Малые предприятия и их развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ деятельности малых предприятий в России, их развитие и влияние на экономику страны. Выявление проблем и трудностей развития, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.

Содержание

Введение
1. Сущность малых предприятий и их место в экономике России
1.1 Этапы становления малого предпринимательства в России
1.2 Субъекты малых предприятий
1.3 Роль малого бизнеса в экономике России
2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования
2.1 Создание, функционирование и ликвидация малого предприятия
2.2 Регистрация малых предприятий
3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем
3.1 Развитие малого бизнеса в западных странах
3.2 Преимущества и проблемы малых предприятий
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 118.00 Кб (Скачать)

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

1.3 Роль малого бизнеса в экономике России

В последние годы малый бизнес получает большое развитие. Это вызвано двумя обстоятельствами [11, с.19 ]:

1. особенности современного этапа развития НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;

2. дифференциация потребительского спроса в условиях роста доходов населения и роста сферы обслуживания.

Преимущества малых предприятий перед остальными заключается в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, быстрее отражает изменения потребительского спроса, существенно облегчает территориальный отраслевой переход рабочей силы и капитала. Многочисленность этих предприятий даёт возможность широко развиваться конкуренции.

Например, в Калужской области распределение по отраслям малых предприятий от строительной до фаянсово - фарфоровой такова:

А их непосредственное количество в сравнении за 5 лет таково:

Таблица 2.

 

             

2003 год             

2004год             

2005 год             

2006 год             

2007 (10 мес.)             

             

ед.             

на 1000 жителей             

ед.             

на 1000 жителей             

ед.             

на 1000 жителей             

ед.             

на 1000 жителей             

ед.             

на 1000 жителей             

 

всего             

4585             

4,3             

4463             

4,2             

4591             

4,3             

5604             

5,4             

6249             

6,1             

 

из них:             

 

промышленность             

965             

0,9             

937             

0,9             

930             

0,9             

1033             

1,0             

1239             

1,2             

 

сельское хозяйство             

224             

0,2             

226             

0,2             

265             

0,2             

292             

0,3             

312             

0,3             

 

транспорт             

103             

0,1             

105             

0,1             

109             

0,1             

155             

0,1             

215             

0,2             

 

связь             

8             

0,0             

9             

0,0             

20             

0,0             

25             

0,0             

29             

0,0             

 

строительство             

754             

0,7             

711             

0,7             

719             

0,7             

822             

0,8             

933             

0,9             

 

торговля и общественное питание             

1391             

1,3             

1397             

1,3             

1462             

1,4             

2006             

1,9             

2133             

2,1             

 

наука и научное обслуживание             

230             

0,2             

211             

0,2             

187             

0,2             

205             

0,2             

181             

0,2             

 

 

Анализируя таблицу 2 можно сказать что, в общем в Калужской области за последние 5 лет количество выросло. А если рассматривать в отдельности каждую отрасль, то можно заметить что количество растёт наиболее прогрессивно в торговле и общественном питании (ведь это наиболее популярная отрасль экономики).

Роль малых предприятий в экономике России значительна. Их рассматривают как налогооблагаемую базу для бюджетов и как источник создания рабочих мест; они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка; они не только быстро заполняют ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаются. И как было сказано выше малый бизнес создаёт здоровую конкуренцию, что хорошо влияет на экономическую и социальную обстановку в стране. Но в отличие от других форм - малые предприятия больше всего зависят от колебаний рынка и нуждаются в государственной поддержке. В настоящее время государством разрабатываются всевозможные системы поддержки малого предпринимательства (рис. 1), т.к. в данный период развития экономики России их роль особенно важна.

 

27

 

2

 

27

 

2

Рис. 1 Общая схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства. [ 7, с. 35 ]

2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия, особенности его создания и функционирования

2.1 Создание, функционирование и ликвидация малого предприятия

Процесс создания, функционирования и ликвидации малых предприятий регламентируется в соответствии с Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации » от 12 мая 1995 года и новый закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 1 января 2008 года.

В экономике существует два способа образования малого предприятия:

1. выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, и других объединений.

2. на акционерных началах.

В условиях современной экономики России второй способ является наиболее оптимальным. Так же малые предприятия могут основываться совместно с государственными, общественными, корпоративными предприятиями, частными лицами, а так же с организациями других форм собственности.

Для того чтобы создать новое предприятие необходимо пройти ряд обязательных этапов (рис. 2).

Для создания предприятия, связанного с производственной деятельностью необходимо изучить его технико-экономическую характеристику. В неё включают [ 8,с. 48.] :

 

1. Анализ спроса на продукцию, товары и услуги, планируемые к производству

 

2. Производственные показатели

 

2.1 Наличие необходимой документации

 

2.2 Производственная программа.

 

2.3 Перечень необходимой для выполнения программы машин, оборудования, инструментов и др., а так же материалов и сырья.

 

27

 

2

 

Рис. 2 Порядок создания нового предприятия

 

2.4 Наличие производственных мощностей или проект их создания

 

2.5 Имеющееся в наличие оборудование и другие элементы основных производственных фондов

 

2.6 Рентабельность отдельных видов продукции и услуг

 

2.7 Величина амортизационных отчислений

 

3. Финансовые показатели:

 

3.1 Намеченная выручка от реализации товаров и услуг

 

3.2 Размер материальных и других приравненных к ним затрат

 

3.3 Предполагаемые отчисления в бюджет

 

3.4 Чистая прибыль

 

3.5 Фонд оплаты труда

 

3.6 Размер создаваемых прочих фондов

 

4. Социальные показатели:

 

4.1 Предполагаемая численность рабочих

 

4.2 Ожидаемый размер оплаты труда

 

4.3 Средняя реализация от одного рабочего

 

4.4 Возможность использования труда инвалидов и пенсионеров

 

Так же эта характеристика позволяет определять, эффективна ли работа предприятия. И позволяет выявить ошибки в развитии и функционировании.

 

Важным условием функционирования малого предприятия является его лицензирование. Оно осуществляется в соответствии с законом от 25 сентября 1998 г. № 158 ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензия дает возможность предприятию осуществлять определённые виды деятельности. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и безопасности государства. Лицензия выдаётся каждому отдельному виду на определённый срок (не менее чем на три года). Её срок действия может быть продлён по заявлению юридического лица или предпринимателя.

 

2.2 Регистрация малых предприятий

 

Главное звено в схеме создания малого предприятия - это его регистрация. Государственная регистрация предприятия осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

 

- заявление учредителя,

 

- устав предприятия,

 

решение о создании предприятия или договор учредителей,

 

- свидетельство об уплате государственной пошлины.

 

О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

 

Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.

 

С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и, в соответствии со ст. 51 Государственного Кодекса Российской Федерации, приобретает статус юридического лица (кроме индивидуальных предприятий без образования юридического лица).

 

Дальнейшее развитие предприятие малого предприятия зависит от двух условий:

 

1) Внутренней экономической обстановке в стране и её регионах;

 

2) Способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для осуществления хозяйственных целей.

 

Управление малым предприятием осуществляется учредителем или специально нанятым директором, работающим по трудовому договору.

 

3. Преимущества и проблемы малого предприятия, пути решения проблем

 

3.1 Развитие малого бизнеса в западных странах

 

Малый бизнес существует более 20 лет. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США, Япония и других во многом основывается на малых предприятиях.

 

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

 

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

 

в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

 

повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

 

уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

 

способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

 

в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

 

большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

 

расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

 

Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие терпит банкротство не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

 

3.2 Преимущества и проблемы малых предприятий

 

Рассмотрев опыт западных малых предприятий необходимо перейти к России.

 

Можно выделить ряд преимуществ определяющих эффективное функционирование малых предприятий в отличие от средних и крупных. К ним относятся:

 

- близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;

 

- производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;

 

- исключение лишних звеньев управления;

 

- использование льгот в налогообложении, в частности, применение упрощенной системы и т. д.

 

А так же способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сферах потребления. Но т.к наша страна не так давно перешла на рыночную экономику и малый бизнес стал достойно развиваться только в последние годы проблем связанных с его развитием в данный момент намного больше нежели преимуществ.

 

Эти проблемы можно разделить на две группы:

 

Проблемы общеэкономического характера

 

Проблемы частного, преимущественно организационного характера

 

К первой группе можно отнести:

 

1. Недостаточная ресурсная, материально-техническая и финансовая база. Это означает что у основной массы населения нет средств для начала собственного дела. Для решения этой проблемы необходимо увеличить материально-технические и финансовые ресурсы, при этом нужно отдать предпочтение в развитии сфере обращения при детальной дифференциации производства [ 1 .с. 157]. Такое решение этой проблемы должно привести к конструированию механизма льготного кредитования и налогообложения.

Информация о работе Малые предприятия и их развитие в современных условиях