Конкурентноспособность международных компаний в новой экономике.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 06:44, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в выработке рекомендаций механизма конкурентоспособности международной компании в новой экономике.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки:

раскрыты методологические предпосылки построения теории международных компаний;

- проанализированы теоретические подходы к комплексному исследованию международной компании как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

- определены понятия международной окружающей среды бизнеса и ее факторов, обусловленных развитием информационных технологий;

выявлены основные факторы конкурентоспособности международных компаний в метасреде новой экономики;

разработаны предложения по формированию и развитию конкурентных преимуществ белорусских компаний в условиях новой экономики.

Работа содержит 1 файл

Конкурентноспос МК.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Целью Программы  является выработка основных направлений  и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

Данная цель реализуется через завершение процессов развития институтов переходного периода в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики и мировым тенденциям. Одной из приоритетных задач структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики в рассматриваемой сфере является снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Необходимо отметить, что в настоящее время разработаны  и выбраны рациональные направления в сфере повышения конкурентоспособности. В частности, такое конкурентное преимущество, как развитый научно-технический потенциал, планируется расширять посредством создания комплексных научно-производственных центров по разработке и освоению прорывных технологий и налаживанию новой конкурентоспособной продукции. Данное направление включает бюджетную поддержку науки и инноваций, поддержку малого инновационного предпринимательства. Приоритеты структурной перестройки с учетом данного преимущества отдаются развитию производств, основанных на технике и технологии, обеспечивающих выход на мировой рынок и обуславливающих рост доли добавленной стоимости.

Целесообразно выделить стратегические приоритеты структурной  перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь во внешнеэкономической сфере:

- четкая регионально-страновая  ориентация и экономическая выгода  от внешней торговли;

- выход на  новые международные рынки и  диверсификация структуры экспорта  на традиционных рынках;

- перевод методов государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

- защита интересов  и обеспечение равных условий  функционирования на мировом рынке;

- увеличение  в производимой продукции добавленной  стоимости путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и  рационального импортозамещения;

- улучшение правовых  условий, механизмов привлечения  и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала.

Таким образом, совершенствование макроэкономических условий внешнеэкономической деятельности будет зависеть от решения вопросов, направленных на повышение эффективности отечественных предприятий и конкурентоспособности белорусских товаров.

Повышение международной  конкурентоспособности белорусских  товаропроизводителей может быть обеспечено за счет:

- совершенствования  механизма стимулирования эффективного  использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из высокоразвитых стран;

- привлечения  инвестиций для модернизации  технологий и снижения энергоемкости  и материалоемкости производства;

- развития экспорта  национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов;

- развития конкурентоспособной  транспортной системы на международном  рынке транспортно-экспедиционных  услуг;

- упрощения процедур  во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;

- улучшения качества  управления предприятиями, в том  числе путем поиска эффективного собственника;

- обеспечения  соответствия белорусской экспортной  продукции международным стандартам  путем создания на предприятиях  систем управления качеством  на базе международных стандартов  серии ИСО 9000;

- развития систем  сертификации и качества экспортной продукции, признанных в мире, установления требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000;

- создания дополнительных  условий для стимулирования производства  экспортной продукции с использованием  опережающих технических идей  и решений, наукоемких, энерго- и  ресурсосберегающих технологий, в  том числе в рамках льготного кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.; проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях;

- обеспечения  правовой защиты технических  решений и патентной чистоты  объектов экспортных поставок  на основе осуществления патентования  отечественных разработок.

В то же время, среди  факторов, сдерживающих экономическое  развитие и повышение конкурентоспособности, необходимо назвать изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы.

Таким образом, анализ результатов теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка.

В современных  условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования - важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.

Заключение

На основании  изложенного материала можно  сделать следующие выводы.

Существует достаточно большое количество определений  и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Только собрав воедино все факторы, влияющие на конкурентоспособность фирм, мы можем  судить об их уровне в мировой экономике.

Факторы представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы, а также в стране ее базирования. В зависимости от конкретных значений (параметров) этих факторов фирма может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентного преимущества условия производства.

Конкурентоспособность отдельной фирмы (предприятия), с  одной стороны, зависит от конкурентоспособности  национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет ее конкурентоспособность.

Анализ результатов  теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволил сделать вывод  о том, что наиболее важными факторами  роста конкурентоспособности международных  компаний Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка.

В современных  условиях конкурентоспособность учитывает  не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность  практически внедрять инновации. Высокий  уровень образования - важный двигатель  национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.

В настоящее  время в Беларуси созданы объективные  условия для экономического роста  и повышения уровня жизни населения. Эти успехи позволяют надеяться на успешное решение задач по росту конкурентоспособности международных компаний и страны в целом.

Список используемых источников

1. Гаршенина  Е.Л. Востоковедный сборник (выпуск  второй). М. 2001. 374 с.

2. Говорова Н.  Конкурентоспособность - основной  фактор развития современной  экономики // Проблемы теории и  практики управления. 2006. №4. С. 5

3. Давыденко  Е.Л. Международные экономические  отношения. Минск: Изд-во Белорус.  Гос. Ун-та, 2001. 87 с.

4. Дементьева А.Г. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. 2000. №3. С. 64-67.

5. Климович Л.А.  Конкурентоспособность международной  фирмы/ БелИСА. Мн., 1998. 81 с.

6. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика:  Теория и политика - М.: Экон. Фак. Моск.гос. ун-та: ЮНИТИ, 1997. 769 с.

7. Мовсеян А.Г., Огнивцев С.Б. Интернет-экономика  // Экономика XXI века. 2000. №8. С. 109-122.

8. Молоток Е.Н.  Принципы маркетингового исследования  конкуренции на рынке. М., 2002. 251 с.

9. Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2020 года. Мн: «Юнипак», 2004. 167 с.

10. Новикова И.В.  Глобализация и рынок: Поиски  стратегии экономического развития  в ХХI веке. Мн. Изд-во Акад.упр.  при Президенте респ. Беларусь, 2001. 167 с.

11. Черченко Н.В.  Этапы формирования конкурентоспособности  национальной экономики // Вестник  БГУ. Сер. 3. 2005 №3 с 72-75.

Информация о работе Конкурентноспособность международных компаний в новой экономике.