Коррупция как угроза экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Быстрые темпы современных процессов глобализации и ускоренное развитие рыночных отношений в Российской Федерации обусловливают трансформацию существующих и появление новых угроз экономической безопасности. Наиболее опасными угрозами являются коррупционные угрозы, которые проявляются во всех сферах экономической деятельности, управления и приобрели черты системной угрозы экономической безопасности государства.

Работа содержит 1 файл

контрольная по институциональной экономике.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

- расширение  масштабов криминального сектора  теневой экономики, коррупция  - один из основных механизмов  его воспроизводства;

- взаимодействие коррумпированной власти с криминальным бизнесом, организованной преступностью, которые, взаимодействуя с коррумпированными группами чиновников, усиливаются еще больше с помощью доступа к политической власти и благодаря возможностям для отмывания "грязных" денег;

- нарушение  конкурентных механизмов рынка,  снижение эффективности рыночных  механизмов. Зачастую в выигрыше  оказывается не тот, кто объективно  конкурентоспособен, а тот, кто  смог получить преимущества за  взятки, как результат - возникновение  монополий и недобросовестной конкуренции в экономике, соответственно - снижение эффективности ее функционирования;

- замедление  появления эффективных частных  собственников, особенно среднего  уровня;

- неэффективное  использование бюджетных средств,  в частности при распределении государственных заказов и кредитов, как результат - воспрепятствование эффективной реализации правительственных программ;

- рост цен  за счет издержек, связанных с  "платными услугами чиновников". Коррупция поднимает не только  стоимость товаров, увеличивается стоимость инвестиций и инвестиционных проектов. Из-за коррупции общая цена инвестиционного проекта увеличивается на 10 - 20% за счет взяток, а иногда и на все 100%, когда решается проблема по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту;

- снижение доверия  экономических субъектов, в том  числе и субъектов Федерации,  к способности государства контролировать  ситуацию, уменьшение эффективности  государственного управления и  бизнеса, стимулов к инвестициям,  снижение инвестиционной привлекательности страны в целом. Коррупция - один из социально-политических факторов государственного риска, высокий уровень коррупции снижает конкурентоспособность страны на мировой арене;

- порождение  социального неравенства, "расслоения  доходов", вызывающих очень серьезное ухудшение жизни населения и социальное напряжение. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране;

- дискредитацию  права как основного института  регулирования жизни государства  и общества. В общественном сознании  формируется представление о беззащитности граждан перед преступностью и перед лицом власти, а это прямая угроза правовому государству, демократическому устройству страны, правам и свободам граждан и в конечном итоге стратегической стабильности и национальной безопасности страны.

 В политической сфере отрицательные последствия коррупции проявляются в подрыве престижа страны на международной арене, способствовании ее политической и экономической изоляции и пр.

 Результаты  влияния коррупции на социальную  сферу выражаются прежде всего  в существовании резкого различия между официально декларируемыми и фактическими, т.е. реальными, ценностями. Это приводит к укоренению двойных стандартов; всеобщим критерием в обществе становятся деньги; значимость человека определяется размером его личного благосостояния независимо от способов его приобретения; происходит девальвация и слом моральных регуляторов поведения людей.

 Коррупция  в связке с организованной  преступностью превращается в  устойчивую систему, способную  развиваться и самовоспроизводиться. Она вырабатывает и создает механизмы, делающие ее живучей в условиях противодействия со стороны контрольных, надзорных и правоохранительных и правоприменительных органов. Пораженная коррупцией часть чиновников смыкается с преступным миром, чтобы сообща и целенаправленно разлагать, подкупать и подчинять как раз те органы государства и общества, которые должны обеспечивать их безопасность, - судебную систему и прокуратуру, органы госбезопасности и представительную власть. Для этих целей используются и средства массовой информации, которые скупаются или подкупаются, а в случае несговорчивости подвергаются физическим и иным мерам негативного воздействия. Коррупция в связке с организованной преступностью способна не только разлагать устои государственности, но также и физически устранять тех, кто мешает их криминально-коррупционным альянсам. В подобной ситуации возникает особо опасная неформальная теневая власть со своими теневыми законами и правилами, теневыми охранными структурами и карательным аппаратом. Коррумпированные политики и чиновники на верхних уровнях власти могут формировать международные коррупционные сети, также становящиеся частью международной организованной преступности.

 Серьезную  угрозу стратегической стабильности  и экономической безопасности  субъектов Федерации представляет сращивание коррупции с крупными хозяйствующими субъектами в регионе и фактическое возникновение на этой основе своего рода государственных монополий.

 Одной из  современных особенностей проявления  коррупции, и прежде всего в  субъектах Федерации, является создание крупных коммерческих структур при органах региональной власти, фактически представляющих собой региональные монопольные бизнес-образования, которые подавляют всякую конкуренцию в сфере своей деятельности. Сам по себе монополизм, когда он складывается по естественным законам рынка и является следствием концентрации и централизации капитала, хоть и несет в себе угрозы ограничения конкуренции, все-таки является объектом антимонопольного регулирования и в принципе находится под контролем соответствующих антимонопольных органов государства.

 Вместе с  тем там, где монополизм возникает  как государственная монополия,  хозяйственные структуры, осуществляющие  свою деятельность при органах  исполнительной власти, что особенно  характерно для региональных и муниципальных органов власти, там всегда есть место для монопольных злоупотреблений и произрастания коррупции.

 В последние  годы участились случаи появления  крупных хозяйственных структур  в сфере региональных систем  жизнеобеспечения, городского транспорта, ЖКХ и др., как правило, ведущих свою хозяйственную деятельность при органах исполнительной власти, а зачастую наделенных функциями органов государственной власти. Такие коммерческие организации наделяются эксклюзивными правами по производству, распределению товара в определенной сфере (работы, услуги) и/или доступа к ограниченному ресурсу. Подобная деятельность при всесторонней поддержке органа исполнительной власти не поддается контролю со стороны соответствующих антимонопольных органов, хотя и однозначно расценивается как ограничивающая конкуренцию на товарных рынках. Региональная коррупция обеспечивает административное сопровождение и поддержку создаваемым под эгидой власти предприятиям-монополистам и, соответственно, получает часть выгоды от реализуемых монопольных сверхдоходов.

 Большинство  исследователей коррупции считают,  что одной из важнейших причин  ее распространения является "излишнее" государственное вмешательство  в экономику, то есть различные  необоснованные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, накладываемые на свободных экономических агентов. Необходимо особо оговорить, что само по себе государственное вмешательство в регулирование экономики еще не ведет автоматически к коррупции. Однако в тех субъектах Федерации, где отсутствуют четкое законодательство и нормативно-правовое обеспечение, регламентирующие деятельность институтов государственного регулирования, государственной службы, а также жесткое антикоррупционное законодательство, институты государственного и гражданского контроля, правоохранительный и судебный контроль, там действительно постоянно сохраняются угрозы чрезмерного вмешательства государства в экономику, ограничения рынка и рыночной конкуренции и возникновения и расползания коррупции как формы злоупотребления государством, конкретно представителями его аппарата, возложенными обществом на него функциями и данными ему компетенциями.

 Таким образом,  коррупция превратилась в системную  угрозу экономической безопасности, стала нормой соответствующих  практик в политике, экономике и общественной жизни, поскольку:

- государственная  политика прямо диктуется частными  и корпоративными интересами  олигархических групп;

- теневые доходы  составляют основную и необходимую  часть доходов большей части  чиновников;

- повсеместно  чиновниками не соблюдаются нормы  законов, происходит систематическое  уклонение от их соблюдения, отдельные  нормы законов используются в  антисоциальных целях;

- исполнительная  власть активно использует неформальные  и нелегальные (теневые) формы мобилизации доходов и стимулирования граждан, бизнеса и нижестоящих чиновников для достижения желаемых результатов;

- как социальное  явление российская коррупция  возникает и поддерживается на  уровне неформальных социальных  связей, составляющих основу общества;

- коррупция  проявляется на всех уровнях  управления государством, бизнесом  и обществом;

- фактически  коррупция в России стала частью  образа жизни общества. Чаще к  участию в коррупционной деятельности  людей вынуждает власть, но нередко  и сами граждане с готовностью используют коррупционные способы решения своих проблем.

 Обеспечение  экономической безопасности регионов  России как федеративного государства  наряду с обеспечением экономической  безопасности муниципальных образований,  общественных организаций, предпринимательских структур и отдельных категорий граждан является одной из важнейших составляющих социально-экономической политики государства.

А.Л.Еделев

 К. ю. н.,

 заместитель  Министра

 внутренних  дел России

 Подписано  в печать

17.01.2008

Информация о работе Коррупция как угроза экономической безопасности