Автор: Рустам Файзуллаев, 10 Июня 2010 в 10:06, доклад
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся на данный момент в нашем городе на рынке полиграфии. Не будем останавливаться на типографиях обладающих ротационными станками, т.к. они используются преимущественно для печати газет, а это несколько иной сегмент рынка. В данном случае нас больше будет интересовать офсетная полиграфия, как сфера деятельности интересующей нас фирмы. Обладая практически совершенной конкуренцией, Минский полиграфический рынок может предложить к услугам клиентов более 30 мини и крупных типографий, отличающихся друг от друга в незначительной степени ценой, предлагаемыми услугами, качеством печати и сроками изготовления тиражей.
Содержание
1.Понятие корпоративного контроля. 3
1.1.Корпоративные интересы и управление 3
1.2.“Конфликт интересов” 3
1.3.Основания для установления контроля 4
1.4.Факторы, способствующие установлению контроля 4
1.5.Формы корпоративного контроля 5
2. Субъекты корпоративного контроля 5
2.1.Роль финансовых институтов в установлении контроля за корпорацией 5
2.2.“Демократизация контроля” 6
2.3.Ограничения акционерного контроля финансовых институтов 7
2.4.Финансовые (финансово-промышленные) группы 8
3. Механизм формирования корпоративного контроля 9
3.1.Финансовый рынок 9
3.2.Конкуренция на финансовом рынке и корпоративный контроль 9
3.3.Концентрация капитала корпораций и финансовый рынок 10
3.4.Роль профессиональных участников фондового рынка в формировании системы 11
Корпоративный контроль определяется, как возможность субъектов акционерных отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений.
В широком смысле корпоративный контроль — это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации, которая тесно связана с таким понятием, как “корпоративный интерес”. Корпоративное управление представляет собой постоянное, преемственное обеспечение корпоративных интересов и выражается в отношениях корпоративного контроля.
Корпоративное управление технически сводится к трем важнейшим направлениям, а именно:
1)
управлению собственно
2)
управлению технологическим
3)
управление денежными потоками,
оборотным капиталом,
Именно такое корпоративное управление выводит корпорацию на уровень экономических отношений. Через корпоративное управление акционерное общество перестает быть замкнутым образованием, оно превращается в одного из субъектов экономических отношений, в рамках которых такое общество взаимодействует с другими корпорациями, а также физическими лицами.
В процессе корпоративного управления возникает также взаимодействие интересов одной корпорации с интересами других. Поэтому в процессе корпоративного управления возникает такое явление, как “конфликт интересов”.
“Конфликт интересов” — это такое управление акционерным обществом, при котором нарушается иерархия корпоративных интересов, когда от приоритетов выбора внутрикорпоративных управленческих решений зависит соблюдение или несоблюдение корпоративных интересов отдельно взятого акционерного общества. “Конфликт интересов” — это ситуации выбора между интересами корпорации в целом и интересом отдельной группы субъектов, участвующих в акционерных отношениях. Суть “конфликта интереса”, которая не всегда правильно понимается руководителями и работниками предприятия, состоит не в самом факте нарушения “корпоративного интереса” в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации, когда встает вопрос выбора между интересом корпорации в целом и иным интересом. Во избежание такого “конфликта” задача корпоративного управления состоит в том, чтобы управленческими, технологическими, организационными средствами предотвратить вероятность изменения иерархии интересов и целевых функций участников деятельности корпорации.
Вместе с тем взаимодействие акционерного общества с другими корпорациями выражается в конкуренции и соперничестве различных “корпоративных интересов”. Разные корпоративные интересы, сталкиваясь, постоянно ведут к модификации корпоративного контроля и целей корпоративного управления.
Мотивация корпоративного контроля связана с аккумулированием и концентрацией возможностей, обеспечивающих корпоративное управление, посредством которого достигается удовлетворение корпоративных интересов. Однако не всегда мотивация контроля исходит из интересов некоторой данной корпорации; эта мотивация может питаться интересами иных, конкурирующих корпораций. Верно и то, что в стремлении к контролю могут прослеживаться внешние по отношению к корпорации интересы, но при этом вполне близкие и “дружественные”.
Основаниями для установления корпоративного контроля могут быть:
1)
формирование разветвленной и
связанной технологической,
2) концентрация ресурсов;
3)
объединение рынков или
4)
защита интересов
5)
удаление конкурирующих
6)
перераспределение денежных
7) изменение центров прибыли и издержек одной или нескольких корпораций;
8)
изменение стоимости
9) увеличение собственности.
Эти наиболее широко распространенные основания действуют на протяжении всей истории акционерных обществ. Влияние и роль каждого из них меняются в зависимости от времени и экономических условий. Однако наличие оснований для борьбы за корпоративный контроль еще не означает действительное перераспределение корпоративного контроля. Для того чтобы сложившаяся структура контроля была изменена, должны быть накоплены объективные факторы, обеспечивающие такое изменение.
Факторы корпоративного контроля непосредственно связаны с тем инструментарием, с помощью которого происходит установление контроля. Корпоративное управление играет в этом процессе ключевую роль, поэтому и факторы, способствующие установлению контроля, неразрывно с ним связаны. Контроль связан с правом управлять собственным капиталом акционерного общества, технологическим процессом, денежными потоками. В этом смысле участие в капитале корпорации, как и обладание лицензиями, технологиями, научно-техническими разработками, увеличивают возможность контролировать корпорацию. Важную роль играет доступ к денежным ресурсам и внешнему финансированию. Для крупных акционерных обществ велика зависимость от источников денежного капитала и поэтому институты, осуществляющие концентрацию денежного капитала, объединение мелких капиталов в более крупные денежные ресурсы, играют важнейшую роль в укреплении корпоративного контроля.
Корпоративный контроль является акционерным, управленческим и финансовым, каждый из которых может быть представлен разными категориями юридических и физических лиц.
Акционерный контроль представляет собой возможность принять или отклонить акционерами, имеющими необходимое количество голосов, те или иные решения.
Управленческий контроль представляет собой возможность физических и/или юридических лиц обеспечивать управление хозяйственной деятельностью предприятия, преемственность управленческих решений и структуры.
Финансовый контроль представляет собой возможность влиять на решения акционерного общества путем использования финансовых инструментов и специальных средств.
Первичной формой контроля является акционерный, отражающий интересы акционеров общества. Управленческий контроль — это производная форма корпоративного контроля от акционерного контроля. Услуги кредитных организаций, понимаемые во всем мире как посреднические, направлены на продуктивное использование накопленных денежных средств в процессе инвестирования. Первоначально банки, а в последнее время — и другие кредитные организации, осуществляют аккумулирование денежных сбережений в самых разнообразных формах для их последующей трансформации в инвестиции.
Осуществление
корпоративного контроля, в первую
очередь — акционерного, — позволяет
без участия кредитных
Кредитные организации (финансовые институты) выполняют функцию доверенного лица, помогающего владельцу капитала осуществлять контроль за корпорацией. Фактически через финансовые институты владелец капитала делегирует права корпоративного управления наемному менеджеру. Являясь посредниками и выполняя определенную экономическую функцию, кредитно-финансовые организации приобретают свою долю в совокупных корпоративных интересах, т.е. претендуют на свою долю в результатах деятельности корпорации.
Роль кредитно-финансовых организаций состоит в обеспечении корпорации финансовыми ресурсами, механизмом обращения денежных средств. Они либо представляют конечных собственников капитала, приобретая права акционерного контроля, акции, либо кредитуют предприятие из средств, занятых у массы владельцев денежных сбережений. И в том, и другом случаях происходит расширение непосредственных источников финансирования общества.
Первоначальная функция кредитно-финансовых институтов состоит в кредитовании общества. На основе кредитных отношений формируется финансовый контроль. В силу этого финансовый контроль как бы противостоит акционерному, так как формируется в процессе выбора между собственными и внешними источниками финансирования акционерного общества. Зависимость акционерного общества от внешних форм финансирования, а также расширение таких источников финансирования увеличивает значение финансового контроля.
Развитие кредитно-финансовых институтов и организаций и расширение их роли в финансировании субъектов предпринимательской деятельности ведет к развитию отношений контроля. Последние становятся все более сложными, распределяясь по различным уровням. В экономике формируется ситуация всеобщей зависимости и ответственности: корпорации — перед акционерами, которыми могут являться крупные финансово-кредитные организации; последних — перед владельцами сбережений, владельцев сбережений — перед корпорацией.