Контрольная работа по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:49, контрольная работа

Описание работы

Актуальность контрольной работы заключается в том, что осуществляя конъюнктурные исследования, предприятия получают возможность обеспечить себя объективной информацией о себе и конкуренте, провести сравнения, правильно оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать ее развитие, а следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым снизить уровень коммерческого риска, найти для себя соответствующий сегмент рынка и рыночную нишу, выбрать правильное направление диверсификации, установить оптимальный уровень цен и т. д. Вот почему изучение конъюнктуры рынка является необходимым условием предпринимательства и всей хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Рыночная конъюнктура и ее виды 5
2. Этапы конъюнктурного исследования рынка 8
3. Факторы, формирующие и развивающие рыночную конъюнктуру 14
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

КонтРынКонъю.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли.

Количественное состояние  конъюнктуры может быть оценено  с помощью следующих групп показателей:

- Измеряется объём и  динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах. Это так называемые показатели сферы производства.

- Платёжеспособный спрос,  размеры реализации товаров в  кредит, данные о розничной и оптовой торговле – перечисленное относится к показателям внутрирегиональной торговли.

- Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных  связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок  Данная группа показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.

- Кредитно-денежное  обращение. К этой группе оценки  относятся курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.

Основной характеристикой  конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.

При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

При неблагоприятной  конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.

Успех конъюнктурных  исследований зависит от скорости получения  объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.

Главные требования к информации – оперативность и достоверность. Информация состоит из трёх этапов:

- Определение  круга показателей;

- разработка  схемы передачи информации во  времени и пространстве;

- Объём и  форма представления информации.

При изучении конъюнктуры  рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.

В современном, быстроменяющемся мире, когда рыночная конкуренция  становится все более жесткой, важнейшим  условием коммерческого успеха становится постоянное определение соотношения  спроса и предложения товара на основе анализа взаимодействия конъюнктурообразующих факторов. Осуществляя конъюнктурные исследования, предприятия получают возможность обеспечить себя объективной информацией о себе и конкуренте, провести сравнения, правильно оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать ее развитие, а следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым снизить уровень коммерческого риска, найти для себя соответствующий сегмент рынка и рыночную нишу, выбрать правильное направление диверсификации, установить оптимальный уровень цен и т. д. Вот почему изучение конъюнктуры рынка является необходимым условием предпринимательства и всей хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

Конъюнктура товарного  рынка — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент или ограниченный период времени.

Данная экономическая  категория характеризуется рядом  качественных и количественных показателей, наиболее важными из которых являются предложение товаров, покупательский спрос, уровень цен, пропорциональность рынка, колеблемость, цикличность рынка и тенденции его развития, рыночный риск, уровень конкуренции.

Конъюнктурными исследованиями на предприятиях обычно занимаются конъюнктурные  службы, которые выделяют следующие  основные задачи конъюнктурных исследований товарного рынка:

  • сбор и обработка конъюнктурной информации;
  • интегральные и дифференциальные оценки состояния рынка, типология рыночной ситуации;
  • характеристика масштаба (объема) рынка;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;
  • оценка и анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка;
  • оценка и анализ региональных различий рынка;
  • оценка и анализ деловой активности;
  • оценка коммерческого (рыночного) риска;
  • характеристика степени монополизации и интенсивности конкуренции.

Поставленные задачи ориентированы на всестороннюю, взаимосвязанную  характеристику состояния рынка  в целом и в разрезе отдельных  его элементов и составных  частей.

Можно выделить два этапа  или уровня реализации этих задач. На первом, оценочном, осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка, его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития. Второй, более высокий уровень анализа, имеет целью выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, и на этой основе прогнозирование рыночной конъюнктуры, выводов о перспективности развития рынка, с позиций маркетинга фирм.

Проведение конъюнктурных исследований на предприятии может включать следующие этапы (рис.1).

Безусловно, каждое предприятие, осознав необходимость проведения конъюнктурных исследований, определяет для себя их цели и направления, а  также те проблемы и решения, в  которых могут быть определены результаты исследований.

Рис. 1 - Этапы конъюнктурных исследований товарных рынков

 

Перечень решаемых проблем  и задач может быть самым разным: объективная оценка деятельности предприятия на данном товарном рынке, отслеживание изменений во внешней среде и формирование стратегии маркетинга, поддержка принятия управленческих решений, получение конкурентных преимуществ, снижение рисков и неопределенности, выработка экспортной стратегии, повышение эффективности деятельности предприятия и т.д.

3. Факторы, формирующие  и развивающие  рыночную конъюнктуру

 

Общая цель рыночных исследований состоит в определении  условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Главной задачей рыночного исследования является определение емкости рынка.

Емкость рынка  – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен. Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу.  Емкость рынка характеризуется размерами спроса  населения и величиной товарного предложения. В каждый данный момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а следовательно, и покупаемых товаров.

Следует различать  два уровня емкости рынка: потенциальный  и реальный.

Действительной  емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетинге используется также термин потенциал рынка. Реально складывающаяся емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить пространственно-временную определенность.

Емкость рынка  формируется под влиянием множества  факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы : общего и специфического характера.

Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара:

  • объем и структуру товарного предложения, в том числе по предприятиям-представителям;
  • ассортимент и качество выпускаемых изделий;
  • размеры импорта по данному товару или группе;
  • достигнутый уровень жизни и потребностей населения;
  • покупательская способность населения;
  • уровень соотношения цен на  товары;
  • численность населения;
  • его социальный и половозрастной состав;
  • степень насыщенности рынка;
  • состояние сбытовой, торговой и сервисной сети;
  • географическое расположения рынка.

В настоящее  время состояние рынка подвержено значительному влиянию таких процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введения новых таможенных ограничений и т.д.

     Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару.

Совокупность факторов, определяющих развитие спроса и предложения, находятся в сложной диалектической взаимосвязи. Изменение действий одних факторов вызывает изменение действия других. Особенностью одних факторов является то, что они вызывают изменения,  как общей емкости, так и структуры рынка, а других – то, что они, не изменяя общей емкости рынка, вызывают его структурные изменения. В процессе исследования рынка необходимо объяснить механизм действия системы факторов и измерить совокупные результаты их влияние на объем и структуру спроса и предложения.

Выявление причинно-следственных связей на исследуемом рынке проводится на основе систематизации и анализа данных. Систематизация данных заключается в построении группированных и аналитических таблиц, динамических рядов анализируемых показателей, графиков, диаграмм и т.п. Это подготовительная стадия анализа информации для ее количественной и качественной оценки.

Обработка и  анализ осуществляется с использованием известных методов, а именно группировки, индексного и графических методов, построение и анализа динамических рядов. Причинно-следственные связи и зависимости устанавливаются в результате корреляционно-регрессивного анализа динамических рядов.

В конечном итоге  описание причинно-следственных связей, вызванных взаимодействием различных факторов, позволит построить модель развития на рынке и определить его емкость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, что же такое конъюнктура рынка и для чего она нужна? Конъюнктура это совокупность определённых признаков, сочетание различных обстоятельств, которые характеризуют состояние экономики в определённый период. Конъюнктура хозяйства, является составной частью экономической науки.

Поскольку основными  характерными признаками конъюнктуры  являются изменчивость, неравномерность, противоречивость, поэтому чтобы принять правильное, экономическое решение необходимо обладать информацией о ситуации на рынке, а значит проводить его изучение. Процесс изучения включает в себя такие аспекты, как исследование процессов производства и реализации продукции, деятельность ведущих промышленных и торговых фирм, финансирование и кредитование, ценообразование, перспективы развития производства и потребления.

Результаты  конъюнктурных исследований могут  быть использованы для различных целей, таких как составление  экономических и технических прогнозов, определение перспективы направления научных исследований, составления бизнес-планов.

В настоящее  время появляются большие возможности  быстрого и качественного исследования конъюнктуры. Для качественного анализа, прогноза необходимо условие быстрого получения, обмена и обработки информации. В настоящее время благодаря новым информационным системам и компьютерным технологиям становится возможным более точное  и быстрое получение всей необходимой информации для исследования конъюнктуры, что повышает качество прогнозов и  принятия экономически  эффективных решений.

 

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 14 июля 2008 г.)
  2. Архипова Н.И., Кульба В.В. и др. Исследование систем управления. — М.: ПРИОР, 2007.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.:  Гардарики, 2006.
  4. Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбург и др. Менеджмент в организациях. – М.: Экономика, 2006.
  5. Зайцева О.А., Радугин А.А. и др. Основы менеджмента. - М.: Центр, 2006.
  6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 2009.
  7. Карташов В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. - М.: Прогресс-Академия, 2006.
  8. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: «ДеКА», 2006.
  9. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  10. Мишин В.М. Исследование систем управления. Учебное пособие для студентов заочного образования. -  М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И. К. Беляевского. — М: Финансы и статистика, 2005.
  12. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам – М.: Прогресс, 2005.
  13. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2007.
  14. Социальная статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  15. Эриашвили Н. Д. Изучение конъюнктуры рынка на промышленном предприятии // Деловая информация. — 2006. — № 4.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"