Курс лекций по "Основам бизнеса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:11, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Основы бизнеса"

Содержание

1. Предмет и задачи курса.

2. Бизнес — как вид экономической деятельности в системе рыночных отношений.

3. Предпринимательство — как социально - личностная, организационно - управленческая и экономическая деятельность.

4. Система бизнеса (субъекты, компоненты и интегративные качества).

5. Эволюция и современные проблемы производства.

Работа содержит 1 файл

основы бизнеса (конспект).doc

— 151.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы бизнеса

 

 

 

 

 

1998

Тема  № 1: Экономика, бизнес, предпринимательство.

 

1.               Предмет и задачи курса.

2.               Бизнес — как вид экономической деятельности в системе  рыночных отношений.

3.               Предпринимательство — как социально - личностная, организационно - управленческая и экономическая деятельность.

4.               Система бизнеса (субъекты, компоненты и интегративные качества).

5.               Эволюция и современные проблемы производства.

 

 

1. Предмет и задачи курса.

 

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты.

Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хаммурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра».

Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономия» («ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмотрел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель исследовал основание пропорций обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т.п.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод и сказать, что Экономика — это наука хозяйствования.

Понятие экономики дифференцируется в 3-х аспектах:

1) совокупность производственных отношений

2) хозяйство страны, региона, отрасли, вида производства

3) экономические науки

Экономика — это наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей.

Существует два аспекта экономики:

1)              теоретический

2)              практический

Теоретический аспект изучается микро- и макроэкономикой, а практический аспект — экономикой бизнеса и  предпринимательства. Отдельным направлением изучения экономики является экономика бизнеса, которая с точки зрения теории, относится к микроэкономике и вместе с тем выполняет роль моста соединяющего экономическую теорию с многообразной хозяйственной деятельностью.

Чтобы конкретное представление давайте посмотрим на схему рис.1 на следующей странице (пояснение к схеме: 1* - саморегулирование системы, а 2* - интегративные качества бизнеса).

В содержание предмета экономика бизнеса входит:

  формы конкретного проявления экономических закономерностей и способы их использования в различных хозяйственных структурах;

  система, объекты, субъекты, цели, задачи и функции бизнеса;

  экономические и организационно-хозяйственные особенности сфер бизнеса, отраслей, видов производств, форм хозяйствования, типов предприятий;

  практические механизмы, модели, показатели экономических процессов предприятий;

  вопросы организации, планирования и реализации бизнес деятельности;

  конкретные методы ценообразования, финансирование и использование ресурсов, инвестирование, управление эффективностью предприятия;

  процедуры и технологии хозяйственной деятельности;

  инструменты экономической работы: анализ, моделирование, планирование, прогнозирование, учет и т. д.

Экономика бизнеса — комплексная дисциплина и дифференцируется она по объектам, субъектам и функциям бизнеса.

1)              По объектам бизнеса выделяют экономику:

  отраслей производства (подотраслей)

  сферы услуг

Например: экономика промышленности - это экономика отрасли, а химической промышленности - подотрасль.

2)              По субъектам бизнеса выделяют экономику:

  федеральных предприятий

  муниципальных хозяйственных структур

  предприятий различных сфер хозяйственности

3)              В зависимости от функций бизнеса формируются дисциплины конкретной экономики, таких как:

  ценообразование

  маркетинг

  менеджмент

  финансы

  бухучет

  другие...

Экономика предпринимательства — составная часть экономики бизнеса. Для того чтобы ее выделить, нужны четкие определения.

Дифференцируя понятие бизнеса как системы деловых отношений и определенного вида деятельности (смотреть рис.1) даем определение:

БИЗНЕС — это система экономических, организационных, хозяйственно-правовых, деловых отношений осуществляемых частными лицами, предпринимателями, организациями, государством при создании или приобретении и продаже ценностей в обмен на товары, услуги, основные факторы производства (труд, земля, капитал), денежные средства с целью получения взаимных экономических и социальных выгод.

Деловые отношения в данном случае нельзя путать с производственными отношениями.

Система деловых отношений базируется на организационно-экономических отношениях экономического базиса общества, который помимо ОЭО включает в себя СЭО /смотреть рис.2/.

 

Примечание к рисунку:

ПО — это производственные отношения

ОЭО — организационно экономические отношения

СЭО — система деловых отношений

Основополагающая характеристика бизнеса — это обмен, только в процессе обмена, сделки реализуется бизнес деятельность и достигается выгода.

Главной целевой характеристикой бизнеса является получение экономической выгоды (это и получение прибыли и дохода и снижение издержек, и расширение производства и т.д.).

Взаимовыгодность обмена — другая характеристика. Взаимовыгодность обеспечивается тем, что в сделке есть всегда контрагент.

Государство всей своей мощью прикрывает, обеспечивает взаимовыгодность сделки законами, финансовыми органами, в противном же случае оно не получит налоги.

Социальные выгоды — это имидж фирмы, статус как партнера, марка фирмы.

Бизнес — это вид непосредственной или опосредованной через капитал организационно-экономической деятельности в системе деловых отношений с целью получения дохода и достижения социального результата.

Предпринимательство — это элемент системы деловых отношений, а предпринимательская деятельность — составная и неотъемлемая часть бизнес деятельности (см. Схему /рис.1/).

Предпринимательская деятельность — это инициативная, хозяйственно-самостоятельная, систематическая, имеющая, как правило определенный организационно-правовой статус, бизнес деятельность физических и юридических или осуществляющих вложение капитала, производство и обмен сверх нужд собственного потребления, с целью получения прибыли и достижения социального эффекта.

Идем дальше по схеме:

Подчеркнутые характеристики в данном определении реализуются как в рамках предприятий, фирм, так и вне их, но систематическая предпринимательская деятельность становится лишь тогда, когда производство и обмен осуществляется сверх нужд собственного потребления постоянно. Разовые сделки — это еще не предпринимательская деятельность.

Предприниматель обязательно должен быть распорядителем капитала, но необязательно его владельцем. Такая вышеуказанная систематическая деятельность обычно осуществляется в рамках фирм.

Предпринимательская фирма является основным субъектом предпринимательской деятельности. Она составляет основу объекта изучения экономики предпринимательства.

Экономика предпринимательства является теоретической базой и инструментом изучения курса предпринимательства. Она выделяется из комплексной научной дисциплины — экономика бизнеса, путем концентрации микро- и макроэкономических знаний, а также научно-практического аспекта самой экономики бизнеса относительно субъекта предпринимательской деятельности, т.е. фирм (см. рис.1).

Предмет экономики предпринимательства включает 3 раздела (программа):

1)              Экономическая сущность, среда и основные модели предпринимательского бизнеса.

2)              Формирование и использование ресурсов фирмы.

3)              Функциональное обеспечение и эффективность предпринимательской деятельности фирмы. (Функциональное обеспечение — это организация, управление, планирование)

Формула формирования предмета экономика предпринимательства:

  предпринимательская деятельность как объект изучения дает практический опыт, материал по реализации экономических механизмов.

  экономика фирмы, научный раздел экономики бизнеса дает научное обеспечение организации предпринимательства (смотреть кружок на схеме «экономика фирмы»)

  интегрирование первого и второго вышеуказанного формирует экономику предпринимательства (см. рис.1)

 

2.               Бизнес — как вид экономической и организационной деятельности в системе рыночных отношений.

 

Необходимо выделить два слоя характеризующих бизнес:

  экономический

  организационный

Бизнес как вид экономической деятельности в свою очередь дифференцируется в макро- и микроэкономическом аспекте. Основная функция структур бизнеса на макроуровне — это производство всей массы товаров и услуг для домашних хозяйств и правительств.

Теперь, исходя из этого построим схему:

«Схема экономической активности основных субъектов экономики (домохозяйство, правительство, бизнес)», которую увидим на следующей странице в рисунке 3.

Главное условие сбалансированности потоков доходов и расходов хозяйственных субъектов экономики в целом следующее:

Валовый национальный доход зарабатываемые домашними хозяйствами (ДХ) в сфере бизнеса равен совокупным расходам ДХ (C,Ls в год), государства (G, Ls в год) на оплату конечных продуктов и услуг производимых бизнесом в форме ВНП (Vвнп). Это доходы бизнеса:

Vвнп= C + G + J + ( E - M )

ВНП кроме того формируется за счет потока инвестиций (J, Ls в год) и результирующего сальдо доходов от внешнеэкономической деятельности:

X = E - M, где:

E — это экспорт, а М — импорт.

Чтоже касается расходов домашних хозяйств {ДХ или (С)}, то они определяются как:

С = P * gдх, где:

P — это цена, а gдх — объем конечных продуктов и услуг.

Отсюда расходы государства определяются как:

G = P *gг-ва

 

 

Т.к. бизнес — это сфера экономической активности всего населения, то в конечном итоге доходы бизнеса трансформируются на рынке факторов производства в форме доходов населения (зарплата — доход). Этот доход ДХ представляется в виде ВНП:

Vвнп = C + S + T

Поток доходов формируется умножением объема факторов производства на цену:

Vвнп = а * W, где

a — объем факторов производства (ФП)

W — цена факторов производства (Ls/ед.ФП)

Доход ДХ распределяется на выплату налогов:

DJ = Vвнп -T

Доходы после выплаты налогов делятся на 2 части:

DJ = C + S, где

C — поток текущих доходов на потребление

S — сбережения

Сбережения делятся на поток валовых инвестиций плюс поток займов правительству:

S = J + L

Макроэкономический аспект бизнеса как вида экономической деятельности в системе определяется экономикой фирмы, отраслей и регионов хозяйствования, но фокус этого аспекта именно в экономике фирмы.

Методически имеют место 2 подхода к экономике предприятия:

1) экономика предприятия регулируется с позиций микро- и макроэкономической теории. Здесь постулируется основополагающая роль внешних рыночных сил по отношению к фирме: рынки, сферы, отрасли бизнеса в которых работает фирма;

2) второй подход регулируется с позиций экономики субъектов бизнеса, внешние факторы рассматриваются как силы ограничивающие деятельность фирмы;

Предмет экономики фирмы выстраивается на основе второго методического подхода по направлению вектора от фирмы (субъекта) к внешней среде. А именно:

1) во внутренней среде фирмы реализуются основные микроэкономические функции предприятий (экономика, производство, снабжение и др.);

2) во внешней среде ближайшего окружения фирмы рассматриваются экономические процессы при взаимодействии с конкурентами, поставщиками, потребителями. Здесь выбираются типы поведения, технология, модели поведения на рынках товаров, труда;

3) во внешней среде дальнего окружения рассматривается деятельность фирмы с учетом макроэкономических воздействий (учет информации, ставки банковского процента, налоговая политика государства;

Информация о работе Курс лекций по "Основам бизнеса"