Контрольная работа по "Экономике и социологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Экономические системы основаны на разделении труда. Разделение труда существует на всех уровнях: от мирового хозяйства до рабочего места. Назовите основные виды разделения труда на предприятии.
Вопрос 2. Сколько основных групп персонала обычно выделяют по выполняемым функциям? Назовите количество и назовите группы
Вопрос 3. Профессии и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалификационное). Составьте схему разделения труда и формирования профессионально – квалификационных групп на предприятии.

Работа содержит 1 файл

ТС 00.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
  1. рабочие всех специальностей, в том числе, основные рабочие, вспомогательные  

    рабочие. Эта группа  персонала занята выпуском продукции основных цехов, выпуском продукции вспомогательных  цехов,  обслуживанием оборудования и рабочих мест в основных и  вспомогательных цехах.

  1. ученики, обучающиеся без отрыва от производства на предприятии, а также  

          обучающиеся с отрывом от производства. В эту группу входят работники, которые заключили трудовые договоры с работодателем, но осваивают новую профессию, проходят переподготовку в виде повышения квалификации; не имеют  трудовых отношений с работодателем, но заключили с ним ученический договор, обучаются в учебном учреждении, после окончания которого обязуются отработать установленный срок на данном предприятии, как правило 3 года. 

    Вопрос 3. Профессии и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалификационное). Составьте  схему разделения труда и формирования профессионально – квалификационных групп на предприятии.

    Ответ: профессиональное разделение труда предполагает использование  такого работника, который  имеет  навыки, знания, необходимые для выполнения  определенного вида работ.  Необходимый  состав профессий для предприятия определяется в зависимости от того, что производит это предприятие, его технологическая оснастка и т.д.

       Квалификационное разделение труда означает, что работнику присвоен определенный разряд,  он может выполнить  работу  по соответствующей сложности. Разряд отражает его уровень профессиональной подготовленности. Разряды  присваиваются работнику   с учетом требований, которые изложены  в  Единым тарифно – квалификационным справочнике работ и профессий рабочих (ЕКТС) и в Единым  квалификационным справочнике должностей руководителей специалистов и служащих (ЕКС). До 1 декабря 2009 года применение  ЕКТС и ЕКС было обязательно для организаций бюджетной сферы, для всех других  они имеют в настоящее время лишь рекомендательный характер. С 1 декабря 2009 года бюджетные организации имеют право не пользоваться данным справочниками, определяя систему оплату труда в зависимости от  сумм должностного оклада, стимулирующих, компенсационных доплат.

       Разделение труда предполагает  его кооперацию. Для составления  схемы разделения труда   и формирования профессионально – квалификационных  групп используем, например, автомастерскую по ремонту легковых автомобилей. На данном предприятии   будут сформированы следующие  профессионально – квалификационные группы:

Группы  персонала по выполняемым функциям Профессиональное  разделение группы персонала Квалификационное разделение группы персонала
Служащие:

-------------------------------

- директор  
 

------------------------------

- кассир

----------------------------------

- экономист

----------------------------------  

- главный  бухгалтер

Х

---------------------------------

- инженер  по ремонту колесной и гусеничной техники

-------------------------------

- бухгалтер

----------------------------------

- бухгалтер

----------------------------------

- бухгалтер

Х

--------------------------------

- 18 разряд 
 

---------------------------------

- без  категории;

--------------------------------

-  3-й  категории

-----------------------------------

- 4 –  й категории

- мастер ремонтного цеха 
 

----------------------------------

- эксперт  по оценки  технического ремонта автомобиля

-------------------------------- 

- менеджер  по работе с клиентами

------------------------------------ 

- менеджер  по снабжению и сбыту.

------------------------------------

Основное  производство: 

------------------------------------

-  специалисты по ремонту автомобилей: 
 
 
 
 

------------------------------------

Вспомогательное производство:

-----------------------------------

- уборка  основных и вспомогательных производственных  помещений

-----------------------------------

- специалист по обслуживанию сантехнического оборудования,  канализационных стоков, водопровода по подаче горячей и холодной воды

----------------------------------

- специалист  по обслуживанию бытовой электропроводки  и бытового электрического оборудования

-----------------------------------

- рабочие  по охране здания в ночное  время и уборке прилегающей  территории

- инженер по  ремонту колесной и  гусеничной  техники

-----------------------------------  

- техник - технолог по ремонту колесной  и гусеничной техники

------------------------------

- менеджер 

----------------------------------- 

- менеджер. 

------------------------------------

Х

-----------------------------------

- слесаря по ремонту автомобилей 

-----------------------------------

- электрики  по ремонту электрического оборудования автомобилей

------------------------------------

Х 

------------------------------------

- уборщицы 
 
 

------------------------------------

- слесарь  – сантехник 
 
 
 
 
 

------------------------------------

- электрик 
 
 
 

---------------------------------- 

- сторож

- дворник

- 15 разряд 
 

----------------------------------- 

-   8 разряд 
 

-------------------------------- 

- без  квалификации 

------------------------------------ 

- без  квалификации. 

-------------------------------------

Х

------------------------------------

3-го  разряда

5 –  го разряда 

6 –  го разряда  

-------------------------------------

5- го  разряда 

6 –  го разряда 

----------------------------------- 

Х 

-----------------------------------

1 –  го разряда

2 –  го разряда 
 

------------------------------------

3 –  го разряда 
 
 
 
 
 

----------------------------------

8 –  го разряда 
 
 
 

----------------------------------- 

без разряда

 

       Знания на  разделение труда по профессионально – квалификационным группам имеют большое практическое значение, например, для определения размера оплаты труда. Так, в соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ, размер заработной платы определяется, в том числе,  в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и  условий выполняемой работы. 

    Вопрос 4. Изложите основное содержание мотивации.

    Ответ: мотивация – это процесс побуждения себя  и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

       Основные понятия, которые используются в современной теории мотивации, объединяющие поведение человека в организации – потребности и вознаграждения.

       Потребность – это недостаток  чего – либо у человека. Существует  много классификаций потребностей, но универсальной не создано.

     Потребности  делят на  первичные и вторичные.  Первичные потребности, как правило, врожденные. К ним относятся физиологические потребности организма в пище, еде, воде, дыхании, сне и т.д.

      Вторичные потребности по своей природе являются психологическими. Например, потребность в уважении, успехе, привязанностях, во власти и т.д.

       У человека, ощущающего  какую  – либо потребность, возникает  устремление  на достижение  определенной цели. При этом потребность  может быть удовлетворена полностью или частично.

       Потребности удовлетворяются с  помощью ценностей. Ценность –  это объект, способный  удовлетворить  потребность. Он должен обладать  свойством – удовлетворять потребность

       В процессе своей деятельности  человек  анализирует, какой  вид деятельности позволил ему удовлетворить потребность, и стремится её повторить. Такой вид поведения известен как закон результата.

       Для мотивации нет одинаковых  способов, применимых для всех  людей, живущих в разных странах,  так как все люди – слишком  разные, отличаются друг от друга природой, воспитанием, культурой, менталитетом. Однако, говоря о мотивации работников, можно выделить следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на удовлетворенность работой и качеством её выполнения.

       Выделяют следующие факторы мотивации:

  1. заработная плата. Наиболее четкое влияние денег при оценке  трудозатрат работника было дано ещё Ф.Тейлором, одним из основоположников концепции «научного управления». Согласно Тейлору деньги являются решающим фактором воздействия на мотивы  трудового поведения большинства рабочих. Высокая заработная плата и низкие затраты на производство составляют основу хорошего управления;
  2. рабочая среда, так как трудовое поведение работника в значительной степени определяется не только материальными, но и социальными стимулами. Обстановку, в которой осуществляется работа, существенно влияет на отношение персонала к труду;
  3. стабильность. Люди редко демонстрируют свои потенциальные способности в атмосфере отсутствия стабильности. Если человек постоянно живет под реальной угрозой увольнения, от него  невозможно ждать заинтересованности и максимальной отдачи в работе.  Люди также боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие;
  4. собственное развитие – это наиболее эффективный способ увеличения вклада людей в работу фирмы. Развитие и опыт не разделимы. Обратная связь с работой неотделима от развития людей, и она  может быть сильнейшим фактором  мотивации для еще больших достижений;
  5. полезность работы.  Большинству людей нравится ощущение полезности работы. Они хотят чувствовать себя частью организации, в которой они работают. Необходимо сообщать работникам информацию о работе предприятия, так как это помогает им понять суть происходящего;
  6. интерес к работе.  Многие  люди ищут такую работу, которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержания работы может мотивировать работников.

       Для поддержания мотивации к труду необходимо также, чтобы работник продвигался по служебной лестнице. Проведенные исследования показывают, что у человека, проработавшего определенное время на одном месте, постепенно снижается мотивация и эффективность труда; 

    Вопрос 5. Составьте схему видов мотивации.

    Ответ: для составления видов мотивации используем учения Маслоу о теории  мотивации. Малоу, например, разделил потребности на первичные и вторичные и построил их в виде пирамиды.  Поведение  человек, по мнению ученого, начинается с удовлетворения потребностей, находящихся на 1-й, нижней, ступени. Когда эта потребность удовлетворяется, действие её прекращается, и начинается действие следующий  неудовлетворенной потребности. И так – вверх, преодолевая ступень за ступенью.                                

    Пирамида  потребностей по Маслоу

  Потребность в самовыдвижении, например, в раскрытие собственных способностей в творчестве, росте личности, в реализации  возможностей

                                                                  

                                   5 – я ступень             

                                                                          
     

   Вторичные 

    потребности 

                   

                                  4 – я ступень                                               

              Потребность в признании, уважении, например, приобретении власти, престижа, авторитета в каких – то сферах жизни, в обществе, государстве, семье, самоуважение, оценка личных достижений.

                        

  Потребность в поддержании социальных  контактов, социальные потребности,  например, установление дружеских отношений в коллективе, принадлежность организации

                  3 – я ступень                                                            

                      

 

                   

                     2- я ступень

            Потребность в безопасности, защищенности, надежности, например, иметь постоянный источник доходов, иметь жилье, жить в   обстановке  мира, иметь возможность получать квалифицированную медицинскую помощь

Первичные

 

Физиологические потребности – в чистом воздухе, воде, тепле, пище, одежде и т.д.

потребности     

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике и социологии труда"