Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– выявить основные характеристики малого бизнеса;
– проанализировать основные методы государственной поддержки малого бизнеса;
– проанализировать состояние малого бизнеса в республике Башкортостан;

Содержание

Введение
3
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка
6
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях
6
1.2 Государственная поддержка
10
2 Анализ развития малого бизнеса в Республике Башкортостан
16
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ
16
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований
20
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения.
27
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ
27
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ
28
Заключение
32
Список использованных источников и литературы
34

Работа содержит 1 файл

Копия курсач.docx

— 93.54 Кб (Скачать)

Развитие малых предприятий способствует насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Малые предприятия позволяют расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.

 

1.2 Государственная поддержка малого бизнеса

 

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад  в оздоровлении экономики сегодня  явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что  не получила должного развития государственная  поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем малые предприятия  как наиболее неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России государственная  поддержка и защита интересов  предприятий малого бизнеса обеспечиваются в разных организационных формах. Созданы ассоциации предприятий  малого предпринимательства, Федерация  развития и поддержки малого бизнеса, различные фонды развития и поддержки  предприятий малого бизнеса. Проблемами малого  бизнеса в России сегодня  занимаются многие учреждения, в том  числе Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства (74 фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочен собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Основными целями государственной  политики в области развития российского  малого бизнеса являются:

– создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;

– устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;

– расширение самозанятости населения;

– увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета9.

Заслуживают внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства  через прямые и гарантированные  займы. Прямые займов выдаются небольшими фирмами на определенный срок под  более низкие процентные ставки, чем  те, что действуют на частном рынке  ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелкими фирмами.

Существуют и другие формы  государственной поддержки малого бизнеса:

– обеспечение государственным заказом (если возникает необходимость);

– предоставление особых льгот предприятиям, создаваемых в отсталых областях со слабо развитой промышленностью и др.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его  государственной поддержкой Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы10.

Ст. 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. предусмотрены меры по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России:

– специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

– упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

– упрощенный порядок составления малыми и средними предприятиями статистической отчетности;

– льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

– обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса и др.11.

В 2007 г. был принят еще  один Федеральный закон – «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три  системы налогообложения предприятий  малого бизнеса.

– Общеустановленная система, в рамках которой малые предприятия и

индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы.

– Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий.

– Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Федеральный Закон от 31 июля 1998 г.  № 148-ФЗ)12. Объектом налога служит потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны  собственные программы развития малого бизнеса. Наиболее крупный регион России – г. Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на начало 2007 г.

Правительство г. Москва уделяет внимание развитию предприятий малого бизнеса. В составе Правительства Москвы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства. Развитию малого бизнеса в Москве содействует Московская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства.

Помимо федеральных и  региональных многие негосударственные  организации ведут работу по поддержке  малого бизнеса. К ним относятся  различные фонды и агенства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные  структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса  не получают или получают весьма незначительную.

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные  законы от 8 августа 2001 г.:

- «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  при проведении государственного  контроля (надзора)» № 134-ФЗ13;

- «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 128-ФЗ14;

- «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ15.

Интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где в отличие от всей России наблюдается устойчивый рост числа предприятия этой сферы. Ежегодно проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банков, а если бизнес-проект предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнеса в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность предприятия.

Разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РазвитиЯ малого предпринимательства в Республике Башкортостан

 

2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ

 

Уровень развития малого бизнеса  в Башкирии оценивается высоко. В частности, согласно анализу предпринимательского климата в Российской Федерации, регулярно реализуемого общественной организацией ОПОРА РОССИИ, 2010 – 2011 гг. Республика Башкирия оказалась на 10 месте среди 40 регионов РФ.

Основные показатели, характеризующие  состояние малого бизнеса в республике Башкортостан незначительно отличаются от усреднённого уровня по Российской Федерации.

Общее количество субъектов  малого и среднего предпринимательства в республике по итогам 2010 г. составило 103 563 ед., причём за последние 3 года наблюдается тенденция их роста (рис. 1).

119%



110%



100%




                2008 г.                         2009 г.                             2010 г.

 

Рисунок 1 – Количество субъектов малых и средних предприятий за

2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.

 

Средний относительный показатель количества субъектов (относительно численности населения) также демонстрирует положительную динамику: рост в среднем на 8,4% в год.

Доля занятых в сфере  малого и среднего бизнеса относительно общего количества занятых составляет 11,87%, что является относительно высоким показателем. Притом уровень этого показателя остаётся довольно стабильным в течение последних трёх лет. Тогда как в абсолютном выражении динамики численности занятых неизменно возрастает (рис. 2).

 

100%


110,81%


100,97%




              2008 г.                           2009 г.                           2010 г.

Рисунок 2 – Численность занятых в малых и средних предприятиях за 2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.

 

Доля налоговых поступлений  муниципального образования от малого бизнеса в консолидированный бюджет субъекта РФ составляет в среднем по краю 20,3% (по итогам 2010 г. в абсолютном выражении налоги от малого и среднего предпринимательства составили 1957147,4 тыс. руб.). Показатель доли налоговых поступлений растет высокими темпами: более чем на 53% за последние три года, причём основной рост пришёлся на 2010 г.

 

153,30%



106,79%


100%




               2008 г.                        2009 г.                             2010 г.

 

Рисунок 3 – Налоговые поступления от малых и средних предприятий за 2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.

 

Выручка от реализации малых  и средних предприятий в республике за 2010 г. – 105 023,906 млн. руб., что составляет 25,45% в общем объеме выручки от реализации. Причём доля выручки от реализации субъектов малых и средних предприятий растёт средними темпами 17,91% в год, а тенденция изменения показателя в абсолютном исчислении, представленная ниже на рисунке 4, показывает рост более чем на 38%.

Республика Башкортостан занимает 7-е место по доле выручки от реализации малых и средних предприятий по итогам 2010 г.

138,75%



100%


123,36%




                 2008 г.                        2009 г.                           2010 г.

 

Рисунок 4 – Выручка от реализации малых и средних предприятий за 2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.

 

Последний из относительных  показателей состояния малого бизнеса – доля инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий относительно всех инвестиций в основной капитал также демонстрирует в республике довольно высокий уровень - около 14,65% (в среднем за последние 3 года). В абсолютном выражении за 2010 г. это составляет 4 205, 338 млн. руб. Однако, несмотря на высокие значения, следует заметить, что после кризисного периода 2009 – 2010 г., объёмы 2008 г. еще не восстановились.

100%



81%


85%




                 2008 г.                              2009 г.                       2010 г.

Рисунок 5 – Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий за 2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.

 

Текущее положение республики по доли инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал относительно других регионов также одно из первых.

Обобщение статистических данных о состоянии малого и среднего предпринимательства в муниципальных образований республики Башкортостан в целом по региону представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Показатели развития малого бизнеса в РБ за 2008 – 2010 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

ед. изм.

1

Количество субъектов  МСП

90 650

99 994

107 563

ед.

2

Численность занятых в  МСП

7 824

7 900

8 670

тыс. чел.

3

Объем налоговых поступлений  от МСП в консолидированный бюджет субъекта РФ

1 276 651

1 363 361

1 957 147

тыс. руб.

4

Инвестиции в основной капитал субъектов МСП

5 177 271

4 417 487

4 205 338

тыс. руб.

5

Выручка от реализации субъектов МСП (всего)

75 694 033

93 373 879

105 023 906

тыс. руб.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России