Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:16, реферат
Цель реферата исследование влияния кружков качества на уровень качества изготовления продукции на предприятии.
Задачами реферата являются:
Изучение японского опыта кружков качества в управлении предприятием.
Установление связи между наличием кружков качества на предприятии и уровнем брака в изготавливаемой продукции;
Применение комплекса мер и опыта японских кружков качества на предприятиях нашей страны.
ведение. 3
1. Зарождение и развитие кружков качества в Японии 4
1.1. Причины появления кружков качества. Концепция кружков качества. 4
1.2. Цели и задачи кружков качества. 4
1.3. Реализация в кружках качества положительной мотивации труда. 5
2. Организация обучения в японской системе управления качеством 7
2.1. Содержание образовательных программ. 7
2.1.1. Основной метод повышения качества 8
2.1.2. Статистические методы контроля 9
2.2. Аспект воспитания в системе обучения и подготовки кадров 10
3. Организация деятельности кружков качества 11
3.1. Подготовительный этап внедрения кружков качества 11
3.2. Этап внедрения и этап функционирования кружков качества 12
3.3. Управление движением кружков качества на японских фирмах 13
4. Всеобщий контроль качества и кружки качества 15
5. Тенденции развития кружков качества 18
Заключение 19
Список литературы 20
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное
государственное бюджетное
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Кафедра «Экономика строительства и технология строительных материалов»
Реферат
на тему: «Кружки качества на японских предприятиях»
Выполнил: Павленко Н.А. 44Е
Проверил: Данильчук М.А.
Хабаровск
2012
Оглавление
Введение. 3
1. Зарождение и развитие кружков качества в Японии 4
1.1. Причины появления кружков качества. Концепция кружков качества. 4
1.2. Цели и задачи кружков качества. 4
1.3. Реализация в кружках качества положительной мотивации труда. 5
2. Организация обучения в японской системе управления качеством 7
2.1. Содержание образовательных программ. 7
2.1.1. Основной метод повышения качества 8
2.1.2. Статистические методы контроля 9
2.2. Аспект воспитания в системе обучения и подготовки кадров 10
3. Организация деятельности кружков качества 11
3.1. Подготовительный этап внедрения кружков качества 11
3.2. Этап внедрения и этап функционирования кружков качества 12
3.3. Управление движением кружков качества на японских фирмах 13
4. Всеобщий контроль качества и кружки качества 15
5. Тенденции развития кружков качества 18
Заключение 19
Список литературы 20
В современных условиях качество продукции выступает важным мерилом экономических успехов любой страны. В сфере мирового промышленного производства с 1949 г. началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества в Вузах, на предприятиях, в правительственных органах. Лозунг ”Качество, и только качество!” давно определяет политику японского делового мира.
Высокое качество японской продукции не только обеспечивает ей устойчивое господство на внутреннем рынке, на котором массовый потребитель отдает предпочтение отечественным образцам перед импортированными. Качественный параметр превратился в могучее средство продвижения японских товаров на внешние рынки.
Успехам Японии в этой области способствовал комплекс мер: интенсивное изучение теорий и практики обеспечения качества; создание, развитие и эффективное использование государственных систем стандартизации и контроля экспортной продукции; перестройка внутрифирменного управления и специальные организация производства и мотивация труда персонала ,позволяющие достигать более высокой производительности и качества труда. Особенно важную роль сыграла специфическая японская форма организации деятельности малых рабочих групп (кружков качества), т.е. объединенных в группу людей, работающих на одном рабочем участке (например, в одном цеху).
В Японии основным движущим фактором развития экономики считается движение за качество. На всех японских предприятиях управление осуществляется посредством кружков качества. Деятельность кружков качества в настоящее время направлена на решение важных задач, одинаково характерных для предприятий всего мира.
Цель реферата исследование влияния кружков качества на уровень качества изготовления продукции на предприятии.
Задачами реферата являются:
С 1961 г. на предприятиях японских фирм стали назначаться лица и создаваться подразделения, ответственные за осуществление контроля качества. Следующим шагом явился переход к такой форме контроля качества, которая удовлетворила бы не только производителя, но и потребителя – всеобщему контролю качества. Таким образом, основной производственной целью стратегии японских фирм стало повышение качества, определяющего конкурентоспособность товаров на рынке одновременно со снижением себестоимости. При организации производства японские менеджеры столкнулись с проблемой нехватки квалифицированных трудовых ресурсов, от которых непосредственно зависит качество изделия. Общий результат деятельности фирмы в конечном счете зависит от чёткости распределения и выполнения работ рабочими группами. Рабочая группа - самая мелкая организационная единица, в которую входят от 5 до 10 исполнителей. Поэтому необходимо было добиться такой организации рабочих участков, при которой рабочая группа хорошо понимала бы производственные задачи и методы их выполнения, сознательно и творчески относилась к своей работе и действовала как единое целое. В апреле 1962 г. была опубликована брошюра “Контроль качества для мастеров“. Это издание стало ежемесячным журналом, а для мастеров и бригадиров был создан семинар по изучению материалов, публикуемых в нём. Мастерам с самого начала издания журнала было рекомендовано читать и обсуждать помещаемые там статьи совместно с рабочими для того, чтобы они применяли на практике описываемые в журнале методы статистического контроля качества для решения производственных проблем, возникающих на рабочем месте.
Кружок качества представляет собой:
Основная идея работы кружков качества:
Основная цель деятельности кружков качества.
Главной целью всей теоретической и практической деятельности по организации кружков качества является, естественно, обеспечение победы в конкурентной борьбе и повышение прибылей фирмы.
Мощным резервом повышения производительности и качества является положительная мотивация труда. Рабочие должны чувствовать себя полноправными членами коллектива, быть уверенными в том, что руководство относится к ним справедливо, учитывает их нужды и думает об их благополучии. Только в этом случае у них будет соответствующее “рабочее настроение”. Эта проблема становится все более важной по мере повышения уровня жизни и уровня образования в стране. ,
Иерархия человеческих потребностей сформулирована американским ученым Маслоу (см. рис.1). По мере удовлетворения потребностей одного уровня они перестают служить мотиваторами, и возникают новые потребности более высокого уровня. Материальные потребности (первые два уровня) постепенно сменяются духовными (последние три уровня). Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
70-е годы проблема
В повседневной работе рабочего в рамках принятой системы труда первый и третий факторы обычно отсутствуют.
Внедрение кружков качества на японских предприятиях явилось в значительной степени реализицией концепций Маслоу и Ннсибори. Добровольное участие рабочих в кружках качества пропогандируется организаторами кружков как надежный путь к удовлетворению индивидуальных потребностей.
:
Один из ключевых принципов концепции кружков качества –непрерывное и систематическое обучение и подготовка работников всех уровней. Система обучения принципам и методам контроля качества, осуществляемая в рамках единой программы обучения на фирме и охватывающая весь персонал японских фирм от высшего руководства до рабочих, является важнейшим фактором в обеспечении высокого уровня управления качеством в Японии.
В системе подготовки и
обучения персонала выделяются четыре
направления: образовательная подготовка,
профессиональная и должностная
подготовка, специальное воспитание.
В свою очередь, система подготовки
подразделяется по вертикальному принципу
на несколько подсистем или
Методы обучения основам всеобщего контроля качества делятся на коллективные, основой которых является обучение в аудитории, и общие, когда обучение осуществляется в процессе повседневной работы. Коллективное обучение может проводиться внутри фирмы или на специальных семинарах и краткосрочных курсах вне фирмы. Такие семинары и курсы организуются Японской организацией стандартизации, Японским союзом ученых и инженеров и другими учреждениями. Достоинством краткосрочных курсов, организуемых вне предприятий, можно считать повышение общего уровня командированных на курсы сотрудников за счет взаимного обмена информацией с представителями других фирм. Однако по сравнению с обучением на фирме занятия на таких курсах дают меньше знаний, как бы близки ни были темы лекций условиям на предприятиях.
На большинстве японских фирм в настоящее время эффективное использование людских ресурсов рассматривают как долговременную стратегию управления. Одной из особенностей предприятий Японии является наличие системы пожизненного найма рабочих и служащих, что дает каждому сотруднику уверенность в будущем. Обучение людских ресурсов планируется и осуществляется с позиций всеобщего контроля качества. Планы обучения составляют в соответствии с долгосрочными планами осуществления всеобщего контроля качества на предприятии.
Основной объем в
Обучение на рабочем месте включает два направления: профессиональную и должностную подготовку. Последняя направлена на выработку определенного стереотипа поведения работников.
При обучении на фирме обычно используются готовые разработки, но преподаватели относятся к ним творчески, изменяя тексты разработок и используя примеры из практики своей фирмы. При эффективном обучении основам контроля качества обучаемые, как правило, непрерывно повышают качество своей работы.
Основны методом повышения качества является цикл контроля:
PDCA
где P(Plan)-составление плана работы;
D(Do)-выполнение работы в соответствии с планом;
C(Check)-проверка соответствия полученного результата запланированному;
A(Action)-принятие необходимых мер в случае отклонения результата исполнения от запланированного результата После завершения первого цикла вновь переходят к составлению нового плана, который корректируют с учетом предыдущей ошибки. Цикл повторяется до совпадения результата с планом.
Идея цикла PDCA принадлежит доктору Демингу, поэтому его часто называют циклом Деминга. Этот цикл является фундаментом всеобщего контроля качества на всей фирме, основой успеха в работе как отдельного работника, так и коллектива, такого как кружок качества. Очевидно, чем скорее будет совершаться этот цикл, тем быстрее будет повышаться качество процесса или изделия.
Персонал фирмы обучается применению цикла PDCA на своем уровне. При составлении плана должны учитываться так называемые условия 5W и1H:
Информация о работе Кружки качества на японских предприятиях