Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства. В последние 20 лет в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство заявило о себе, как о важном источнике социально-экономического роста. Если в конце XIX и середине ХХ века здесь прогнозировалась тенденция укрупнения производства и рост масштабов предприятий, то в настоящее время усилилось внимание к малым предприятиям и их роли в экономике государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..............4
1 Малое предпринимательство: его сущность, роль, субъекты
и государственная поддержка…………………………………………….…..…....6
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства……………………............6
1.2 Роль малого предпринимательства…………… ………………………….…….8
1.3 Критерии субъектов малого предпринимательства…………………………...12
1.4 Изучение государственной поддержки малого
предпринимательства в Республики Беларусь……………………………………..13
2 Технико-экономическое обоснование в производстве нового
изделия……………………………………………………………………………….20
2.1 Расчет инвестиций в основной капитал………………………………………...20
2.1.1 Состав основного капитала…………………………………………………….20
2.1.2 Расчет количества оборудования……………………………………………....20
2.1.3 Расчет величины капитальных вложений в здания…………………..............24
2.1.4 Расчет остальных слагаемых основного капитала…………………………....26
2.1.5 Расчет амортизации основного капитала……………………………………...27
2.1.6 Определение остаточной стоимости основного капитала…………………...29
2.2 Расчет себестоимости (текущих издержек) на единицу
продукции…………………………………………………………………………....30
2.2.1 Расчет затрат по статье «Сырье и материалы за вычетом возвратных
отходов»……………………………………………………………………………....31
2.2.2 Расчет затрат по статье «Покупные комплектующие изделия,
полуфабрикаты и услуги производственного характера»………………...............32
2.2.3 Расчет затрат по статье «Основная заработная плата
производственных рабочих»………………………………………………..............32
2.2.4 Расчет затрат по статье «Дополнительная заработная плата
производственных рабочих»………………………………………………..............34
2.2.5 Расчет затрат по статье «Отчисления в фонд социальной защиты
населения»…………………………………………………………………………....35
2.2.6 Расчет затрат по статье «Отчисления на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве в “Белгострах”»………......35
2.2.7 Расчет затрат по статье « Износ инструментов и приспособлений
целевого назначения и прочие специальные расходы»…………………...............36
2.2.8 Расчет затрат по статье « Общепроизводственные расходы»……………......36
2.2.9 Расчет затрат по статье « Общехозяйственные расходы»………………….....37
2.2.10 Расчет затрат по статье «Прочие производственные расжоды»…................38
2.2.11 Расчет затрат по статье « Коммерческие расходы»………………………….38
2.2.12 Формирование отпускной цены на базе издержек………………………......40
2.2.13 Расчет налогов, включаемых в цену……………

Работа содержит 1 файл

экономика..курсовая.docx

— 169.63 Кб (Скачать)

 

Содержание


           Введение………………………………………………………………………..............4

            1 Малое предпринимательство: его сущность, роль, субъекты

   и государственная поддержка…………………………………………….…..…....6

1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства……………………............6

1.2 Роль малого предпринимательства…………… ………………………….…….8

1.3 Критерии субъектов малого предпринимательства…………………………...12

1.4    Изучение государственной поддержки малого

 предпринимательства в Республики Беларусь……………………………………..13

2 Технико-экономическое обоснование  в производстве нового

   изделия……………………………………………………………………………….20

2.1 Расчет инвестиций в основной  капитал………………………………………...20

2.1.1 Состав основного капитала…………………………………………………….20

2.1.2 Расчет количества оборудования……………………………………………....20

2.1.3 Расчет величины капитальных  вложений в здания…………………..............24

2.1.4 Расчет остальных слагаемых  основного капитала…………………………....26

2.1.5 Расчет амортизации основного  капитала……………………………………...27

2.1.6 Определение остаточной стоимости  основного капитала…………………...29

2.2 Расчет себестоимости (текущих  издержек) на единицу

   продукции…………………………………………………………………………....30

2.2.1 Расчет затрат по статье  «Сырье и материалы за вычетом  возвратных

  отходов»……………………………………………………………………………....31

2.2.2 Расчет затрат по статье  «Покупные комплектующие изделия,

  полуфабрикаты и услуги производственного  характера»………………...............32

2.2.3 Расчет затрат по статье  «Основная заработная плата

  производственных рабочих»………………………………………………..............32

2.2.4 Расчет затрат по статье  «Дополнительная заработная плата

  производственных рабочих»………………………………………………..............34

2.2.5 Расчет затрат по статье  «Отчисления в фонд социальной  защиты

  населения»…………………………………………………………………………....35

2.2.6 Расчет затрат по статье  «Отчисления на обязательное социальное

  страхование от несчастных  случаев на производстве в “Белгострах”»………......35

2.2.7 Расчет затрат по статье  « Износ инструментов и приспособлений

  целевого назначения и прочие  специальные расходы»…………………...............36

2.2.8 Расчет затрат по статье  « Общепроизводственные расходы»……………......36

2.2.9 Расчет затрат по статье  « Общехозяйственные расходы»………………….....37

2.2.10 Расчет затрат по статье  «Прочие производственные расжоды»…................38

2.2.11 Расчет затрат по статье «  Коммерческие расходы»………………………….38

2.2.12 Формирование отпускной цены на базе издержек………………………......40

2.2.13 Расчет налогов, включаемых в цену………………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

2.3 Расчет товарной, реализованной  продукции и доходов от

   реализации………………………………………………………………….............42

      2.3.1 Расчет товарной и реализованной продукции……………………………….42

2.3.2 Расчет прибыли от реализации………………………………………………..43

2.4 Расчет потребности в оборотном  капитале…………………………………….45

2.4.1 Расчет нормированных оборотных  средств по производственным

   запасам……………………………………………………………………................45

2.4.2 Расчет потребности в незавершенном производстве………………………..47

2.4.3 Расчет нормативов оборотных  средств и готовой продукции  на

  складе………………………………………………………………………………...48

2.5 Расчет показателей эффективности  использования

   основного и оборотного капитала………………………………………………...50

2.5.1 Расчет показателей использования оборотных средств……………………..50

2.5.2 Расчет показателей использования основного капитала…………………....52

2.6 Расчет показателей экономической  эффективности проекта………………....53

2.6.1 Расчет чистого дисконтированного  дохода текущей стоимости…………...53

2.6.2 Определение внутренне нормы доходности…………………………………54

2.6.3 Определение срока окупаемости инвенстиций……………………………...55

Заключение…………………………………………………………………………...58

         Литература……………………………………………………………………………...60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение

 

         Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства. В последние 20 лет в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство заявило о себе, как о важном источнике социально-экономического роста. Если в конце XIX и середине ХХ века здесь прогнозировалась тенденция укрупнения производства и рост масштабов предприятий, то в настоящее время усилилось внимание к малым предприятиям и их роли в экономике государства. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными [6,c. 243].

Рост  предпринимательской активности населения  способствует успеху при осуществлении  рыночных преобразований в странах  с переходной экономикой: снижается  неизбежная при структурной перестройке  безработица, формируется «средний класс» основа социально-политической стабильности, насыщается рынок товаров  и услуг, активизируется инновационная деятельность. Низкие темпы осуществления рыночных реформ, сложные социально-экономические условия в Республике Беларусь в сочетании с низким уровнем развития малого предпринимательства обусловливают актуальность исследования различных аспектов его деятельности и поиска механизмов активизации. Для осуществления этой задачи необходимо иметь: объективные критерии выделения малых предприятий, качественную методику сбора и обработки информации, доступность полученных данных. Официальная статистическая информация по малому предпринимательству в Беларуси не отвечает ни одному из указанных требований [7,c.203].

Объектом курсовой работы является малое предпринимательство. Малое предпринимательство занимает особое место в структуре экономики Республики Беларусь и играет существенную роль в социальной жизни населения, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.                                                                                                                                       Целью данной работы является рассмотрение и анализ теоретических и практических аспектов малого предпринимательства.

Задачи  курсовой работы:

1)  Определение сущности малого предпринимательства.

2) Рассмотрение его видов и функций.

3) Установление критерий субъектов малого предпринимательства.

4) Изучение государственной поддержки малого предпринимательства.

Предметом исследования выступает государственная  поддержка малого предпринимательства. Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики. Данная работа базируется на теоретических исследованиях, периодических изданиях, в которых затронута тема малого предпринимательства и его особенностей в Республике Беларусь [2, c.104].

История развития цивилизованного бизнеса  свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Малое предпринимательство: его сущность, виды, роль                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          субъекты и государственная поддержка.

 

1.1  Теоретические  основы малого предпринимательства

Понятие и сущность малого предпринимательства

 

 

            В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь»: Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

  Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. Развитие в странах малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей [9, c.54-55].           Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.  Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг [5,c.220-222].                                                              .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В то же время, субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов). Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.               Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Практика деятельности малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.                                                                                                                             Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм, сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.                 Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Для экономики в целом деятельность малых компании оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для Белоруссии, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

 

             1.2 Роль малого предпринимательства.

 

          Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:                                                             - Формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;                                                    - Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;                                                                                       -  Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;                              - Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;                                                                                                           - Привлечение личных средств населения на развитие производства.                                                   - Создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;                                                                         - Способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;                                  - Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);                                                                                                                                                     - Формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;                              - Активизация научно-технического прогресса;                                                                                             - Освоение и использование местных источников сырья  отходов крупных производств;                - Содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;                                                - Освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.                                                                                                                                             Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики [15, c.19-25].                                                                                              Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении; мобильность технологических изменений; внедрение изобретений; быстрый рост сферы услуг и занятости; острая ценовая и неценовая конкуренция ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества; возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.                                                                                             Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства:                                                                                                                                                      Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая во многих странах, в том числе и в Беларуси: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.                                                                                                                                              Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, таки в государственном секторе.                                                                                                                                        В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.                                                 В-четвертых, необработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.                                                                              В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.                                                                                                                                                     Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Информация о работе Малое предпринимательство