Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 02:26, реферат
Монополистические структуры и рыночные отношения. Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы.
Монополистические структуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме коммерческой реализации товаров и услуг. Это ведет к формированию определенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной на устранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использования таких рыночных элементов, как цена. издержки производства и обращения, прибыль, кредит, налоги, денежное обращение.»
1. Особенности современных межфирменных отношений
2. Особенности конкуренции в современных условиях
3. Виды конкуренции и применение их в мировой практике
1. Особенности современных межфирменных отношений
-устойчивое
расширение ассортимента
-постоянное проведение НИОКР и освоение их результатов;
-гибкая маневренность ценами, не прибегающая к установлению монопольно высоких цен.
Практика
показывает, что любая крупная
корпорация стремится воспользоваться
выгодами своего положения в производстве,
установить свой диктат на рынке, заняв
господствующее положение. И результат
зависит от фирменной структуры рынка,
от условий и остроты конкуренции на нем.
а также от позиции государства и проведения
им антимонопольной политики. При наличии
антимонопольных законов и отработанного
механизма их использования крупные фирмы,
потенциально готовые к монополизации
рынка, воздерживаются от монополистического
поведения, поскольку опасаются применения
к ним антимонопольных санкций.
Главными субъектами международной конкуренции в современных условиях стали транснациональные корпорации (ТНК), превратившиеся в крупнейшие многоотраслевые комплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевых товарных рынках и имеющие возможности маневрирования на разных рынках в рамках глобальной стратегии ТНК в целом. Это обеспечивает им определенную устойчивость в получении прибылей, особенно в периоды ухудшения хозяйственной конъюнктуры.
Экономической
основой конкуренции стали
-создание
конкурентоспособной продукции,
-использование
при разработке новой
-постоянное
снижение издержек
-согласование с потребителем (на крупные поставки) цен до начала выпуска продукта и установление цен на новую продукцию с учетом условий сбыта на конкретном рынке;
-борьба фирм
за источники сырья
-использование
внутрифирменных связей для
-передача
лицензий и передовой
В монополистической
конкуренции на современном этапе
тесно переплетаются две
• неценовое соперничество в рамках олигополий и стремление к взаимодействию, согласованию, координации действий на рынках;
• конкурентная война против аутсайдеров вплоть до их устранения.
Конкуренция по линии цен и неценовых факторов играет решающую роль в стимулировании НТР, способствует повышению эффективности производства компаний, побуждает фирмы идти на риск нововведений.
В настоящее
время для рыночных условий характерна
насыщенность рынка, обусловленная
быстрой реакцией объемов производства
и цен на изменение спроса. Поэтому
конкуренция выступает в
Специфические черты конкуренции в рамках транснациональных олигополий. Высокий уровень концентрации производства и капитала у фирм-гигантов вносит качественно новые моменты во всю структуру рыночных отношений:
обостряются противоречия и конкурентная борьба на рынке как между фирмами-гигантами и аутсайдерами, так и между самими крупнейшими компаниями;
фирмам-гигантам легче прийти к сговору, достичь компромисса.
Характерной чертой процесса транснационализации капитала является образование олигополий ТНК с высокой степенью сплоченности партнеров. Число ТНК в олигополии невелико и между их членами существуют длительные отношения монополистической конкуренции, имеющей специфические особенности.
Именно олигополистическая
структура обусловливает
В рамках олигополий ТНК координируют свою деятельность в отдельные периоды на основе использования гибких, неформальных методов координации. Наиболее распространена политика так называемых взаимных уступок, в соответствии с которой ТНК сознательно не идут на открытое соперничество.
Экономические отношения между конкурирующими ТНК строятся не на ломке, а на стремлении сохранения сложившегося баланса сил в рамках олигополий на конкретных товарных рынках. Поэтому они обычно не идут на открытую конфронтацию между собой, а стремятся поддерживать рыночное равновесие сил.
В тех отраслях, где олигополии сложились не очень давно, фирмы при меняют тактику подражания, или следования за лидером.
Суть ее состоит в следующем: когда один из членов олигополистической группировки повышает цену или прибегает к расширению производственных мощностей, остальные незамедлительно повторяют этот шаг; если один осваивает новое производство или внедряется в новую отрасль, другие делают то же самое, иначе они могут оказаться в критическом положении, если лидер перейдет к конкурентной войне; когда одни участники олигополии расширяют сеть филиалов за границей, другие следуют за ним на тех же рынках. Эта практика является типичной для отраслей, в которых на восемь крупнейших корпораций приходится 6070% продаж. Практика подражания в области заграничных инвестиций характерна как для американских, так и для японских и германских ТНК.
Тактика лидерства в ценах эффективно применялась в 60-70е годы, когда монопольно-регулирующие силы в промышленности наиболее ярко проявились в сфере взаимодействия или прямого согласования рыночной, особенно ценовой политики, создавались системы прейскурантных цен, которые были приблизительно одинаковы по величине и изменялись синхронно.
В 80е годы тактика ценового лидерства в таких отраслях, как радиотехническая, пищевая, текстильная, практически потеряла свое значение, поскольку в этих отраслях появилось много новых конкурентов. Это касается также и автомобильной промышленности.
Если раньше
ценовая конкуренция была направлена
преимущественно на устранение небольших
компаний, то теперь она обострилась
между крупнейшими
В современных условиях монопольное положение немногих крупнейших фирм позволяет им целенаправленно, планомерно подавлять хотя и менее мощных в финансовом отношении, но вполне конкурентоспособных по технико-экономическим параметрам продукции соперников, причем методами экономического давления, насилия.
Усилилась конкурентная борьба монополий с аутсайдерами путем установления труднопреодолимых экономических барьеров на перелив капитала из одной отрасли в другую. Можно выделить несколько типов таких барьеров:
барьеры, определяемые
размерами производственных комплексов
для оптимального (рентабельного) производства.
В автомобильной
барьеры, связанные с наукоемкостью продукции ряда отраслей, таких, например, как электронное машиностроение. Здесь требуются не просто крупные единовременные расходы на НИОКР, но и накопление соответствующей информации и опыта;
патентная монополия, благодаря которой ТНК получают исключительные права на все виды технической и коммерческой эксплуатации технологии на 1520 лет, т.е. на срок действия патента:
внутрифирменный обмен, предполагающий предоставление подконтрольным предприятиям особых преимуществ на конкретных рынках в условиях острой конкуренции (займы, субсидии), способствующих капиталовложениям своих предприятий и препятствующих переливу капиталов конкурентов.
Существенно изменились экономические методы во взаимоотношениях крупных фирм с мелкими и средними компаниями.
Процесс монополизации не приводит к ликвидации и не уменьшает масштабов немонополизированного сектора. Средние и мелкие фирмы не только могут достаточно стабильно удерживать за собой различные традиционные сферы производства и услуг, но и, что особенно важно, захватывают позиции в новых областях, непосредственно связанных с научно-техническим прогрессом. Многие из так называемых венчурных компаний, создаваемых для прикладных научно-технических разработок и их внедрения в производство, выступают как независимые фирмы.
Экономической основой конкурентной борьбы в современных условиях стала крупная собственность, объединенная в рамках ТНК. Производство и сбыт товаров в большинстве отраслей оказались в руках небольшой группы крупнейших компаний, которые, установив контроль над производством и сбытом товаров, диктуют монопольные цены и поддерживают их на высоком уровне. Наряду с экономическими методами конкуренции ТНК широко применяют прямое насилие, бойкот, принудительные слияния и другие методы давления на конкурента.
Роль конкуренции,
особенно ценовой, в последние два
десятилетия значительно
Участники транснациональных олигополий, обладающие примерно одинаковым потенциалом и в равной мере не желающие внедрения новичков, отказываются от разрушительной ценовой конкуренции как главного орудия соперничества. При примерном равенстве финансово-технологических ресурсов конкурирующих компаний использование ценовых методов борьбы обходится слишком дорого, а главное, практически не может привести ее инициаторов к победе.
Фронтальное наступление на основе снижения цен внутри транснациональных олигополий применяется обычно лишь при возникновении радикальных сдвигов в соотношении сил, когда резко возросшая конкурентоспособность отдельных ТНК дает им возможность перекраивать сферы влияния (например, японские автомобильные и электротехнические фирмы на рынке США).
Формы и методы конкуренции. В зависимости от применяемых методов различают три основные формы конкурентной борьбы: ценовую, неценовую и свободную конкуренцию.
Ценовая конкуренция
применяется в основном в соперничестве
между фирмами-монополиями и
Открытая
ценовая конкуренция
аутсайдерами
в соперничестве с фирмами-
крупными фирмами в ответ на действия конкурентов-аутсайдеров. Возникает война цен. Это характерно для рынков многих новых товаров (например, на рынке запоминающих устройств американские фирмы снизили цены: "Дэйта дженерал" на 68%, "Перкин Элмер" на 61%, "Хьюлетт Паккард" на 37%);
фирмами-монополиями как установление барьера против выхода на рынок новых потенциальных конкурентов, а также с целью вытеснения конкурентов с рынка. Здесь осуществляется временное понижение цен, после которого цены вновь повышаются иногда до уровня выше прежнего;
внутренними картелями стран-импортеров путем согласования уровня импортных цен;
крупными компаниями при выходе на новые для них рынки с целью захвата монопольных позиций, дающих возможность диктовать условия сбыта. Это наиболее характерно для рынков товаров с еще неустоявшейся фирменной структурой, в производстве которых функционирует большое число фирм. Здесь отмечаются внезапные резкие снижения цен, особенно на новые товары (обычно фирмы объявляют о снижении цен на 20, 40 или 60%). Основная причина такого снижения цен попытка расширить долю фирмы на рынке.