Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:17, реферат
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность, понятие, функции малых предприятий в экономике государства………………………………………………………………………...5
1.2 Роль малых предприятий в экономике………………………………………8
1.3 Перспектива развития малого предпринимательства……………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………...20
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого предпринимательства строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.
Рациональное
соотношение между крупным и
малым предпринимательством различно
для разных экономических условий
и стран. Оно зависит от целого
ряда факторов. К ним относятся культурно-исторические
традиции и менталитет общества (в странах
с населением, для которого «дух» предпринимательства
воспроизводится семейными традициями,
малый бизнес развит сильнее), природно-климатический
фактор (в станах с более холодным климатом
из-за большей капиталоемкости ведения
бизнеса активность малого предпринимательства
ниже) и др. Российская модель взаимодействия
малого и крупного бизнеса обладает значительной
спецификой, обусловленной ходом развития
экономический реформ и состоящей в том,
что в складывающемся экономической симбиозе
предприятий значительная доля нагрузки
на первоначальном этапе ложилась на малые
предприятия, которые зачастую обеспечивали
«выживание» крупных фирм. [4, с. 205].
1.3
Перспективы развития
малого предпринимательства
Многие предприниматели считают, что в современных условиях малые предприятия развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса? Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. [5, с. 22-27].
Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из
опыта стран с развитой рыночной
экономикой известно, как влияет на
положение малого бизнеса общее
состояние и социально-
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства:
-
политическая обстановка в
- состояние экономики страны;
-
политика государства в
- меры поддержки малого бизнеса;
- правовое обеспечение малого бизнеса;
- налоговая политика;
- финансово-кредитная политика;
- уровень жизни населения;
-
цивилизованность
Малый
бизнес может стать той важной
основой, с помощью которой буден
осуществлен поворот к
Поддержка малого
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье
направление включает создание действенных
финансово-кредитных и
Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока [1, с.21-23].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.
В
настоящее время наблюдается
положительная тенденция в
Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента.
Большую
роль в государственной поддержке
малого предпринимательства должны
сыграть государственные и
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным
преимуществом малой фирмы
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Малому
предпринимательству
Информация о работе Малые предприятия в современной рыночной экономике