Кредитно-денежная политика Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющаяся составной частью. Экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.

Работа содержит 1 файл

фин и кред.docx

— 34.50 Кб (Скачать)

Также центральный банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

  Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального  банка по отношению к коммерческим  банкам не должно носить систематического  характера, а применяться в  порядке исключительно вынужденных  мер.

Типы денежно-кредитной  политики и ее особенности на современном  этапе.

Денежно-кредитная  политика ЦБ РФ представляет собой  совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной  системы с целью регулирования  хозяйственной конъюнктуры и  достижения ряда общеэкономических  задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.

В зависимости от состояния хозяйственной  конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для  каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев -- на оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика характеризуется, как правило, расширением масштабов  кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег  в обращении, сокращением налоговых  ставок, понижением уровня процентных ставок.

Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так  и рестрикционного типа может иметь либо тотальный, либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной -- на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

К селективной политике прибегают  при слабом развитии финансовых рынков, когда те не способны обеспечить достаточно эффективное перераспределение  денежных средств и инвестиций в  нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному  изменению кредитных потоков  в приоритетные сферы экономики, с другой -- препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются законодательным  органом. При этом необходимо учитывать  временной лаг между проведением  того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением  эффекта от его реализации. Эффективность  применения различных типов денежно-кредитной  политики определяется тем, в какой  мере дестабилизация денежного оборота  вызвана «чисто» денежными, а  не общеэкономическими и политическими  факторами.1

Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики Центрального банка на ближайший период формируются  в сложных условиях глубокого  общеэкономического кризиса. Такая  ситуация возникла под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, а именно:

-- обострения налогово-бюджетных проблем,  связанных с низким уровнем  собираемости налогов, увеличения  задолженности по заработной  плате и социальным выплатам, роста расходов по обслуживанию  и рефинансированию внутреннего  государственного долга;

-- роста взаимных неплатежей и  фактического банкротства многих  предприятий реального сектора;

-- ухудшением состояния платежного  баланса, обусловленным ростом  расходов по обслуживанию внешнего  государственного долга и поддержанием  завышенного курса рубля, прогнозируемым  изменением конъюнктуры на мировых  рынках энергоресурсов;

-- ухудшением ситуации на мировых  финансовых рынках, выразившимся  в оттоке международного капитала  из стран с формирующимися  рынками.

Цели  денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу определены исходя из экономической политики, направленной на ограничение спада ВВП, сдерживание инфляции и стабилизацию социально-экономического положения в стране. Разработка целей денежно-кредитной политики опирается на определенные основные макроэкономические индикаторы: динамику реального ВВП, объем промышленной продукции, индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, уровень безработицы и динамику дефицита Федерального бюджета.

Нерешенность  проблем с налоговой дисциплиной  и эффективным налоговым законодательством  ведет к сокращению доходов бюджета  и ограничивает возможности государства  по финансированию инвестиционных программ. В связи с предполагаемым переходом  на международную методологию учета  доходов бюджета и источников финансирования его дефицита предлагается учитывать в составе последних  доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, а также доходы от реализации государственных запасов. Прогнозируется изменить структуру  налоговых доходов федерального бюджета в направлении увеличения доходов от внешнеэкономической  деятельности, а также возрастания  прямых налогов и снижения доли косвенных, что обусловлено внесенными в  налоговое законодательство изменениями. Прогнозируются также изменения  в расходах по обслуживанию государственного долга: предполагается, что при увеличении удельного веса суммы расходов Федерального бюджета доля внутреннего долга  сократится, а внешнего возрастет.

Но  причиной того, что российская экономика  так и не вышла на траекторию устойчивого  экономического роста, явился не дефицит  бюджета и не нехватка его доходов, а кризис самой банковской системы. Оздоровление банковской системы -- основное условие проведения эффективной денежно-кредитной политики. Кризисные события показали всю сложность прогнозирования объемов рублевой денежной массы в условиях сложившейся экономической неопределенности. Долларизация российской экономики делает особо важным использование в денежно-кредитной политике не только закономерностей изменения динамики рублевых активов экономических агентов, но и движения их валютных счетов. Поэтому, исходя из прогноза платежного баланса, можно предположить, что внешний сектор сыграет важную роль в процессе формирования денежного предложения. В условиях сохранения уровня цен на экспортные товары и осуществления действенных мер валютного регулирования и валютного контроля можно ожидать увеличения положительного сальдо счета по текущим операциям платежного баланса России. Это создаст основу для увеличения валютных резервов Центрального банка и окажет влияние на параметры прироста денежной массы, а также уменьшит потребности правительства в заемных средствах.

Стратегия денежно-кредитной политики на ближайшие годы заключается в постепенном выходе на траекторию экономического роста при разумно низкой инфляции. Стимулирующими условиями для реализации этой стратегии являются оздоровление банковской системы, восстановление финансовых рынков, урегулирование проблемы внешней задолженности, создание механизма безусловного исполнения долговых обязательств во всех формах. Конечной целью денежно-кредитной политики будет сдерживание роста инфляции при ограничении спада в экономике. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России будет способствовать поддержанию реальных доходов населения и ограничению роста безработицы. Важно обеспечить положительное сальдо текущего счета платежного баланса, что позволит также наращивать валютные резервы и погашать долги.1

Важным  фактором достижения стратегических целей  денежно-кредитной политики является выход в перспективе на низкий положительный уровень реальных процентных ставок в экономике, что  будет стимулировать спрос на заемные ресурсы со стороны реального  сектора, а также экономический  рост. Однако в рыночных условиях Центральный  банк не может напрямую влиять на ставки по кредитам конечным заемщикам, это  косвенное влияние опосредовано финансовыми рынками. Достижение этой цели осложняется дестабилизацией  практически всех финансовых рынков. Поэтому восстановление последних  и обеспечение их меньшей зависимости  от движения иностранного капитала позволит получить большую степень маневренности  в регулировании процентных ставок.

Новым элементом денежно-кредитной политики может быть увеличение в денежном предложении доли кредитования банками  предприятий, поскольку Центральный  банк будет увеличивать кредиты, предоставляемые банкам.

 

 

 

 

Обзор внутреннего валютного  рынка в 2009 году.

В III квартале 2009 года ситуация на внутреннем валютном рынке преимущественно  характеризовалась стабильной динамикой  курса рубля к основным мировым  валютам на фоне сохранившейся благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры. Наблюдавшаяся в июле-сентябре динамика валютного курса не отличалась высокой  волатильностью в связи с чем объём операций Банка России на валютном рынке, направленных на сглаживание колебаний курса рубля, в целом был незначительным.

По  оценкам, сальдо счета текущих операций за январь-сентябрь 2009г., составило 32,1 млрд. долл. США после зафиксированного по итогам первого полугодия показателя 17,1 млрд. долл. США. Согласно предварительным  данным, в III квартале наблюдался чистый вывоз капитала частным сектором в размере 31,5 млрд. долл. США(во II квартале был зафиксирован чистый ввоз капитала на уровне 4,4 млрд. долл. США). На 1.10.09 объём международных резервных активов Российской Федерации составил 413,4 млрд. долл. США, увеличившись на 0,2%.

Номинальный курс рубля к доллару США в III квартале 2009 г. возрос на 2,8% по сравнению  с укреплением на 5,3% во II квартале. При этом из трех месяцев отчетного  квартала укрепление рубля к американской валюте происходило только в сентябре и составило 2,6%(в июле на 1,6 и 0,4% соответственно).Улучшение внешнеэкономических условий, связанное главным образом с ростом цен на нефть, предопределило дальнейшее укрепление рубля к доллару США в октябре на уровне 4,5%. На 27.10.09 официальный курс доллара США к рублю снизился до минимальной отметки за 10 месяцев, составив 28,9403 руб. за долл. США, на 1.11.09 незначительно возрос до отметки 29,0488 руб. за долл. США.

Номинальный курс рубля к евро за июль-сентябрь снизился на 2,1%( во II квартале был зафиксирован его рост на 1,4%). Если в июле и августе наблюдалось снижение номинального курса рубля к европейской валюте на 1,9 и 1,6% соответственно, то в сентябре было зафиксировано укрепление рубля к евро на 0,6%. В октябре рост номинального курса рубля продолжился и составил 2,7%. На 1.11.09 официальный курс евро к рублю оказался на уровне 43,0678 руб. за евро.

Рублевая  стоимость бивалютной корзины по итогам III квартала снизилась до отметки 36,2543 рубля. При продолжавшемся в октябре укреплении рубля к доллару США и евро стоимость бивалютной корзины опустилась на 1.11.09 до уровня 35,3574 рубля.

Номинальный эффективный курс рубля к иностранным  валютам в июле-сентябре снизился на 1,0%(во II квартале был зафиксирован его рост на 2,9%). Значительный вклад  в обесценение номинального эффективного курса рубля в отчетном квартале наблюдался со стороны динамики номинального курса рубля к евро, учитывая существенную долю стран еврозоны в совокупном внешнеторговом обороте России с торговыми партнерами.

Реальный  курс рубля к доллару США в  июле-сентябре укрепился на 3,3% после  роста на 7,1% в квартале, предшествующем отчетному. По сравнению со II кварталом  относительные вклады номинального курса рубля к доллару США  и инфляционного дифференциала  в динамику реального курса существенно  не изменились. По предварительным  оценкам, в октябре было также  зафиксировано реальное укрепление рубля к доллару США на уровне 4,5%.

Реальный  курс рубля к евро в III квартале 2009 г. снизились на 0,8% после роста  на 3,6% во II квартале. При этом в июле-сентябре увеличился относительный вклад  в динамику реального курса рубля  к евро со стороны изменений номинального курса. Согласно предварительной информации, в октябре укрепление реального  курса рубля к евро оказалось  на уровне 2,7% и практически не отклонялось  от происходившего номинального укрепления рубля к европейской валюте в  силу незначительного инфляционного  дифференциала между Россией  и странами еврозоны за указанный  период.

Информация о работе Кредитно-денежная политика Центрального банка