Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– выявить основные характеристики малого бизнеса;
– проанализировать основные методы государственной поддержки малого бизнеса;
– проанализировать состояние малого бизнеса в республике Башкортостан;
Введение
3
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка
6
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях
6
1.2 Государственная поддержка
10
2 Анализ развития малого бизнеса в Республике Башкортостан
16
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ
16
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований
20
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения.
27
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ
27
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ
28
Заключение
32
Список использованных источников и литературы
34
Развитие малых предприятий способствует насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Малые предприятия позволяют расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.
1.2 Государственная поддержка малого бизнеса
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровлении экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем малые предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В России государственная поддержка и защита интересов предприятий малого бизнеса обеспечиваются в разных организационных формах. Созданы ассоциации предприятий малого предпринимательства, Федерация развития и поддержки малого бизнеса, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются многие учреждения, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (74 фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочен собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются:
– создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
– устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
– расширение самозанятости населения;
– увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета9.
Заслуживают внимания опыт
финансово-кредитной поддержки
Существуют и другие формы
государственной поддержки
– обеспечение государственным заказом (если возникает необходимость);
– предоставление особых льгот предприятиям, создаваемых в отсталых областях со слабо развитой промышленностью и др.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы10.
Ст. 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. предусмотрены меры по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России:
– специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
– упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
– упрощенный порядок составления малыми и средними предприятиями статистической отчетности;
– льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
– обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
– развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса и др.11.
В 2007 г. был принят еще
один Федеральный закон – «Об
упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства». В результате
к настоящему времени в России
сложились и функционируют три
системы налогообложения
– Общеустановленная система, в рамках которой малые предприятия и
индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы.
– Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий.
– Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ)12. Объектом налога служит потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.
Уделяется внимание и развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса. Наиболее крупный регион России – г. Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на начало 2007 г.
Правительство г. Москва уделяет внимание развитию предприятий малого бизнеса. В составе Правительства Москвы созданы Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства. Развитию малого бизнеса в Москве содействует Московская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства.
Помимо федеральных и
региональных многие негосударственные
организации ведут работу по поддержке
малого бизнеса. К ним относятся
различные фонды и агенства, банки,
кредитные и страховые
На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:
- «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных
- «О лицензировании отдельных
видов деятельности» № 128-ФЗ14
- «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ15.
Интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где в отличие от всей России наблюдается устойчивый рост числа предприятия этой сферы. Ежегодно проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банков, а если бизнес-проект предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнеса в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность предприятия.
Разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы
2 АНАЛИЗ РазвитиЯ малого предпринимательства в Республике Башкортостан
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ
Уровень развития малого бизнеса в Башкирии оценивается высоко. В частности, согласно анализу предпринимательского климата в Российской Федерации, регулярно реализуемого общественной организацией ОПОРА РОССИИ, 2010 – 2011 гг. Республика Башкирия оказалась на 10 месте среди 40 регионов РФ.
Основные показатели, характеризующие состояние малого бизнеса в республике Башкортостан незначительно отличаются от усреднённого уровня по Российской Федерации.
Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в республике по итогам 2010 г. составило 103 563 ед., причём за последние 3 года наблюдается тенденция их роста (рис. 1).
119%
110%
100%
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рисунок 1 – Количество субъектов малых и средних предприятий за
2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.
Средний относительный показатель количества субъектов (относительно численности населения) также демонстрирует положительную динамику: рост в среднем на 8,4% в год.
Доля занятых в сфере малого и среднего бизнеса относительно общего количества занятых составляет 11,87%, что является относительно высоким показателем. Притом уровень этого показателя остаётся довольно стабильным в течение последних трёх лет. Тогда как в абсолютном выражении динамики численности занятых неизменно возрастает (рис. 2).
100%
110,81%
100,97%
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рисунок 2 – Численность занятых в малых и средних предприятиях за 2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.
Доля налоговых поступлений муниципального образования от малого бизнеса в консолидированный бюджет субъекта РФ составляет в среднем по краю 20,3% (по итогам 2010 г. в абсолютном выражении налоги от малого и среднего предпринимательства составили 1957147,4 тыс. руб.). Показатель доли налоговых поступлений растет высокими темпами: более чем на 53% за последние три года, причём основной рост пришёлся на 2010 г.
153,30%
106,79%
100%
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рисунок 3 – Налоговые поступления от малых и средних предприятий за 2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.
Выручка от реализации малых и средних предприятий в республике за 2010 г. – 105 023,906 млн. руб., что составляет 25,45% в общем объеме выручки от реализации. Причём доля выручки от реализации субъектов малых и средних предприятий растёт средними темпами 17,91% в год, а тенденция изменения показателя в абсолютном исчислении, представленная ниже на рисунке 4, показывает рост более чем на 38%.
Республика Башкортостан занимает 7-е место по доле выручки от реализации малых и средних предприятий по итогам 2010 г.
138,75%
100%
123,36%
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рисунок 4 – Выручка от реализации малых и средних предприятий за 2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.
Последний из относительных показателей состояния малого бизнеса – доля инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий относительно всех инвестиций в основной капитал также демонстрирует в республике довольно высокий уровень - около 14,65% (в среднем за последние 3 года). В абсолютном выражении за 2010 г. это составляет 4 205, 338 млн. руб. Однако, несмотря на высокие значения, следует заметить, что после кризисного периода 2009 – 2010 г., объёмы 2008 г. еще не восстановились.
100%
81%
85%
2008 г.
Рисунок 5 – Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий за 2008 – 2010 гг., % к уровню 2008 г.
Текущее положение республики по доли инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал относительно других регионов также одно из первых.
Обобщение статистических данных о состоянии малого и среднего предпринимательства в муниципальных образований республики Башкортостан в целом по региону представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели развития малого бизнеса в РБ за 2008 – 2010 гг.
№ |
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
ед. изм. |
1 |
Количество субъектов МСП |
90 650 |
99 994 |
107 563 |
ед. |
2 |
Численность занятых в МСП |
7 824 |
7 900 |
8 670 |
тыс. чел. |
3 |
Объем налоговых поступлений от МСП в консолидированный бюджет субъекта РФ |
1 276 651 |
1 363 361 |
1 957 147 |
тыс. руб. |
4 |
Инвестиции в основной капитал субъектов МСП |
5 177 271 |
4 417 487 |
4 205 338 |
тыс. руб. |
5 |
Выручка от реализации субъектов МСП (всего) |
75 694 033 |
93 373 879 |
105 023 906 |
тыс. руб. |
Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России