Конкурентоспособность фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:26, реферат

Описание работы

Монополистические структуры и рыночные отношения. Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы.
Монополистические структуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме коммерческой реализации товаров и услуг. Это ведет к формированию определенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной на устранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использования таких рыночных элементов, как цена. издержки производства и обращения, прибыль, кредит, налоги, денежное обращение.»

Содержание

1. Особенности современных межфирменных отношений
2. Особенности конкуренции в современных условиях
3. Виды конкуренции и применение их в мировой практике
1. Особенности современных межфирменных отношений

Работа содержит 1 файл

реферат2.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Методы открытого  снижения цен при выходе на новые  рынки широко используются фирмами  Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей  в США и страны Западной Европы.

Особенно  обостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках, где конкурентные позиции даже крупнейших монополий  не являются устойчивыми (пример мирового рынка автомобилей, где "Дженерал моторе" уступила первое место по продаже автомобилей в США, которое ей принадлежало почти 50 лет, японской компании "Ниссан").

Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка  и сохранение сложившегося соотношения  сил между ними. Это проявляется  в погоне за нововведениями, создании заграничных производст венных предприятий, заключении межфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим прогрессом.

Патентная защита изобретений на международном уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности).

Скрытая ценовая  конкуренция осуществляется различными способами. В частности, предоставлением скидок с цены и лучших условий продажи. Предоставляются следующие скидки с цены: тайные простые скидки с официально объявленной цены (прейскурантной, справочной и др.) определенным группам покупателей или отдельным покупателям с целью установления длительных, более устойчивых отношений для обеспечения устойчивой прибыли (тайное соперничество);

-открытые  скидки с цены на количество, на оптовый характер продаж, по  определенным условиям контракта  (прогрессивная, бонусная, экспортная, сезонная);

-тайные скидки  за особый характер отношений  с партнером при предоставлении  простого права на продажу  на определенной территории, при  продаже товара служащим фирмы-партнера  и др.;

-скидки за "лояльность", предоставляемые  фирмами за отказ покупателей от предложений конкурентов;

-скидки постоянным  покупателям.

Предоставление  лучших условий продажи это скрытая, превращенная форма ценовой конкуренции, осуществляемая путем:

-повышения  качества товара при неизменной  цене (технических параметров: полезного эффекта и пр.), что фактически свидетельствует о снижении цены товара;

-удлинения  срока гарантийного обслуживания (например, если две фирмы предлагают  на рынке легковые автомобили  с одинаковыми техническими характеристиками  и уровнем цен, но одна из  них предлагает более длительный срок гарантии, то, поскольку стоимость гарантийного обслуживания входит в цену, речь идет о предложении товара по более низкой цене);

-предоставления  денежного кредита на лучших  условиях (более низкий уровень  процента на большую часть поставки);

-предоставления  кредита в форме отсрочки платежа  на более длительный срок (иногда  на весь период испытательного  срока эксплуатации оборудования).

-предоставления  более коротких сроков поставки. Такая поставка дает покупателю  возможность быстрее использовать капитал в товарной форме, затратить меньше средств на заем капитала в банке и за счет этого получить дополнительную прибыль. Поэтому поставщик товара при более коротких сроках поставки фиксирует более высокую цену;

-использования  смешанной формы кредитования, предусматривающей предоставление низкопроцентных правительственных кредитов, носящих характер государственной помощи наряду с коммерческими кредитами. Это позволяет фирмам отдельных стран снижать процентные ставки и удлинять сроки погашения кредитов.

Неценовая конкуренция. Использование методов неценовой  конкуренции позволяет крупнейшим фирмам проводить на рынке более  гибкую политику. Можно выделить следующие  виды неценовой конкуренции:

-законные  средства конкуренции;

-полулегальные методы борьбы с соперниками;

-методы ограничения  действий других конкурентов  с помощью средств государственного  регулирования и содействия.

Законные  средства конкуренции включают:

-конкуренцию  по продукту, когда в процессе  дифференциации существующего продукта происходит создание нового продукта, т.е. обладающего новой потребительной стоимостью;

-конкуренцию  по предоставлению услуг, имеющую  особое значение на рынке машин  и оборудования. В комплекс услуг  входит предоставление рекламных  материалов, передача технической документации, облегчающей эксплуатацию оборудования, предоставление услуг по обучению специалистов на предприятии покупателя, техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды.

Полулегальные формы конкурентной борьбы включают:

-экономический  шпионаж;

-подкуп должностных  лиц в государственном аппарате  и в конкурирующих фирмах;

-практику  заключения нелегальных сделок;

-практику  ограничения конкуренции, содержащую  богатый арсенал средств, призванных  обеспечить диктат фирмы-монополии на рынке с целью установления на нем наиболее выгодных условий деятельности. Сюда относится, в частности, практика проталкивания внутрифирменных стандартов в качестве национальных и международных, навязывание выгодных для себя оговорок при продаже прав на использование торговых марок или патентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1. Адамс С.  Красноречивая история. Концерн  "Ларош" против Стенли Адамса: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.

2. Зубарев  И .В., Ключников И.К. Механизм  экономического роста транснациональных корпораций. - М.: Высшая школа, 1990.

3. Лившиц  А.Я. Введение в рыночную экономику. - М.: ТПО "Квадрат",1991.

4. Мироу К., Маурер Г. Паутина власти. Международные  картели и мировая экономика:  Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1984.

5. Можно ли  управлять предприятием вместе?/ Под ред. Фаминского И.П. и Наумова А.И. - М.: Внешторгиздат, 1990.

6. Портер  М. Международная конкуренция:  Пер. с англ. - М.: МО, 1993.

7. Рыночная  экономика: Учебник. - М.: Соминтэк, 1992. -Т. 1.-Ч. 1. - Гл. 5.

8. Смирнов  А.Л., Юрий С. И. Совместное предпринимательство. Банковские и финансовые вопросы. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1992.

9. Терехов  А.В. Свобода торговли. Анализ  опыта зарубежных стран. - М.: Экономика, 1991.

10. Щетинин  В.Д. Опыт транснациональных корпораций  и пути к мировому рынку. - М„ 1990.

11. Семиниченко  А.Н. Конкурентоспособность фирмы.

Информация о работе Конкурентоспособность фирмы