Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– выявить основные характеристики малого бизнеса;
– проанализировать основные методы государственной поддержки малого бизнеса;
– проанализировать состояние малого бизнеса в республике Башкортостан;
Введение
3
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка
6
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях
6
1.2 Государственная поддержка
10
2 Анализ развития малого бизнеса в Республике Башкортостан
16
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ
16
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований
20
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения.
27
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ
27
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ
28
Заключение
32
Список использованных источников и литературы
34
Экономико-математический факультет
Кафедра экономической теории и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)»
на тему «Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России»
Нефтекамск 2012
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Введение |
3 |
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка |
6 |
1.1 Сущность, виды и роль в современных условиях |
6 |
1.2 Государственная поддержка |
10 |
2 Анализ развития малого бизнеса в Республике Башкортостан |
16 |
2.1 Анализ состояния малого бизнеса в РБ |
16 |
2.2 Анализ малого бизнеса в разрезе муниципальных образований |
20 |
3 Проблемы малого бизнеса и пути их решения. |
27 |
3.1 Проблема развития малого бизнеса в РФ |
27 |
3.2 Механизмы поддержания малого бизнеса в РФ |
28 |
Заключение |
32 |
Список использованных источников и литературы |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие малого и среднего предпринимательства – одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Поддержка малого и среднего бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны.
Мировой опыт свидетельствует
о том, что эффективность
Конкуренция является основным
условием работы малых и средних
предприятий в системе с
В целом, ведущую роль в национальном хозяйстве играют крупные предприятия, но основное число предприятий представлено малыми и средними предприятиями.
Малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Цель исследования состоит в изучении малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– выявить основные характеристики малого бизнеса;
– проанализировать основные методы государственной поддержки малого бизнеса;
– проанализировать состояние малого бизнеса в республике Башкортостан;
– рассмотреть проблемы становления малого бизнеса и путей выхода из
данной ситуации;
Предметом исследования является малое предпринимательство.
Объектом исследования является малый бизнес в Российской Федерации.
Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад изучении малого предпринимательства в России внесли представитель В. Афанасьев1,
О. Бельков2, Г. И. Брялина3, А. В. Дегтярев4, А. В. Шаров5.
В трудах вышеназванных ученых
рассмотрены вопросы
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы (25 источников). В первой главе дается теоретическая основа малого предпринимательства: сущность, виды малого бизнеса. Внимание уделяется также государственной поддержке малого бизнеса. Во второй главе анализируется состояние малого предпринимательства в Республике Башкортостан. В третьей главе рассматривается проблема становления малого предпринимательства в Российской Федерации, и предлагаются пути их решения.. Список использованных источников и литературы содержит 8 нормативно-правовых акта, 2 учебника и 3 учебных пособия, 9 статей из сборников научных трудов. В основной части работы размещено 11 рисунков и 1 таблица.
1 Малый бизнес: сущность, государственная поддержка
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, потому что во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.
Для современной экономики
характерна сложная комбинация разных
по масштабам производств: крупных,
с тенденцией к монопольным структурам,
и небольших, создание которых определяется
многими факторами. С одной сторон,
устойчивый научно-технический прогресс
имеет тенденцию к концентрации
производства. Именно крупные фирмы
располагают большими материальными,
финансовыми, трудовыми ресурсами,
квалифицированными кадрами. Они способны
вести крупномасштабные научно-технические
разработки, которые и определяют
важнейшие технологические
С другой стороны, в последнее время наблюдается небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Это особенно характерно для наукоемких производств, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.
В одном из современных
экономических словарей сущность малого
предприятия трактуется следующим
образом: «Малое предприятие - небольшое
предприятие любой формы
Отличительными особенностями малого предпринимательства являются:
– способность к более быстрой адаптации к местным условиям хозяйствования;
– большая независимость действий;
– гибкость и оперативность в принимаемых решениях;
– невысокие затраты на управление;
– низкая потребность в капитале;
– способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
– локальный район действия;
– относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом.
В России предпринимательской деятельностью, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, могут заниматься как физические (граждане), так и юридические (предприятия) лица. Необходимым правовым условием предпринимательской деятельности является ее государственная регистрация. К категории малого предпринимательства относятся коммерческие предприятия, в основном частной собственности, потому что в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации доля государственной собственности в этих предприятиях не должна превышать 25%6.
Существуют количественные и качественные характеристики отнесения к малому бизнесу. Самыми распространенными количественными критериями (показателями) являются число занятых на предприятии и оборот (продажа, активы и прибыль).
В США, например, предприятия до 10 занятых считаются мельчайшими,
от 10 до 50 – мелкими, а от 50 до 500 – средними. Под малым бизнесом в США понимают мелкие и средние предприятия. Кроме этого, верхний предел меняется в зависимости от принадлежности к той или иной отрасли. Объем годового дохода предприятий малого бизнеса не должен превышать 20млн. долл.
В странах Европейского Союза (ЕС) до недавнего времени потолок малого бизнеса значительно колебался по странам (во Франции – до 500 занятых, а в Великобритании – до 200). Но в настоящее время во всех странах ЕС малыми предприятиями считаются предприятия с числом занятых до 50 человек, а средними – до 250 занятых. Годовой оборот предприятий не должен превышать соответственно 7 млн. евро (для малых фирм) и 40 млн. евро (для средних фирм).
В июле 2007 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон
№ 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором впервые в России был узаконен статус среднего предприятия. На сегодняшний день для субъектов малого и среднего предпринимательства определены следующие критерии:
предприятий выделяются микро предприятия – до пятидесяти человек7.
Второе новшество Закона состоит во введении еще одного показателя – выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой остаточной стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Количественно эти показатели будут устанавливаться Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пороговые ограничения на размер выручки сектора малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия (от 1 до 15) – 65 млн. руб.;
- малые предприятия (от 16 до 100) – 250 млн. руб.;
- средние предприятия (от 101 до 250) – 1550 млн. руб.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд особенностей. В 80 – 90 случаях из 100 создается малое предприятие, основанное на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В зависимости от того какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия – коммутанты, патиенты, эксплеренты.
Малые предприятия – коммутанты,
как правило специализируются на
изготовлении отдельных узлов и
деталей, иногда осуществляют промежуточную
сборку. Они тесно взаимодействуют
с крупными предприятиями через
системы кооперационных связей и
субподряда. С помощью этих предприятий
крупное производство освобождается
от невыгодного ему
Предприятия – патиенты специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить им серьезную конкуренцию высоким качеством выпускаемого продукта.
Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров8.
О роли малого бизнеса в экономике свидетельствуют его функции. Главной экономической функцией малого бизнеса является создание широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Невозможно представить современную экономику без хорошо развитого малого бизнеса. С одной стороны, он в какой-то мере противостоит крупному бизнесу, и с этой точки зрения делает экономику более гибкой, помогает ей быстрее приспособиться к конъюктурным изменениям, к меняющейся моде и вкусам потребителей, к структурной перестройке экономики. С другой стороны – значительная часть мелких и средних предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя и укрепляя его, тем самым помогая ему преодолеть технический консерватизм.
Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблема развития в России