Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:26, реферат
Монополистические структуры и рыночные отношения. Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы.
Монополистические структуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме коммерческой реализации товаров и услуг. Это ведет к формированию определенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной на устранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использования таких рыночных элементов, как цена. издержки производства и обращения, прибыль, кредит, налоги, денежное обращение.»
1. Особенности современных межфирменных отношений
2. Особенности конкуренции в современных условиях
3. Виды конкуренции и применение их в мировой практике
1. Особенности современных межфирменных отношений
Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы.
Особенно обостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках, где конкурентные позиции даже крупнейших монополий не являются устойчивыми (пример мирового рынка автомобилей, где "Дженерал моторе" уступила первое место по продаже автомобилей в США, которое ей принадлежало почти 50 лет, японской компании "Ниссан").
Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка и сохранение сложившегося соотношения сил между ними. Это проявляется в погоне за нововведениями, создании заграничных производст венных предприятий, заключении межфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим прогрессом.
Патентная защита изобретений на международном уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности).
Скрытая ценовая конкуренция осуществляется различными способами. В частности, предоставлением скидок с цены и лучших условий продажи. Предоставляются следующие скидки с цены: тайные простые скидки с официально объявленной цены (прейскурантной, справочной и др.) определенным группам покупателей или отдельным покупателям с целью установления длительных, более устойчивых отношений для обеспечения устойчивой прибыли (тайное соперничество);
-открытые
скидки с цены на количество,
на оптовый характер продаж, по
определенным условиям
-тайные скидки
за особый характер отношений
с партнером при
-скидки за "лояльность", предоставляемые фирмами за отказ покупателей от предложений конкурентов;
-скидки постоянным покупателям.
Предоставление лучших условий продажи это скрытая, превращенная форма ценовой конкуренции, осуществляемая путем:
-повышения
качества товара при
-удлинения
срока гарантийного
-предоставления денежного кредита на лучших условиях (более низкий уровень процента на большую часть поставки);
-предоставления
кредита в форме отсрочки
-предоставления
более коротких сроков
-использования смешанной формы кредитования, предусматривающей предоставление низкопроцентных правительственных кредитов, носящих характер государственной помощи наряду с коммерческими кредитами. Это позволяет фирмам отдельных стран снижать процентные ставки и удлинять сроки погашения кредитов.
Неценовая конкуренция.
Использование методов
-законные средства конкуренции;
-полулегальные методы борьбы с соперниками;
-методы ограничения
действий других конкурентов
с помощью средств
Законные средства конкуренции включают:
-конкуренцию
по продукту, когда в процессе
дифференциации существующего
-конкуренцию
по предоставлению услуг,
Полулегальные формы конкурентной борьбы включают:
-экономический шпионаж;
-подкуп должностных
лиц в государственном
-практику заключения нелегальных сделок;
-практику
ограничения конкуренции,
1. Адамс С.
Красноречивая история.
2. Зубарев
И .В., Ключников И.К. Механизм
экономического роста
3. Лившиц
А.Я. Введение в рыночную
4. Мироу К., Маурер Г. Паутина власти. Международные картели и мировая экономика: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1984.
5. Можно ли управлять предприятием вместе?/ Под ред. Фаминского И.П. и Наумова А.И. - М.: Внешторгиздат, 1990.
6. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. - М.: МО, 1993.
7. Рыночная экономика: Учебник. - М.: Соминтэк, 1992. -Т. 1.-Ч. 1. - Гл. 5.
8. Смирнов А.Л., Юрий С. И. Совместное предпринимательство. Банковские и финансовые вопросы. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1992.
9. Терехов А.В. Свобода торговли. Анализ опыта зарубежных стран. - М.: Экономика, 1991.
10. Щетинин
В.Д. Опыт транснациональных
11. Семиниченко
А.Н. Конкурентоспособность