Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение прибыли как экономической категории и как источника функционирования российских предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Рассмотреть цели деятельности предприятия;
• Выяснить что такое издержки предприятия;
• Выяснить что такое прибыль предприятия;
Введение……………………………………………………………….3
1. Предприятие: цель деятельности, издержки, прибыль……………..5
1.1. Цели деятельности предприятия…………………………...….5
1.2. Издержки предприятия…………………………………………6
1.3. Прибыль предприятия………………………………….……..10
2. Максимизация прибыли предприятия……………………………...13
3. Проблемы функционирования предприятий в современной российской экономике……………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………...26
Список использованной литературы
1.3. Прибыль предприятия.
Прибыль предприятия – основной показатель успешной деятельности фирмы. В итоге именно прибыль, а не потери, обеспечивает основу для процветания фирмы и роста ее влияния на рынке.
Прибыль – выступает как разница между доходом от продаж продуктов и всеми произведенными затратами на производство данных продуктов.
Можно выделить следующие основные функции прибыли:
1) прибыль выступает как оценочный показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия;
2) прибыль выступает как один из источников финансирования инвестиций на текущую деятельность предприятия, а также на его его производственное и социальное развитие.
В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками:
П = Д - И, (1)
где П – прибыль,
Д – доходы,
И – издержки производства.
И бухгалтеры, и экономисты определяют прибыль как разность между доходом и затратами. Различие между ними состоит в определении затрат.
Сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются:
1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю (например, заработная плата предпринимателя; т.е. та заработная плата, которую мог бы получать предприниматель, если бы он работал по найму на кого-то другого);
2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность;
3) недополученная арендная плата или стоимость недвижимости, а также стоимость полностью амортизированных активов, принадлежащих коммерческому предприятию, которые могли бы быть получены путем сдачи в аренду или продажи указанного имущества другой фирме;
4) минимальный доход, который должен вознаградить владельцев за их капитальные вложения и который мог бы быть получен путем инвестирования денег в какое-либо другое предприятие при том же уровне риска.
Предполагается, что все эти позиции относятся к затратам по той причине, что те предприниматели, которые в течение долгого времени не способны обеспечить прибыль, по меньшей мере равную этим суммарным затратам, будут вынуждены уйти из бизнеса, потому, что им будет выгоднее продать или сдать в аренду имущество своей фирмы, вложить полученные деньги в другое дело и наняться на работу в другую фирму. Это соображение является основой технического, т.е. экономического понимания затрат. Затраты - это минимальная компенсация, необходимая для того, чтобы привлечь в данное производство на длительное время определенные ресурсы или средства производства.
Таким образом, под затратами в экономическом смысле слова понимается плата, необходимая для того, чтобы средства производства не переместились в другой наиболее привлекательный вид деятельности. Если доход окажется ниже экономических затрат, то средства производства переместятся в альтернативное производство - отсюда термин «вмененные затраты».
Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает .
С точки зрения экономиста, экономической прибылью можно также назвать избыточной, или прибавочной, потому что она есть величина, остающаяся сверх суммы, которая необходима для покрытия вмененных затрат. Данная концепция экономической прибыли является ключевой в процессе принятия управленческих решений в бизнесе. Это не означает, что бухгалтерская концепция бесполезна. По ряду причин необходимо периодически определять бухгалтерскую прибыль и составлять отчетность. Периодические финансовые отчеты требуются ряду лиц :
1) держателям акций (владельцам), которые хотят знать, в каком состоянии находятся их инвестиции;
2) сборщикам налогов (как федеральным, так и местным), которые желают получить определенную долю прибылей, если таковая им причитается;
3) банкирам и другим финансистам, которым необходимо следить за состоянием дел у фирм, в которые они инвестировали деньги;
4) руководителям, которым финансовые данные требуются для принятия управленческих решений, а также для оценки ранее принятых решений.
2. Максимизация прибыли предприятия
Основная цель предприятия – это получение прибыли. Кроме того, естественно, отсюда ясно, что фирма стремится максимизировать свою прибыль. Тем самым, можно сказать, что показатель «прибыль» является показателем эффективности производства.
Важным показателем деятельности любого предприятия выступают доходы, которые отражают результат деятельности фирмы в виде финансовых поступлений.
Общий доход – TR (total revenue) – это денежная сумма, получаемая от продажи определенного количества товара (выручки). Он равен цене товара, умноженной на это количество товара:
TR = Q х Р (2)
Средний доход– AR (average revenue) – равен общему доходу, деленному на количество единиц продукции:
AR=TR/Q (3)
Предельный доход – MR (marginal revenue) – это приращение общего дохода за счет бесконечно малого увеличения количества произведенной и проданной продукции (приращение общего дохода при увеличении продаж на единицу продукции):
МR=∆TR/∆Q (4)
Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. И в сочетании с показателем предельных издержек служит стоимостным ориентиром возможностей расширения предприятия.
Рассмотрим, как фирма может максимизировать свою прибыль.
В краткосрочной перспективе кривая спроса фирмы будет выглядеть как горизонтальная прямая. Ее расстояние от центра координат равно цене продукта на рынке (см. рис.1). рыночная цена, как мы знаем формируется под влиянием спроса и предложения.
Рис. 1 Кривая спроса на продукцию фирмы
Продавать ниже этой цены фирма не может, иначе она несет убытки в виде недополученной прибыли.
Продать выше рыночной цены фирма также не может, поскольку иначе ее продукция лишится спроса из-за того, что потребители просто-напросто начнут приобретать аналогичный продукт у конкурента.
В то же время необходимо сказать, что кривая спроса на рисунке 1 также будет являться прямой средних и предельных доходов предприятия. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D=MR=AR (см.рис.2).
Что же касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле (2). Графически величину совокупного дохода можно проиллюстрировать на примере прямоугольника ОР1TQ1, на рис. 2.
Рис.2 Совокупный доход
В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Так как предельная производительность убывает с ростом производства, то предельные издержки начинают наоборот расти. Чтобы производитель начал расширять производство, он должен получить более высокую цену на продукт, иначе он несет одни убытки. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид (см.рис.3).
Рис.3 Кривая предложения фирмы
Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы (см. рис.4).
Данный анализ поведения фирмы строится на одном допущении, которое заключается в том, что производитель – субъект рациональный. По аналогии с рациональным потребителем, рациональность производителя заключается в том, что его полезный результат в виде получаемой прибыли будет достигнут в том случае, когда предельный продукт от выработки одной дополнительной единицы изделия будет больше нежели предельные затраты на производство этого изделия. Разница между предельными продуктом и издержками составляет предельную прибыль предприятия.
Рис. 4 Равновесие фирмы
Отсюда можно сделать вывод, что производитель будет расширять производство до тех пор, пока его предельный продукт будет больше предельных затрат.
В случае, когда МР = МС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.
Следовательно, МР = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы (точка Е на рис. 4).
При экзогенно заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска:
(Q) = PQ - TC(Q), (5)
где Р – цена блага.
ТС – совокупные издержки.
В этом случае необходимым условием ее максимизации является следующее равенство:
(6)
Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 5).
Рис. 5 Выпуск, максимизирующий прибыль конкурентной фирмы
Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q* единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника.
Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска, а экономические условия можно представить линией равной прибыли или изопрофитой. Уравнение изопрофиты выводится из уравнения прибыли:
(7)
где П – заданная величина прибыли;
rL – стоимость труда;
rK – стоимость капитала.
Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рис. 6).
Рис.6 Изопрофиты
Наложение карты изопрофит на кривую общего выпуска (рис. 7) совмещает технологические и экономические условия работы фирмы. Точка касания кривой TPL с наиболее высокорасположенной изопрофитой определяет объем выпуска, максимизирующий прибыль в сложившихся условиях.
Рис.7 Технологические и экономические условия максимизации прибыли.
Когда фирма получает «нулевую экономическую прибыль», она покрывает свои издержки. Существует и понятие «нормальная прибыль» – это прибыль, от которой владельцы фирмы отказываются, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую они могли бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело. «Нормальная прибыль» представляет альтернативную стоимость использования поставляемых собственниками фирмы ресурсов.
Максимальная прибыль фирмы формируется за счет как внутренних, так и внешних факторов.
Основное требование максимизации прибыли – прибыльность каждой единицы выпуска. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход – на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом повышается, ее предельная максимизация еще не достигнута и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного дохода, рост общей прибыли замедляется и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Таким образом, можно выработать следующее правило, которым фирма должна руководствоваться при принятии решения о расширении производства: фирма должна наращивать производство до тех пор, пока ее предельный доход не сравняется с ее предельными издержками.
3. Проблемы функционирования предприятий в современной российской экономике.
Организационное проектирование представляет собой процесс создания новой организации.
Для того чтобы создать максимально быстро и эффективно организацию, необходимо прежде всего: