Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью работы является анализ деятельности малых предприятий в России, их развитие и влияние на экономику страны. Выявление проблем и трудностей развития, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.
Введение
1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России
1.1 Этапы становления малого предпринимательства в России
1.2 Субъекты малых предприятий
1.3 Роль малого бизнеса в экономике России
2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования
2.1 Создание, функционирование и ликвидация малого предприятия
2.2 Регистрация малых предприятий
3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем
3.1 Развитие малого бизнеса в западных странах
3.2 Преимущества и проблемы малых предприятий
Практическая часть
Заключение
Список литературы
2. Снижение покупательского спроса и свёртывание внутреннего покупательского рынка. Это обусловлено тем, что население страны делится на три класса. Большинство людей относится к третьему классу с очень низкими доходам и малым покупательским спросом. Именно он и определяет уровень потребностей, на который должно ориентироваться и работать производство.
3. Несовершенство системы налогообложения и высокий уровень самих налогов. Налоговая политика носит фискальный, а не стимулирующий характер. Основные минусы системы:
- чрезмерно высокий уровень налогов;
- нестабильная и часто меняющаяся система налогообложения;
- множественность налогов, в которых предприниматель меняет ориентиры.
Для решения этой проблемы необходимо перестроить систему налогообложения.
4. Криминализация экономики, которая приобретает устойчивый характер. Вместе с криминализацией экономики особую остроту приобретает проблема личной безопасности.
К проблемам частного, преимущественно организационного характера следует отнести:
1. Законодательная база, на которую опирается малое предпринимательство. Можно назвать немало правовых документов регулирующих деятельность малых предприятий (гражданский кодекс РФ, ряд федеральных законов, указы Президента Российской Федерации и т. д.). Но трудность заключается в том, что нет сводной единой законодательной базы. Эта проблема будет решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Но это не исключает необходимости законодательных мер регулирования малого бизнеса.
2. Неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики - равноправие всех хозяйствующих субъектов.
3. Социальная защита предпринимательской деятельности. Раньше существовала система социального обеспечения и социальных гарантий, но в настоящее время эта система подорвана. Для избавления от этой проблемы необходимо заново перестроить всю социальную систему.
3.3 Решение проблем малого бизнеса
Для решения всех вышеперечисленных и других проблем необходимо в первую очередь правительству в корне изменить систему поддержки и развития малых предприятий. Ведь по опыту западных стран - становление малого бизнеса является основой успешной экономики. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:
1. формирование инфраструктуры поддержки - одновременно на всех уровнях государственной власти;
2. внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
3. передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
4. передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
5. обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.
Так же предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Практическая часть
Для более точного изучения на примере преимуществ и недостатков малого бизнеса в Калужской области, возьму предприятие по производству семечек.
27
2
Рис. 3. Организационная структура предприятия «Технологии дерева»
Общество с ограниченной ответственностью «Технологии дерева» образовано и зарегистрировано в 1997 г. К 2000 году численность работников составила 25 человек, в том числе основное производство - 15 человек. Если предприятие собирается оставаться на плаву, то в будущем, возможно, потребуется увеличение числа производственного персонала, но не более 100 человек. Это связанно с тем, что постоянно растёт потребительский спрос и выпуск продукции необходимо увеличить. Тем более при увеличении рабочих мест сократиться число безработных.
Средняя заработная плата управляющих составила за 2005-2006 г.г. 80 000 рублей в месяц. За 2006 год выручка ООО «Технологии дерева» составила 113 304 000 руб. Существует и хорошо отработанная система премирования управляющих. Премиальный фонд команды управления составляет около 8% чистой прибыли, т.е 666080 руб. по итогам 2006 года. Благодаря квалифицированной команде управления предприятию удалось за два года работы не только окупить средства, вложенные в приобретение оборудования и складского комплекса, на базе которого расположилось предприятие, но и получить дополнительный чистый доход в размере 28 326 000 руб. за этот год. Объем производства за два с половиной года вырос почти в шесть раз, к 2007 г. он составил: доска - 180 м3 в мес.; вагонка - 120 м3 в мес.; погонаж - 70 м3 в мес.; мебельный щит - 350 м3 в мес.; клееный брус - 180 м3 в мес. [9, c.213]. Основное направление ООО « технологии дерева» это производство сухих струганных пиломатериалов и погонажных изделий из древесины. Выпускается несколько видов обрезной и половой доски, шесть видов вагонки, широкий ассортимент различных типов плинтусов, реек и других погонажных изделий. Все изделия отличаются высоким качеством обработки поверхности, строго соблюдается технология сушки.
Цели компании на ближайшую перспективу - это расширение ассортимента товаров и услуг. Также целью компании является организация собственного мебельного производства. Эта цель, несомненно, относится к долгосрочным целям.
ООО «Технологии дерева» является динамично развивающейся компанией, выпускающей продукцию высокого качества. К недостаткам компании на сегодняшний день можно отнести :
1. малую интенсивность маркетинговых усилий, направленных на расширение рынка сбыта;
2. существенная конкуренция, т.к. не в каждом городе или области есть такие крупные предприятия, чаще большая часть продаж такой продукции приходится на мелкие и средние компании, и спрос обладает низкой эластичностью и т. д.
К преимуществам компании можно отнести то, что у европейских конкурентов продукция стоит на порядок выше, нежели у компании. Хотя качество не очень отличается. Так основная потребительская группа, а именно граждане с невысокими доходами, считают эти товары приоритетными. Так называемым внутренним преимуществом является исключение ненужных звеньев управления (рис. 3).
ООО «Технологии дерева» наметило для себя цель - повышение качества продукции, сокращение затрат, повышению производительности и, как следствие, увеличению денежных потоков. Для достижения этих целей необходимо:
§ Модернизация имеющихся производственных мощностей.
§ Контроль предприятия за уровнем затрат за счет снижения стоимости сырья, оптимизации системы закупки сырья и реализации продукции;
§ Совершенствование системы управления запасами, ценообразованием и продвижением товаров;
§ Увеличение объема прямых поставок предприятиям розничной торговли;
§ Минимизация затрат на реализацию продукции из древесины за счет организации производства этих продуктов в регионе потребления, что приведет к сокращению затрат на дистрибьюторскую деятельность;
Основной акцент в капитальных затратах следует сделать на поддержание существующих производственных мощностей на технологическом уровне, необходимом для роста производительности.
Но все-таки этого недостаточно т.к. в большей мере деятельность предприятия нацелена на потребителя. А конкурирующие фирмы предлагают некоторые виды продукции по цене ниже цены ООО «Технология дерева». В связи с этим для клиентов тоже необходимо предоставить некоторые привилегии :
1. клиентам компании можно предоставлять скидку от ежемесячного объема закупок, в зависимости от категории, к которой он принадлежит. Например :для клиентов категории А (дающих основную прибыль) - 10 %; для клиентов категории В - 5 % от стоимости товара и т. д.
2. предоставлять клиентам категории А возможность получения бонуса, при условии перевыполнения запланированного объема закупок.
3. предоставлять бесплатную доставку по городу - это немаловажный аспект в работе организации, поскольку большинство клиентов, а именно категория С согласны сотрудничать с компанией из-за доставки.
На мой взгляд, эти модернизации помогут ООО «Технологии дерева» привлечь новых клиентов, и достичь своих короткосрочных, а в перспективе и долгосрочных целей. А так же поддержать свою конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Заключение
В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения. Рассмотрена роль малых предприятий в современной экономике, определены положительные функции, выполняемые данным сегментом экономической системы общества, обоснована необходимость совершенствования функционирования системы малых предприятий в России. Сформулированы и проанализированы те специфические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в современных российских условиях.
Подробно изучив последнее необходимо отметить, что на данном этапе развития проблем намного больше, нежели преимуществ. Но все-таки главным выводом работы является то, что во главе всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес, стоит государство. Самая главная проблема российских малых предприятий - это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые были ранее созданы ею. Именно государственные органы должны без промедления начать действовать по направлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом. Даже опыты других западных стран не сильно влияют на работу Государственных органов.
Но в этом 2008 году был издан Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что, несомненно, говорит о выбранном правильном пути правительства. Также стали чаще появляться в средствах массовой информации сведения о состоянии малого предпринимательства в настоящее время и о работе правительства над данным вопросом. Это может свидетельствовать лишь о том, что сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу, и поднять российскую экономику в целом на качественно новый уровень.
Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях