Кооперирование на олигополистическом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Отрасль – группа качественно однородных единиц, т.е. предприятий, учреждений, организаций, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного распределения труда, выпуском однородной продукции и выполняющих общую функцию в национальном хозяйстве. При этом отрасли подразделяются на комплексы (комплекс машиностроения, металлургическая отрасль) и по видам производства (предприятия литейного производства).

Содержание

1. Отрасли промышленности РФ. 3
1.1. Машиностроение. 3
2. Кооперация участников олигопольного рынка. 5
2.1. Факторы, позволяющие сохранить картельное соглашение. 6
3. Примеры кооперирования на олигополистическом рынке. 8
Заключение 10
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

Общая.docx

— 30.33 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Пермский  государственный технический университет

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему: «Кооперирование на олигополистическом рынке». 
 
 
 
 

Контрольная работа

            по дисциплине

     «Экономика  машиностроения»

                                                                                       студента гр. УУ-08С

Миковой  М.И.                                                                                                                                                

                                                                                              Преподаватель                                                                          Маринина А.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2011 

Оглавление

1. Отрасли промышленности РФ. 3

1.1. Машиностроение. 3

2. Кооперация участников олигопольного рынка. 5

2.1. Факторы, позволяющие сохранить картельное соглашение. 6

3. Примеры кооперирования на олигополистическом рынке. 8

Заключение 10

Список  литературы 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Отрасли промышленности РФ.

    Отрасль – группа качественно однородных единиц, т.е. предприятий, учреждений, организаций, характеризующихся особыми условиями  производства в системе общественного  распределения труда, выпуском однородной продукции и выполняющих общую  функцию в национальном хозяйстве. При этом отрасли подразделяются на комплексы (комплекс машиностроения, металлургическая отрасль) и по видам  производства (предприятия литейного  производства).1

    1. Машиностроение.

    Наиболее  крупная комплексная отрасль, определяющая уровень НТП во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает другие отрасли  оборудованием, агрегатами, потребителей – предметами народного потребления.

    Основными задачами в машиностроении является – достижения стабилизации работы массы предприятий машиностроения, проведение оптимизации производственных мощностей, реструктуризация задолженностей и активов предприятий, активизация  поиска стратегических инвесторов для  обеспечения развития новых направлений, проведение сертификации продукции, модернизация продукции, совершенствование системы  ее продаж и сервисного обслуживания.

    На  современном этапе для адекватной оценки развития отраслей в структуре  машиностроения выделяют подотрасли по нескольким признакам.2

  1. Машиностроение для межотраслевых производств;
  2. Производство оборудования для отраслей народного хозяйства;
  3. Производство оборудования для отраслей промышленности;
  4. Машиностроение не производственной сферы.

По стадиям  технологического производства.

  1. Заготовительное производство;
  2. Механическая обработка;
  3. Сборка.

По уровню использования металла, трудовых ресурсов, энергии:

  1. Тяжелое машиностроение;
  2. Общее машиностроение;
  3. Среднее машиностроение.

    Роль  машиностроительного комплекса  в развитии экономики определяет основные тенденции его развития: во-первых, повышенная динамичность наукоемких подотраслей, связанных с производством  ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, средств  автоматизации и робототехники; во-вторых, тесная взаимосвязь с  инновационными разработками, позволяющими производить эксклюзивное оборудование, затраты на приобретение которого значительно повышают результаты массового и серийного производства, но при этом позволяют получать более высокий уровень доходов и более эффективно использовать ресурсы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Кооперация  участников олигопольного рынка.

    На  любом олигополистическом рынке  у фирмы есть стимул координировать свою производственную деятельность и  политику ценообразования посредством  ограничения объема выпуска фирм (введение квот) и назначения одинаковых цен для увеличения совокупности прибыли отрасли и индивидуальных прибылей каждой фирмы. Ассоциация фирм, которые заключили явное или тайное соглашение о координации своей деятельности, называется картелем.

    Если  картель включат все фирмы, действующие  в отрасли, отрасль становиться  монополией, и фирмы получают монопольную  прибыль. Фирмам очень выгодно заключать  картельные соглашения. Если картель  уже сформирован и эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется стимул нарушить картельное соглашение путем  увеличения квот выпуска или понижения  цены. В том случае фирмы-нарушители привлекают дополнительное количество потребителей, в результате чего их прибыли возрастают.

    Для поддержания картельных соглашений в течение продолжительного времени требуются дополнительные усилия  участников соглашения.

    Если  фирмы действуют в условиях свободно конкурентного рынка, то они максимизируют  прибыль. Каким же образом возможно увеличение прибыли в условиях картеля?

    Картельное  соглашение учитывает последствия  изменения выпуска и цены одной  фирмы, влияющие на совокупное предложение  отрасли и равновесную цену на рынке для увеличения прибыли  всех участников. Поэтому картель  производит меньше продукции, чем рынок  свободной конкуренции. Картель  позволяет централизованно координировать изменения выпуска каждой фирмы (например, распределять дополнительные прибыли и определять квоты выпуска).3

    Если  картель представляет собой монополию, равновесие в отрасли достигается  при равенстве предельных издержек отраслевого выпуска и предельной выручки от его продаж. Каждая фирма заинтересована в повышении выпуска до тех пор, пока ее предельные издержки не окажутся равными картельной цене на продукцию. Поскольку конкурентная цена будет ниже картельной, а функции предельных издержек фирмы возрастает, картельный объем выпуска фирмы всегда будет меньше конкурентного.     

    Однако  каждая фирма в рамках картеля  имеет стимул наращивать выпуск до пределов, не превышающих то количество, которое она выпустила бы на рынке совершенной конкуренции.

    Поэтому фирмы оценивают последствия  своей деятельности в условиях соглашения и пи его нарушении. Для этого  они анализируют влияние своих  решений не только на свою текущую  прибыль, но и на весь поток ожидаемой  прибыли.4

    Сохранение  картельного соглашения тем выгоднее фирме:

    • Чем выше вероятность повторных продаж на рынке;
    • Чем выше величина дисконтирующего множителя;
  • Чем меньше выигрыш, который фирма может получить в краткосрочном периоде благодаря нарушению картельного соглашения;
  • Чем больше потери, которые фирма понесет в результате согласованных действий других участников картеля.
    1.   Факторы, позволяющие сохранить картельное соглашение.

    В Российской Федерации создание картелей запрещено законодательством. Практическая реализация картельных соглашений широко распространенна в европейских  странах, где многие картели существуют в течение десятков лет. 

    К факторам, облегчающим сохранение картельного  соглашения и поддержания дисциплины  в картеле, относятся следующие:

  • Способность картеля понять цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него. Чем менее эластичен спрос в отрасли, тем легче предпринимать действия по увеличению цены, тем выше может быть уровень картельной цены и совокупной выручки фирмы. Однако если фирма картеля контролирует незначительную долю отраслевого рынка, то остальные фирмы могут воспрепятствовать увеличению рыночной цены. Но даже когда картель охватывает весь рынок, высокая норма отраслевой прибыли может привлечь новых конкурентов и картель не сможет удержать высокие цены.
  • Низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования.
  • Низкие издержки по организации картеля. К ним могут относиться затраты предприятия по ведению переговоров между предполагаемыми участниками. Факторы, от них зависит величина этих издержек:
  1. Число фирм в отрасли. Чем оно больше, тем труднее договориться  тем выше затраты на контроль за исполнением соглашения;
  1. Концентрация производителей. Несколько крупных, определяющих основной объем выпуска отрасли, могут сами проводить согласованную политику на рынке без других (мелких) фирм;
  2. Однородность продукта отрасли. Чем выше степень дифференциации продукта, тем труднее фирмам договориться о поддержании одного уровня цен на рынке.
  3. Наличие в отрасли торговых объединений (ассоциаций) Такие ассоциации облегчают участникам картеля ведение переговоров и контроль над соблюдением соглашения в рамках торгового союза.
  1. Примеры кооперирования на олигополистическом рынке.

    Примеры реализации картельных соглашений демонстрируют предприятия металлургической отрасли.

    Рынок черной металлургии включает в себя три группы:5

  1. «Большая тройка» - Магнитогорский металлургический комбинат, «Северсталь», Новолипецкий металлургический комбинат.
  2. «Шесть средних» - Нижнетагильский комбинат, «Мечел», Западно-сибирский комбинат, Кузнецкий комбинат, «Носта», Оскольский металлургический комбинат.
  3. Прочие малые заводы.

Первая  группа производит около 55% всего объема продукции, экспортируемой на внешний  рынок, и около 97% экспортируемого  листового проката. Особенности  рынка заключаются в следующем:

  1. Количество фирм. Спрос на рынке формирует первая группа предприятий, значит, рынок олигополистический.
  2. Барьеры входа на рынок. В начале 90-х годов барьер являлся высоким за счет эффекта масштаба и монополизации рынка.
  3. Тип продукта. Продукт малодифференцированный. Стальной прокат и чугун, и продукция из этого сырья.
  4. Всеобщая взаимозависимость. Изменение спроса на производство продукции (закрытие ряда предприятий) может привести к увеличению производительности, производство взаимозаменяемое.
  5. Неценовая конкуренция. Использование научно-технических разработок.

    Развитию  кооперации способствовали условия  реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке. В период с 2001г. до середины 2002г. наблюдался кризис. Вначале 2002г. американская администрация вводит запретительные тарифы на российский стальной прокат. Это вызвало экономическое негодование, и в средине 2002г. тарифы были снижены. Меняется структура рынка в Европе, договоры, предполагающие вывоз стального проката из России, стали на 30% больше. С июня 2002г. полностью отменена 5% пошлина на экспорт черных металлов. 

Информация о работе Кооперирование на олигополистическом рынке