Макроэкономические показатели России при составлении бюджета 2009 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:56, реферат

Описание работы

Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов характеризуются замедлением роста экономики, постепенным снижением мировых цен на нефть, замедлением роста потребительских цен на фоне ослабления обменного курса рубля по отношению к доллару США.

Работа содержит 1 файл

макроэкономические показатели России.docx

— 28.81 Кб (Скачать)

Прогнозируется резкое замедление прироста объема импорта  вследствие предполагаемого снижения темпов роста контрактных цен  на поставляемые в страну продовольственные  товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), машины, оборудование и транспортные средства, занимающие в объеме импорта более 65 %. В то же время, в соответствии с материалами  прогноза, импорт будет ориентирован на приобретение высокотехнологического оборудования, что предполагает более  высокие контрактные цены.

Кроме того, оцениваемый  в материалах прогноза темп роста (физического  объема) экспорта товаров в 2008 году, данные которого являются базовыми для  расчета на среднесрочный период, на 0,3 процентных пункта расходятся с  данными  Федеральной таможенной службы.

Таким образом, по мнению Счетной палаты, прогнозируемые показатели, характеризующие внешнеторговую деятельность и влияющие на объем ВВП, темп его роста и индекс-дефлятор ВВП, требуют дополнительного обоснования.

2.6. Темпы роста  ВВП, производительности труда  и совокупных затрат труда  приведены в следующей таблице.

Анализ материалов прогноза показал, что в 2002 - 2007 годах  темпы роста производительности труда были ниже темпов роста экономики  и ежегодный прирост совокупных затрат труда (условной численности  работников в эквиваленте полной занятости) обеспечивал значительную часть прироста ВВП (по расчетам Счетной  палаты, 17,6 % в 2006 году и 29,6 % в 2007 году).

 В 2009 - 2011 годах  темпы роста производительности  труда прогнозируются  выше темпов  роста ВВП на 0,1 - 0,7 процентного  пункта, что, по мнению Счетной палаты, требует дополнительной аргументации.

2.7. Счетная палата  отмечает, что данные об объеме  ВВП в 2011 году, зафиксированные  в законопроекте (67 610 млрд. рублей), расходятся с данными в материалах  прогноза (67 619 млрд. рублей). 

2.8. В соответствии с материалами прогноза годовая прогнозная оценка роста потребительских цен в 2008 году (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) пересмотрена в сторону повышения и составит 11,8 % против 10,5 %, зафиксированных в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ) и практически соответствует уровню инфляции в 2007 году (11,9 %).

Уровень инфляции в  августе 2008 года составил с начала года 9,7 %, что лишь на 2,1 процентного пункта ниже оценки целевого уровня инфляции на 2008 год. При этом рост потребительских  цен в июле – августе замедлился, главным образом, за счет снижения цен  на плодоовощную продукцию. Для достижения верхнего предела уровня инфляции в размере 11,8 % рост потребительских цен в оставшийся до конца года период должен не превысить 1,9 %, или 0,5 % в месяц, а это возможно только в случае замедления в сентябре - декабре 2008 года роста цен на товары и платные услуги населению, наличия значительной дефляции на плодоовощную продукцию.

В то же время, в соответствии с материалами прогноза, рост цен  на непродовольственные товары в 2008 году должен составить 8 %, на платные  услуги населению – 14,7 %. По расчетам Счетной палаты, для удержания  динамики цен в указанных пределах  в сентябре – декабре рост цен  на непродовольственные товары должен не превысить 0,5 % в месяц (в июне –  июле 2008 года он составлял 0,7 %, в августе  - 0,6 % в месяц), а на платные услуги населению – 0,4 % в месяц (в июне он составлял 1,1 %, в июле - августе - 0,9 % в месяц).

Таким образом, по оценке Счетной палаты, в 2008 году сохраняются  инфляционные риски, в зависимости  от степени реализации которых инфляция может превысить уровень представленной годовой оценки – 11,8 %.

2.9. В среднесрочном периоде в соответствии со статьей 1 законопроекта прогнозируется постепенное снижение целевого параметра  инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 11,8 % в 2008 году до 8,5 % в 2009 году, 7 % в 2010 году и 6,8 % в 2011 году, однако это не решает задачу снижения уровня инфляции до 3 - 4 % в год, поставленную Президентом Российской Федерации, которое необходимо в целях стимулирования инвестиций в отечественную экономику и повышения склонности населения к сбережениям.

Прогнозируемое значительное замедление инфляции в 2009 - 2011 годах  будет базироваться на снижении темпов роста цен (тарифов) по основным сегментам, наблюдаемым при исчислении динамики изменения потребительских цен, кроме тарифов на услуги организаций  жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с  материалами прогноза, одним из основных рычагов снижения темпов роста потребительских  цен в 2009 – 2011 годах является замедление роста денежного предложения. Прирост  денежного агрегата (М2) снизится с 47,5 % в 2007 году до 27 – 28 % в 2009 году и до 18 – 20 % в 2011 году.

 Однако в 2008 году этот фактор не дал  положительных результатов. Анализ  динамики денежной массы (М2) относительно соответствующего периода прошлого года показал, что темп прироста денежной массы (М2) за IV квартал 2007 года составил 15,5 % по сравнению с 16 % в IV квартале 2006 года, за I квартал 2008 года – 0,8 % по сравнению с 4,6 %  в I квартале 2007 года, за II квартал 2008 года - 6,4 % по сравнению с 15,4 % во II квартале 2007 года. Вместе с тем, несмотря на снижение темпов роста денежной массы, уровень инфляции за январь – июль 2008 года составил 9,3 % по сравнению с 6,6 % в январе – июле 2007 года. При этом на фоне более быстрого роста цен на потребительском рынке произошло резкое замедление инвестиционной активности предприятий, за январь – июль 2008 года по сравнению с январем – июлем 2007 года инвестиции в основной капитал выросли на 14,4 %, в то время как в январе – июле 2007 года по сравнению с январем – июлем 2006 года их рост составлял 23,9 %.

Счетная палата отмечает некоторые несоответствия параметров денежно-кредитной политики, представленных в материалах прогноза и в проекте  основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 – 2011 годов, рассмотренных  на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2008 года (далее - проект Банка России). Так, в проекте Банка  России прирост денежного агрегата М2 в 2009 году составляет 19 – 28 % (в зависимости от вариантов при цене на нефть 66, 90, 95, 115 долларов США за баррель). При этом в варианте, положенном в основу при составлении проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (далее – проект для бюджета) (цена на нефть 95 долларов США за баррель), Банком России предусматривается прирост денежной базы (узкое определение) в размере 20,1 % и соответственно денежного агрегата М2 (по расчетам Счетной палаты) – 22 - 23 %, а в материалах прогноза прирост денежного агрегата М2 составляет 27 – 28 %, что корреспондируется с вариантом Банка России при цене на нефть 115 долларов США за баррель. Необходимо также отметить, что прогнозируется интенсивный рост тарифов на услуги естественных монополий, причем для населения он будет наиболее существенным.

Значительный рост доли свободного рынка по электроэнергии, которая, по прогнозу, увеличится (от текущего производства 2007 года) с 6,55 % в 2007 году до 44 % в 2009 году, 73 % - в 2010 году и 78 % - в 2011 году, при одновременной отмене предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги для населения может привести к более значительному росту  этих тарифов, чем предусмотрено  в материалах прогноза (22 % в 2009 году и 20 % в 2010 – 2011 годах).

В среднесрочной  перспективе прогнозируются значительное замедление прироста контрактных цен  на импортируемые продовольственные  товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) – с 12 % в 2007 году и 16,1 % в 2008 году до 6 % в 2009 году, 5,5 % - в 2010 году и 5 % - в 2011 году и переориентация внутреннего спроса на товары отечественного производства, в том числе и  в пищевой промышленности (темп прироста физического объема импорта по этой группе товаров замедлится с 10,4 % в 2008 году до 6,5 % в 2011 году). Это может привести к импортированию более высококачественных товаров по более высоким контрактным ценам.

Одновременно прогнозируется ослабление обменного курса рубля  к доллару США в 2009 году по сравнению  с предыдущим годом на 3,6 %, в 2010 году - на 5 % и в 2011 году - на 4,8 %, что приведет к росту цен на импортные товары, реализуемые на внутреннем рынке, и будет оказывать повышающее влияние на рост инфляции.

С учетом изложенного, по мнению Счетной палаты, предусматриваемые статьей 1 законопроекта уровни инфляции в 2009 - 2011 годах требуют дополнительного обоснования.

В прогнозе уровня инфляции факторы, сдерживающие ее рост, связаны  с излишне оптимистичной оценкой  усиления роста предложения отечественных  товаров, развития конкуренции, снижения темпов роста импорта и в недостаточной  степени учтены факторы, оказывающие  повышающее влияние на рост инфляции, прежде всего связанные с монополизацией отдельных секторов экономики, ослаблением курса рубля к доллару США, ускоренным ростом тарифов на услуги естественных монополий.

2.10. Замедляется динамика  основных показателей, характеризующих  уровень жизни населения. 

Прогнозируется постепенное  снижение темпов роста реальных располагаемых  доходов населения и реальной заработной платы, которые составят по сравнению с предыдущим годом  в 2009 году – 110,5 % и 113,8 % соответственно, в 2010 году – 109,3 % и 110,7 %, в 2011 году – 108 % и 109,7 % (в 2008 году – 110,2 % и 113,8 %).

В среднесрочном  периоде рост прожиточного минимума в среднем на душу населения будет  опережать рост потребительских  цен (в среднем за год) на 2 - 3 процентных пункта.

Численность населения  с доходами ниже величины прожиточного минимума в прогнозируемом периоде  хотя и уменьшится, но будет оставаться значительной и составит в 2011 году 14,2 млн. человек (10 % общей  численности  населения).

2.11. Не реализован  ряд мер институционального характера,  предусмотренных в Программе  социально-экономического развития  Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006 - 2008 годы), что может  оказывать сдерживающее влияние  на социально-экономическое развитие  в 2009 - 2011 годах и долгосрочной  перспективе.

Не завершена модернизация системы образования и здравоохранения. Не обеспечено законодательное закрепление  государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на основе стандартизации медицинских технологий. Не приняты федеральные законы, направленные на упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более  эффективное управление пенсионными  накоплениями.

Не решена задача создания современной и эффективной  системы корпоративного управления и корпоративного законодательства. Не созданы необходимые условия  для развития финансовых рынков. Не достигнуто эффективное  управление государственным имуществом, основывающееся на принципах строгого соответствия его состава функциям государства.

Не обеспечено создание системы федерального мониторинга  территориального социально-экономического развития Российской Федерации, необходимой  для расширения механизмов стимулирования проведения социально-экономических  реформ в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях, выявления  возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов.

Счетная палата обращает внимание  на необходимость скорейшей  реализации отмеченных мер институционального характера, направленных на создание эффективной  экономической системы, обеспечивающей динамичное и устойчивое социально-экономическое  развитие и повышение конкурентоспособности  страны. Необходимо ускорить рассмотрение и утверждение  концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2.12. Сравнительный  анализ динамики макроэкономических  показателей, сложившейся за последние  годы, показывает их существенное  отклонение от прогнозируемых  значений. В целом с 2000 по 2007 год  прослеживается следующая закономерность: фактические данные номинального объема ВВП, темпа роста ВВП и уровня инфляции практически ежегодно оказываются выше прогнозируемых показателей.

Ошибки в прогнозировании  основных макроэкономических показателей  оказывают влияние на исполнение федерального бюджета, в существенной мере дезориентируют всех участников бюджетного процесса и экономических  отношений в целом.

В Бюджетном  послании указано, что в целях обеспечения  в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования  как одной из основополагающих предпосылок  для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно  повысить надежность прогноза социально-экономического развития страны.

Однако достоверность  и надежность прогноза основных макроэкономических показателей на 2008 – 2011 годы по-прежнему остается на низком уровне. Так, отклонения данных прогноза на 2009 – 2011 годы от первоначального прогноза на 2008 – 2010 годы по 2008 году составляют: по объему ВВП - 25,9 %, темпу его роста - 1,7 процентного пункта, уровню инфляции – 4,8 процентного пункта; по 2009 году - 29,7 %, 0,7 процентного пункта, 2 процентных пункта; по 2010 году – 32 %, 0,4 процентного пункта, 1 процентный пункт соответственно. Это оказывает существенное влияние на стабильность и качество бюджетного планирования.

2.13. Сопоставление  материалов прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов с материалами  прогнозов за предыдущие годы  показало существенное сокращение  количества аналитических таблиц, характеризующих использование  ВВП,   отсутствие данных счета  производства и счета образования  доходов, что снизило прозрачность  прогноза.

Информация о работе Макроэкономические показатели России при составлении бюджета 2009 г