- расширение
масштабов криминального сектора
теневой экономики, коррупция
- один из основных механизмов
его воспроизводства;
- взаимодействие
коррумпированной власти с криминальным
бизнесом, организованной преступностью,
которые, взаимодействуя с коррумпированными
группами чиновников, усиливаются еще
больше с помощью доступа к политической
власти и благодаря возможностям для отмывания
"грязных" денег;
- нарушение
конкурентных механизмов рынка,
снижение эффективности рыночных
механизмов. Зачастую в выигрыше
оказывается не тот, кто объективно
конкурентоспособен, а тот, кто
смог получить преимущества за
взятки, как результат - возникновение
монополий и недобросовестной конкуренции
в экономике, соответственно - снижение
эффективности ее функционирования;
- замедление
появления эффективных частных
собственников, особенно среднего
уровня;
- неэффективное
использование бюджетных средств,
в частности при распределении государственных
заказов и кредитов, как результат - воспрепятствование
эффективной реализации правительственных
программ;
- рост цен
за счет издержек, связанных с
"платными услугами чиновников".
Коррупция поднимает не только
стоимость товаров, увеличивается стоимость
инвестиций и инвестиционных проектов.
Из-за коррупции общая цена инвестиционного
проекта увеличивается на 10 - 20% за счет
взяток, а иногда и на все 100%, когда решается
проблема по нецелесообразному и непроизводительному
инвестиционному проекту;
- снижение доверия
экономических субъектов, в том
числе и субъектов Федерации,
к способности государства контролировать
ситуацию, уменьшение эффективности
государственного управления и
бизнеса, стимулов к инвестициям,
снижение инвестиционной привлекательности
страны в целом. Коррупция - один из социально-политических
факторов государственного риска, высокий
уровень коррупции снижает конкурентоспособность
страны на мировой арене;
- порождение
социального неравенства, "расслоения
доходов", вызывающих очень серьезное
ухудшение жизни населения и социальное
напряжение. Коррупция способствует несправедливому
перераспределению жизненных благ в пользу
узких олигархических групп, что имеет
своим следствием резкое возрастание
имущественного неравенства среди населения,
обнищание значительной части общества
и возрастание социальной напряженности
в стране;
- дискредитацию
права как основного института
регулирования жизни государства
и общества. В общественном сознании
формируется представление о беззащитности
граждан перед преступностью и перед лицом
власти, а это прямая угроза правовому
государству, демократическому устройству
страны, правам и свободам граждан и в
конечном итоге стратегической стабильности
и национальной безопасности страны.
В политической
сфере отрицательные последствия коррупции
проявляются в подрыве престижа страны
на международной арене, способствовании
ее политической и экономической изоляции
и пр.
Результаты
влияния коррупции на социальную
сферу выражаются прежде всего
в существовании резкого различия между
официально декларируемыми и фактическими,
т.е. реальными, ценностями. Это приводит
к укоренению двойных стандартов; всеобщим
критерием в обществе становятся деньги;
значимость человека определяется размером
его личного благосостояния независимо
от способов его приобретения; происходит
девальвация и слом моральных регуляторов
поведения людей.
Коррупция
в связке с организованной
преступностью превращается в
устойчивую систему, способную
развиваться и самовоспроизводиться.
Она вырабатывает и создает механизмы,
делающие ее живучей в условиях противодействия
со стороны контрольных, надзорных и правоохранительных
и правоприменительных органов. Пораженная
коррупцией часть чиновников смыкается
с преступным миром, чтобы сообща и целенаправленно
разлагать, подкупать и подчинять как
раз те органы государства и общества,
которые должны обеспечивать их безопасность,
- судебную систему и прокуратуру, органы
госбезопасности и представительную власть.
Для этих целей используются и средства
массовой информации, которые скупаются
или подкупаются, а в случае несговорчивости
подвергаются физическим и иным мерам
негативного воздействия. Коррупция в
связке с организованной преступностью
способна не только разлагать устои государственности,
но также и физически устранять тех, кто
мешает их криминально-коррупционным
альянсам. В подобной ситуации возникает
особо опасная неформальная теневая власть
со своими теневыми законами и правилами,
теневыми охранными структурами и карательным
аппаратом. Коррумпированные политики
и чиновники на верхних уровнях власти
могут формировать международные коррупционные
сети, также становящиеся частью международной
организованной преступности.
Серьезную
угрозу стратегической стабильности
и экономической безопасности
субъектов Федерации представляет сращивание
коррупции с крупными хозяйствующими
субъектами в регионе и фактическое возникновение
на этой основе своего рода государственных
монополий.
Одной из
современных особенностей проявления
коррупции, и прежде всего в
субъектах Федерации, является создание
крупных коммерческих структур при органах
региональной власти, фактически представляющих
собой региональные монопольные бизнес-образования,
которые подавляют всякую конкуренцию
в сфере своей деятельности. Сам по себе
монополизм, когда он складывается по
естественным законам рынка и является
следствием концентрации и централизации
капитала, хоть и несет в себе угрозы ограничения
конкуренции, все-таки является объектом
антимонопольного регулирования и в принципе
находится под контролем соответствующих
антимонопольных органов государства.
Вместе с
тем там, где монополизм возникает
как государственная монополия,
хозяйственные структуры, осуществляющие
свою деятельность при органах
исполнительной власти, что особенно
характерно для региональных и муниципальных
органов власти, там всегда есть место
для монопольных злоупотреблений и произрастания
коррупции.
В последние
годы участились случаи появления
крупных хозяйственных структур
в сфере региональных систем
жизнеобеспечения, городского транспорта,
ЖКХ и др., как правило, ведущих свою хозяйственную
деятельность при органах исполнительной
власти, а зачастую наделенных функциями
органов государственной власти. Такие
коммерческие организации наделяются
эксклюзивными правами по производству,
распределению товара в определенной
сфере (работы, услуги) и/или доступа к
ограниченному ресурсу. Подобная деятельность
при всесторонней поддержке органа исполнительной
власти не поддается контролю со стороны
соответствующих антимонопольных органов,
хотя и однозначно расценивается как ограничивающая
конкуренцию на товарных рынках. Региональная
коррупция обеспечивает административное
сопровождение и поддержку создаваемым
под эгидой власти предприятиям-монополистам
и, соответственно, получает часть выгоды
от реализуемых монопольных сверхдоходов.
Большинство
исследователей коррупции считают,
что одной из важнейших причин
ее распространения является "излишнее"
государственное вмешательство
в экономику, то есть различные
необоснованные ограничения, регулирующие
и контролирующие правила, накладываемые
на свободных экономических агентов. Необходимо
особо оговорить, что само по себе государственное
вмешательство в регулирование экономики
еще не ведет автоматически к коррупции.
Однако в тех субъектах Федерации, где
отсутствуют четкое законодательство
и нормативно-правовое обеспечение, регламентирующие
деятельность институтов государственного
регулирования, государственной службы,
а также жесткое антикоррупционное законодательство,
институты государственного и гражданского
контроля, правоохранительный и судебный
контроль, там действительно постоянно
сохраняются угрозы чрезмерного вмешательства
государства в экономику, ограничения
рынка и рыночной конкуренции и возникновения
и расползания коррупции как формы злоупотребления
государством, конкретно представителями
его аппарата, возложенными обществом
на него функциями и данными ему компетенциями.
Таким образом,
коррупция превратилась в системную
угрозу экономической безопасности,
стала нормой соответствующих
практик в политике, экономике и общественной
жизни, поскольку:
- государственная
политика прямо диктуется частными
и корпоративными интересами
олигархических групп;
- теневые доходы
составляют основную и необходимую
часть доходов большей части
чиновников;
- повсеместно
чиновниками не соблюдаются нормы
законов, происходит систематическое
уклонение от их соблюдения, отдельные
нормы законов используются в
антисоциальных целях;
- исполнительная
власть активно использует неформальные
и нелегальные (теневые) формы
мобилизации доходов и стимулирования
граждан, бизнеса и нижестоящих чиновников
для достижения желаемых результатов;
- как социальное
явление российская коррупция
возникает и поддерживается на
уровне неформальных социальных
связей, составляющих основу общества;
- коррупция
проявляется на всех уровнях
управления государством, бизнесом
и обществом;
- фактически
коррупция в России стала частью
образа жизни общества. Чаще к
участию в коррупционной деятельности
людей вынуждает власть, но нередко
и сами граждане с готовностью используют
коррупционные способы решения своих
проблем.
Обеспечение
экономической безопасности регионов
России как федеративного государства
наряду с обеспечением экономической
безопасности муниципальных образований,
общественных организаций, предпринимательских
структур и отдельных категорий граждан
является одной из важнейших составляющих
социально-экономической политики государства.
А.Л.Еделев
К. ю. н.,
заместитель
Министра
внутренних
дел России
Подписано
в печать
17.01.2008