями нововведений, оставляя крупным
фирмам капиталоемкие стадии промышленного
развертывания новых производств. Достижения
научно-технического прогресса позволяют
им быстро подключиться к наукоемким отраслям,
не располагая при этом большим капиталом.
2
Особенности малого
бизнеса
Мировая
практика убедительно свидетельствует,
что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малый бизнес оказывает
существенное влияние на развитие народного
хозяйства, решение социальных проблем,
увеличение численности занятых
рабочих. По численности работающих, по
объему производимых и реализуемых товаров,
выполняемых работ субъекты малого предпринимательства
в отдельных странах играют ведущую роль.
Высокий уровень развития малого предпринимательства
является необходимым условием успешного
функционирования рыночной экономики.
Малый бизнес в развитых странах мира
во многом определяет темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта.
2.1
зарубежный опыт
развития малого бизнеса
Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.
Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
Страны | Кол-во МСП
(тыс.) |
Кол-во МСП
на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел) | Доля МСП в общей
численности занятых (%) |
Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания | 2630 | 46 | 13.6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18.5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 68 | 16.8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15.2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74.2 | 70.2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49.6 | 39.5 | 78 | 52-55 |
Россия | 844 | 5.65 | 8.3 | 13 | 10-11 |
Как
видно из данной таблицы, вклад малых
и средних предприятий в
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.
Национальные
особенности оказывают
В
Германии 2 млн. мелких и средних
фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают
66 % занятости. Эти фирмы не уступают
крупным в организации
В
Италии малые и средние компании,
число которых превышает
Во
Франции малые и средние фирмы
чаще всего встречаются в аграрно-
В
Португалии малые и средние фирмы
производят основную массу промышленной
продукции. Уже в 1982 г. компании с числом
занятых менее 10 чел. составляли здесь
70 % всех промышленных компании, а фирмы
с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
2.2
Малый бизнес в РФ
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития. Данные по изменению количества малых предприятий в 1999 – 2006 годах приведены на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 - Количество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ
в период
с 1999 по 2006 гг.
Как видно из приведенной диаграммы, до 2001 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.
В
1995-2005 гг. увеличение количества малых
предприятий существенно
В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Эти данные приведены в приложении Б. Хотя во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества