Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
По характеру правовая форма собственности является частной.
Ассортиментная политика фирмы «Лидер» направлена на качественный товар, соответствующий требованиям рынка.
Основными целями коммерческой деятельности фирмы «Лидер» является получения прибыли путем реализации слабоалкогольных напитков и формирование базы постоянных клиентов. Как известно из «правила Парето» 20% постоянных покупателей дают 80% прибыли.
Кроме главных целей коммерческой деятельности фирмы «Лидер» есть еще и сопутствующие. Это — получение наибольших доходов и (или) расширение деятельности предприятия.
В структуре торгового ассортимента фирма «Лидер» в 2010 г. по поставкам слабоалкогольных напитков заняла 31 %.
В обществе создается резервный фонд в размере 100 % от его уставного капитала, который предназначен для покрытия убытков, а также для выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Органами управления общества являются: общее собрание акционеров - высший орган управления; совет директоров; генеральный директор - исполнительный орган.
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, которой определяют объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.
2.2 Анализ конкурентности предприятия ООО «Лидер»
Предприятия функционируют в определенных условиях, которые составляют предпринимательскую (или бизнес) среду.
Внешняя среда - независима от самих предпринимателей, по отношению к предприятию является средой объективной и функционирует независимо от желаний руководителей фирм.
По результатам исследования деятельности конкурентов производится количественная оценка уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, выявление конкурентных преимуществ. Такой оценке предшествует анализ сильных и слабых сторон конкурентов и предприятия.
SWOT-анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер, анализ стратегических и тактических возможностей, разработку мероприятий по нейтрализации угроз, минимизации слабых сторон.
Использование SWOT-анализа для комплексной оценки рыночного положения и перспектив деятельности рассмотрим в ниже приведенной таблице .
Таблица 1 - SWOT-анализ предприятия ООО «Лидер»
Возможности |
Сильные стороны |
Расширение диапазона возможных товаров |
Продукция высокого качества |
Появление новых видов технологий в сфере производства |
Оптимальная организационная структура |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей |
Надежная сеть распределения |
Постоянное улучшение производственных технологий | |
Угрозы |
Слабые стороны |
Появление конкуренции («Балтика», «Сибирская Корона») |
Ограниченность финансов |
Сложность планирования и контроля отдельных статей затрат |
Высокая себестоимость продукции |
Появление иностранных конкурентов (Китай) с товарами низкой стоимости (китайское пиво «Голубой Лев» |
Слабые производственные мощности, не позволяющие значительно повысить объем производства |
Рост цен на ГСМ |
Проблемы повышения эффективности сбытовой деятельности |
Таким образом наибольшее отрицательное влияние на деятельность предприятия оказывают более низкие издержки у конкурентов, как следствие отсутствие ценового преимущества перед конкурентами (-200), ужесточение конкурентной борьбы, которое проявляется в активизации и совершенствовании сбытовой политики у конкурентов (-150). Наряду с факторами прямого воздействия очень сильное воздействие (-200) оказывает изменение экономической ситуации в стране и регионе, в частности рост цен на ГСМ.
Таблица 2 - Оценка отрицательного влияния внешней среды на предприятие
Факторы внешней среды, влияющие на предприятие |
Значимость факторов |
Влияние факторов |
Суммарное воздействие |
Ограниченность финансов |
5 |
-40 |
-200 |
Слабые производственные мощности |
2 |
-20 |
-40 |
Ужесточение конкуренции |
5 |
-30 |
-150 |
Ухудшение экономической ситуации |
4 |
-10 |
-40 |
Рост цен на ГСМ |
5 |
-40 |
-200 |
Что касается внутренних факторов, оказывающих наибольшее отрицательное воздействие на деятельность предприятия, то таковыми являются сложность системы планирования на предприятии, как следствие неэффективная сбытовая деятельность.
Таким образом, общим выводом из проделанного анализа можно считать то, что главным ограничением в повышении эффективности деятельности предприятия является отсутствие четкой и отлаженной системы планирования.
Для стратегической перспективы особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ.
Оценка интенсивности воздействия внешней среды на организацию представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка интенсивности воздействия внешней среды.
Факторы |
Важность |
Направление влияния |
Степень влияния |
Степень важности для компании |
Косвенного воздействия | ||||
политика |
0,01 |
+1 |
2 |
+0,02 |
экономика |
0,23 |
-1 |
1 |
-0,23 |
НТП |
0,04 |
+1 |
2 |
+0,08 |
социальный фактор |
0,16 |
-1 |
3 |
-0,48 |
Прямого воздействия | ||||
поставщики |
0,12 |
+1 |
4 |
+0,48 |
конкуренты |
0,3 |
-1 |
5 |
-1,5 |
потребители |
0,5 |
+1 |
5 |
+2,5 |
Таким образом, наиболее
интенсивное воздействие
Основным фактором, который может негативно повлиять на сегмент рынка продаж в перспективе, рост конкуренции, выпускающих аналогичную продукцию. В целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции проводится системный анализ рынка продаж, в том числе ценовой политики, разрабатываются программы по продвижению продукции на рынке. Систематически осуществляется контроль над себестоимостью с целью повышения конкурентоспособности продукции.
Заключение
Подводя итог вышесказанному,
можно сделать следующие выводы
1.Конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
2.Роль конкуренции на рынке:
–конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.
–конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг.
–конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.
3.Совершенная конкуренция
обладает следующими
–фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию.
–отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции.
–для входа (выхода) на рынок совершенной конкуренции не существует никаких препятствий.
В результате изучения конкурентности ООО «Лидер» на рынке , а также анализ финансовой отчетности, произведенный в рамках данной работы показал достаточно высокий потенциал предприятия.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей
Я считаю, что именно с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.
Список литературы
1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник: Рек. Мин обр. РФ. - 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Проспект, 2004. – 536 с.
2 Курс экономической теории : Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие. – М.: ДИС, 2006. – 735 с.
3 Курс экономической теории : учебник: Рек. Мин. Обр. РФ / общ. Ред. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2006, 2007. - 832 с.
4 Литвинцева
Г.П. Институциональная
5 Макконел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.: учебник: пер. с англ./ К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – 13-е изд. – М.: Инфра-М, 2008. Т. 1. – 486 с.
6 Сажина М.А. Экономическая теория: учебник для вузов: Рек. Мин. Обр. РФ / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: НОРМА, 2009. – 672 с.
7 Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учеб. пособие: Рек. Мин. Обр. РФ / ред. О.Ю. Мамедов. – 6-е изд.. – Ростовн/Д: Феникс, 2007. - 412 с.
8 Экономика: учебник: Рек. Мин. Обр. РФ / Ред. А.С. Булатов. – 3-е изд., перераб и доп.. – М.: Экономистъ, 2003.- 896 с.
9 Бунина С.А. Курс «Экономическая теория» («Экономика»): учебно-метод. Пособие / С.А. Бунина, Л.И. Гриценко, Ю.А. Праскова. – Благовещенск, 2002.
10 Кулешова А.Б.
Конкуренция в вопросах и
11 Портер М.Э. Конкуренция. Пер. с англ. / М.Э. Портер: учеб. пособие. М.: 2004. – 330 с.
Приложение №1
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия | |
Количество фирм производящих продукт |
Много независимых фирм; нет контроля по рынкам |
Много фирм, производящих сходные товары/услуги |
Несколько фирм, производящих товары/услуги |
Один продукт и одна фирма |
Контроль над ценами |
Нет.Цены определяются рынком |
Влияние ограничено возможностью замены |
Существует влияние ценового лидера |
Практически полный контроль |
Товарная дифференциация |
Нет.Продукты не различимы по свойству и качеству |
Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка |
Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных |
Нет |
Лёгкость входа |
Относительный лёгкий вход и выход |
Относительный лёгкий вход и выход |
Трудный. Часто требует больших инвестиций |
Очень трудный |
Пример |
Рынок ценных бумаг |
Наиболее распространенный вид конкурентной среды |
Автомобили, бензин |
Электроэнергия, газ |