Коррупция как угроза экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Быстрые темпы современных процессов глобализации и ускоренное развитие рыночных отношений в Российской Федерации обусловливают трансформацию существующих и появление новых угроз экономической безопасности. Наиболее опасными угрозами являются коррупционные угрозы, которые проявляются во всех сферах экономической деятельности, управления и приобрели черты системной угрозы экономической безопасности государства.

Работа содержит 1 файл

контрольная по институциональной экономике.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

министерство  образовАния и  науки российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

  высшего профессионального  образования

«Ивановская государственная  текстильная академия» 

(ИГТА) 

 
 

Кафедра экономики 

Контрольная работа по курсу «Институциональная экономика»

на тему: «Коррупция как угроза экономической безопасности» 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила: студентка Поспелова Е.А

.                                                       Проверила: Воробьева Е.В.

                                                           Оценка __________________

                                                          Дата ____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Вичуга

 

Статья: коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности российской федерации ("налоги" (журнал), 2008, специальный выпуск, январь) 

 

КОРРУПЦИЯ КАК СИСТЕМНАЯ  УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ

  И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Быстрые темпы современных процессов глобализации и ускоренное развитие рыночных отношений в Российской Федерации обусловливают трансформацию существующих и появление новых угроз экономической безопасности. Наиболее опасными угрозами являются коррупционные угрозы, которые проявляются во всех сферах экономической деятельности, управления и приобрели черты системной угрозы экономической безопасности государства.

 Коррупция  как системная угроза экономической  безопасности представляет собой  рынок теневых услуг, тесно  взаимосвязанный с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими. Современная коррупция характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных действий, определенных коррупционных проявлений, часть из которых представляет собой уже известные теневые схемы, экономические преступления, финансовые махинации, используемые преступниками для отмывания "грязных" денег, а также другие уникальные в видовом отношении процессы.

 О становлении  коррупционных действий как регулярных и долговременных процессов и переходе на рыночную основу свидетельствуют следующие факторы:

- выполнение  коррупцией ряда социальных функций  - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия  управленческих решений, консолидация  и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, определенное регулирование экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;

- наличие вполне  определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (продавец, предоставляющий коррупционные услуги, - покупатель, пользующийся коррупционными услугами), распределение социальных ролей (потребитель коррупционных услуг (например, взяткодатель); коррупционер (взяткополучатель); посредник);

- наличие определенных  неформальных норм, регулирующих  коррупционные отношения, известных  субъектам коррупционной деятельности;

- сложившийся  "этикет" коррупционных отношений  (определенное поведение, например  некая символика в действиях,  жесты);

- установившийся  и известный заинтересованным  лицам, в том числе при определенном  участии средств массовой информации (СМИ), прейскурант цен на услуги. Например, публикуемые "таксы"  поборов различных должностных  лиц, размеры взяток за поступление  в вузы, размеры платежей в сфере "правоохранительной деятельности", стоимость назначения на должность, в том числе федерального уровня.

 Теневая экономика  одновременно является питательной  средой для коррупции, способствует  развитию теневой экономической  деятельности. Предприниматели теневой сферы вынуждены использовать незаконные услуги чиновников как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти, вознаграждая их услуги. Тем самым теневая экономика подпитывает чиновников-коррупционеров, создавая спрос на их услуги, что в условиях объективной ограниченности предложений приводит к росту равновесной цены на данный вид услуг. Тем самым повышается привлекательность данного коррупционного бизнеса и растет число коррумпированных чиновников. С другой стороны, недобросовестные чиновники увеличивают издержки для предприятий легального сектора, например, ставя их в условия, когда они вынуждены давать взятки. Тем самым они снижают конкурентоспособность предприятий легального сектора, стимулируя их к уходу в теневой сектор 1. Таким образом, создается положительная обратная связь между коррупцией и теневой экономикой, которая делает неустойчивой всю национальную экономику.

 

1.     Регионы России: основные социально-экономические показатели городов. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006; Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 2001 - 2006 гг.

Другим не менее  значимым коррупциогенным фактором является терроризм. В свою очередь, так же как и разрастание теневой  экономики, живучесть терроризма тесно связана с коррупцией и в определенной мере обусловливается наличием приближенности террористов к властным структурам, использующим в своих политических или иных целях ту или иную террористическую организацию и не заинтересованным в реальном раскрытии своих технологий. Такой подход прослеживается, например, в докладе Международной организации по вопросам социальных наук и их роли в борьбе с насилием и экстремизмом в исламских обществах (Каир, 1998 г.). Коррупция и некоторые проявления теневой экономики "создают благоприятную среду для разворачивания террористических операций" 2, подчеркивается в 24-й Рекомендации, содержащейся в Письме Генерального секретаря ООН на имя Председателя Генеральной Ассамблеи ООН и Председателя СБ ООН от 1 августа 2002 г.

 

2.     Письмо Генерального секретаря от 1 августа 2002 г. на имя Председателя Генеральной Ассамблеи и Председателя Совета Безопасности. ООН. ГА. СБ. A/57/273-S/2002/875.

Средства, получаемые в результате коррупционной деятельности (так же как и средства, получаемые в теневой экономике), могут широко применяться в целях "политического инвестирования" 3 для финансирования террористических операций. Коррумпированные чиновники (особенно в субъектах Федерации Южного федерального округа) расходуют часть средств, незаконно изъятых из казны или полученных в качестве взяток, на оплату полукриминальных групп, терроризирующих население.

3.        Гевелинг Л.В. Коррупционные формы политического финансирования: материальная основа распространения терроризма. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма / Под ред. С. Годдарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.

Развитие коррупции  в России вошло в стадию создания обширных и устойчивых интегрированных  структур с сетевой формой организации - организованных преступных сообществ, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Участники таких сообществ объединяются не только для извлечения прибыли из своей противоправной деятельности, но и эффективного осуществления инвестиций в расширение коррупции как особого рынка криминально-коррупционных услуг. Коррупционная деятельность при этом превращается в бизнес, когда коррупционер относится к своей должности как к бизнесу, пытаясь максимизировать "доход".

 В составе  коррупционных сетевых структур  можно выделить три характерных  элемента:

- группы государственных  чиновников, обеспечивающих принятие  выгодных для "заказчиков" решений;

- коммерческие  или финансовые структуры ("заказчики"), реализующие получаемые выгоды, льготы, доходы, превращая их в деньги;

- группы защиты  деятельности коррупционных сетевых  структур, которую осуществляют  должностные лица из числа  представителей правоохранительных, контрольно-надзорных и судебных  органов.

 От единичных  разрозненных сделок коррупционеры переходят к организованным и скоординированным действиям, объединяясь в преступные сообщества, образующие коррупционные сети... В последние годы наметился переход коррупции на более высокий уровень, когда именно коррупционные сети и являются основой и наиболее сильным инструментом коррупционных сделок. Деятельность коррупционных сетей проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления... а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. Эти взаимосвязи и взаимозависимости направлены на систематическое совершение коррупционных сделок, как правило, с целью личного обогащения, распределения бюджетных средств в пользу структур, входящих в коррупционную сеть, повышения прибылей, их максимизации, или получения конкурентных преимуществ финансово-кредитными и коммерческими структурами, входящими в коррупционную сеть. Руководителями коррупционных сетей часто являются самые высокопоставленные российские чиновники и политики  4.

4.           Крюков С. Декриминализация действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков // сайт NARCOM.ru.

Хорошо известно, что часть средств, получаемых в  результате экспорта нефти, газа и металлов, функционирования транспорта, связи, энергетики, лесного хозяйства, от оптовой торговли и финансирования оборонных заказов, экспорта вооружений, - там, где это связано с теневым воздействием на принятие важнейших государственных экономических решений в области цен, тарифов, квот, таможенных пошлин, инвестиций, недр, земли, недвижимости, - также распределяется по коррупционным сетям.

 В отличие  от нормального рыночного хозяйства,  где коррупция является инородным  элементом, для советской системы  коррупционные отношения были естественны. Именно они являлись основным источником благосостояния значительной части людей в условиях запрета на обычную рыночную деятельность и господства "социальной уравниловки". Служебное положение в рамках этой системы ценилось именно за предоставляемые им дополнительные возможности влияния и теневого обогащения.

 Деньги не  играли в советской системе  роли всеобщего эквивалента. Важнее  было наличие "блата", властных  привилегий, "особого статуса". Повышение уровня жизни было  неотделимо от продвижения по служебной лестнице.

 Многие эксперты, в первую очередь зарубежные, подчеркивают, что расцвет коррупции  в России в современных масштабах  был бы невозможен без влияния  "зарубежной" и "международной"  коррупции.

 Ослабление  государства при переходе к  рынку, превращение экономики страны в гигантский рынок по распродаже бывшей государственной собственности СССР превратили сферы публичной политики в масштабный рынок услуг по лоббированию принятия "нужных" законов и политических решений, что объективно создало на старте экономических реформ новые мощные предпосылки для укоренения в России международной коррупции, проникновения в нее международной преступности и их давления на органы государственной власти. В 90-х годах процветала широкомасштабная и фактически бесконтрольная со стороны российского государства раздача иностранными государствами и организациями средств по линии международной экономической и гуманитарной помощи в форме грантов, в виде кредитов "технической помощи", иностранных инвестиций на невыгодных для страны условиях (например, на условиях раздела продукции), трата которых не контролировалась государством, хотя и ложилась бременем на его бюджет и увеличивала внешний долг. Значительные средства направлялись группам чиновников и политиков, которых на Западе считали своими политическими союзниками и партнерами по интересам и которые фактически являлись агентами влияния иностранных государств и спецслужб.

 Международный  бизнес зачастую использует коррупцию  как инструмент проникновения  на рынок и закрепления на  нем. Так, многие государства  позволяют своим корпорациям выводить расходы на подкуп зарубежных чиновников из-под налогообложения, рассматривая их как столь же необходимые для производства, как и затраты на приобретение сырья и материалов.

 Экономические  потери от коррупции колоссальны.  Прямые экономические потери от этого вида противоправной деятельности, по оценкам различных специалистов и организаций, составляют от 20 до 40 млрд долл. США в год. Косвенные экономические потери и вовсе не поддаются точным оценкам, однако в реальности масштаб их, безусловно, так же велик.

 Негативное  воздействие коррупционной угрозы  на экономику проявляется в  том, что она обусловливает:

Информация о работе Коррупция как угроза экономической безопасности