Курс лекций по "Основам бизнеса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:11, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Основы бизнеса"

Содержание

1. Предмет и задачи курса.

2. Бизнес — как вид экономической деятельности в системе рыночных отношений.

3. Предпринимательство — как социально - личностная, организационно - управленческая и экономическая деятельность.

4. Система бизнеса (субъекты, компоненты и интегративные качества).

5. Эволюция и современные проблемы производства.

Работа содержит 1 файл

основы бизнеса (конспект).doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Внутренняя и внешняя среда ближайшего окружения формируют микросреду фирмы, которая и определяет содержание экономики фирмы.

 

Бизнес как вид организационной деятельности:

1) на макроуровне его определяют составляющие и сама система бизнеса, а именно субъекты, компоненты и то, что их объединяет — интегративные качества (рис.1);

2) на микроуровне — это организационно-управленческие основы предпринимательской деятельности (рис.1);

 

3.Предпринимательство как социально-личностная, организационно-управленческая и экономическая деятельность.

 

Сущность предпринимательства отражается по трем основным составляющим (рис.1): социально-личностная, организационно-управленческая и экономическая.

Эти три составляющие находятся в неразрывном единстве. Социально-личностные характеристики предпринимательства сложились сейчас в определенную философию предпринимательства. Понятие предприниматель рассматривалось и стало относится не только к профессии, но и к определенному типу поведения людей, который характеризуется как:

1) инициативная деятельность. Инициация изначально определена неустойчивостью и конкуренцией со стороны бизнеса. Это формирует особый стиль поведения связанный с навязыванием воли, проявлением быстроты, а также сбором максимума информации.

2) инновационная поисковая деятельность. Лидирующая роль этой черты сейчас определена доминированием информационных технологий, плотностью заполнения хозяйственных ниш требующих поискового поведения.

3) ключевым качеством является способность к коммерциализации продукта (создание потребителя). Это реализация всего цикла прохождения продукта от распознавания потребностей к конструированию продукта. Создание серийных образцов, налаживание массового производства и нахождения рынков сбыта.

Указанные личностные характеристики  в современной развитой экономике обязательно носит социальный характер, а именно увеличивают число рабочих мест, формируют особую предпринимательскую этику, обеспечивают социальный консенсус между работодателями и наемными рабочими, реализуется благотворительность и др.

Философия предпринимательства — это практическая философия, ее реализация обречена в конкретные организационно-управленческие и экономические формы. Поэтому на рис.1 мы выделили два соответствующих блока помимо философии. Организационно-управленческий аспект предпринимательства определен по следующим направлениям:

   собственность и законоуложение по формам и субъектам предпринимательства, например: «закон о предпринимательской деятельности», «закон о приватизации», «закон об акционерных обществах» и т.д.;

   организационно-правовые отношения предпринимательских фирм с государством, такие как порядок регистрации, юридическая ответственность, лицензирование, антимонопольные действия;

   комплексы организационных процедур создания, расширения, ликвидации предпринимательских фирм, например: слияние предприятий, выкуп, ликвидация, банкротство и др.;

   не регламентируемые организационные аспекты предпринимательской деятельности во внешней среде фирмы, таких как хозяйственные связи, конкурентное поведение, создание новых финансово-коммерческих структур;

   внутрифирменная организация предпринимательской деятельности, например: создание производственных структур, менеджмент, организационные технологии и т.п.;

Экономический блок предпринимательства определяется следующими пунктами:

1) собственность и экономические принципы формирования форм предпринимательства (альтернативы передачи собственности, ее формирование, экономические стимулы и степень хозяйственной самостоятельности);

2) экономическая мотивация или стимулы различных форм предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприятия — это одна мотивация, другая — партнерство, венчурные компании;

3) экономические взаимоотношения с государством, т.е. налогообложение, кредитование, льготы;

4) финансовая ответственность различных видов предприятий перед государством, с контрагентами, с потребителями и т.д.;

5) формы хозяйственного контроля и внутрифирменных экономических отношений (полный контроль со стороны владельца или менеджера, отношения полных и неполных собственников, менеджеров;

6) система стоимостных распределительных отношений (прибыль фирмы, структура расходов, социальные фонды, механизмы распределения прибыли и убытков)

 

4.               Система бизнеса

 

Стратегическая цель бизнеса — максимизация выгоды. Она реализуется тактикой поведения сделок повседневно в каждой сделке. Бизнес как система имеет три составляющие:

1) субъекты бизнеса;

2) компоненты;

3) интегративные качества;

Субъектами бизнеса выступают:

1) предприниматели или их объединения. Деловой интерес предпринимателей — извлечение прибыли через производство и услуги. Предприниматели вступают в деловые отношения со всеми субъектами бизнеса;

2) потребители. Их деловой интерес — потребление товаров по наиболее низкой цене. Потребительский бизнес осуществляется всеми видами граждан. Он отражает заинтересованность в конечных результатах производства, он является уравновешивающей силой и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу. Участниками потребительского бизнеса являются и сами предприниматели.

3) Работники по найму. Трудовой бизнес наемных работников заключается в получении доходов в виде зарплаты, нахождение наилучших вариантов.

4) государственные структуры. Деловой интерес государства отличается от других субъектов бизнеса. Государственные структуры призваны решать общегосударственные задачи (экология, содержание убыточных предприятий и целых отраслей). Государственные предприятиястремятся получмть прибыль, но это не обязательное условие их бизнеса.

 

 

Практика 1.

 

1) Предмет и задачи курса.

 

ЭКОНОМИКА

 

 

МАКРО

МИКРО

Изучает результаты и последствия деятельности хозяйственных субъектов в целом

Изучает деятельность отдельных субъектов рыночной экономики

 

 

Предмет исследования

Предмет исследования

ВНП, безработица, инфляция, занятость, ВНД, общий уровень спроса и предложения, платежный баланс, темпы экономического роста

Фирмы, корпорации, производители и потребители, отдельные рынки

 

 

Теории макроэкономики

Теории микроэкономики

Теории денег, информации, занятости, экономического роста и т. д .

Теории спроса и предложения, теории производства, теории конкуренции, теории распределения доходов и др.

 

 

Результатом изучения теории является возможность прогнозирования и моделирования возможных экономических явлений

Результатом этих теорий является получение теоретических основ рационального поведения субъектов рыночной экономики в тех ? условиях экономики

 

 

ОЭО

Организационно-технические отношения

надстроенные

-          информация

-          технологии

-          организация производства

-          техника

-          правовые отношения

-          политические отношения

-          идеологические отношения

-          нравственные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помимо субъектов система бизнеса характеризуется тремя основными компонентами:

1)     производство продукции

2)     торговля

3)     коммерческое посредничество

Система бизнеса обладает необходимыми системными  свойствами (интегративными качествами) в составе двух составляющих:

1)     социально-экономический суверенитет двух всех субъектов деловых отношений

2)     консенсус интересов субъектов деловых отношений

Суверенитет позволяет идти на самостоятельный поиск предмета сделок, рисковать, проявлять инициативу, нести юридическую и экономическую ответственность.

Суверенитет не означает полную независимость. Он означает в рамках установленных законами самостоятельность предприятия.

Степени самостоятельности различны. Консенсус означает  взаимное обязательство  не нарушать суверенитета участников бизнеса.

Консенсус - плод эволюции предпринимательства.

Бизнес как система обладает собственными внутренними импульсами развития: конкуренция, системы обеспечения и воспроизведения хозяйственных связей, инфраструктуры, системы менеджмента, система изучения контрагентов, системы оценки деятельности (деньги).

Бизнес – это саморегулирующаяся система. Существует три вида регуляторов:

1)     законодательный (разграничение теневого и нормального бизнеса, защита, налоги, таможня)

2)     нормативно-ориентирующие регуляторы (принятые в стране экономические стимуляторы, рычаги поддержки бизнеса, макроэкономические инструменты)

3)     регуляторы свободного предпринимательства (свободное ценообразование, производство, производство, действие закона спроса и предложения)

 

 

5.Эволюция и современные проблемы предпринимательства

 

В процессе эволюции предпринимательства можно выделить 4 основных этапа:

1)     средние века. Предприниматель тогда получил название антерпренер. Организатор парадов, музыкальных представлений. Человек отвечающий за крупномасштабное строительство.Он руководил реализацией проекта, используя предоставленные ему  ресурсы (Марко Поло). Предприниматель финансовую ответственность не нес.

2)     17 век. Предпринимателем начали называть человека заключающего с государством контракт, стоимость  которого оговаривалась заранее. На этом этапе предприниматель уже брал на себя финансовую ответственность, брал на себя риск.

3)     18 век. Здесь произошло разграничение собственников капитала от дельцов. Выделились венчурные капиталисты, которые сделали своей профессией управление капиталами, портфелями акций. На этом этапе предприниматель стал планировать, контролировать и владеть предприятием, доход на капитал стал  отличатся от предпринимательского дохода.

4)     20 век. А точнее в середине 20-го века стало складыватся понятие предпринимателя как новатора:

а) инициативная деятельность;

б) инновационная деятельность;

в) коммерциализация продукции; (Карнеги, Морган)

По этапам шло интегрированное, как бы нарастающим итогом накапливание основных трех характеристик предпринимательства (см. рис.1)

На первых двух этапах основной характеристикой являлись организационно-управленческие аспекты. Третий этап акцентируется на экономические аспекты предпринимательства – получение прибыли. Сейчас на четвертом этапе центр тяжести определился в инициации – как основе предпринимательства.

 



Информация о работе Курс лекций по "Основам бизнеса"