Конкуренция и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она  выступает в различных формах и осуществляется разными способами. XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее  время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции. Предметом курсовой работы - является изучение понятия и сущности конкуренции. Указанная цель конкретизируется в следующих задачах: раскрыть сущность конкуренции, выявить виды конкуренции, анализировать конкуренцию предприятия ООО «Лидер» .

Содержание курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, описывается ее роль на рынке, также ведется речь о видах конкуренции по состоянию рынка – совершенной и несовершенной конкуренции. В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Рассматриваются виды конкуренции по способам соперничества – ценовая и неценовая. Во второй главе на примере действующего предприятия ООО «Лидер» я сделала анализ его внешней среды, одним из важнейших факторов которой является наличие конкуренции. Объектом курсовой работы – является ООО «Лидер». Данная тема актуальна на сегодняшний день и во все времена, так как функционирование торговли происходит на протяжении многих веков жизни человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и  сущность конкуренции

1.1 Понятие конкуренции. Конкурентность рынка

 

Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Существуют и другие определения конкуренции. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

 

  • состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
  • состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
  • состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
  • это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
  • соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
  • соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

Конкуренция - это та самая  «невидимая рука» рынка, которая  координирует деятельность его участников.

Конкуренция выступает  в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

Понятие конкуренции  настолько многозначно, что оно  не охватывается каким-либо универсальным  определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Конкуренция относится  к неконтролируемым факторам, которые  воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться  организацией.

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Конкурентность рынка.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

 

1.2. Классификация конкуренции

 

Существует множество  критериев и подходов к классификации  конкуренции.

Исходя из степени  дифференциации товара конкуренция  подразделяется:

  • на однородную, гомогенную (без дифференциации),
  • разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).

Если учитывать степень  свободного проникновения в отрасль, конкуренция подразделяется на:

  • открытую, 
  • закрытую
  • и полузакрытую.

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором  она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:

  1. Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
  2. Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.
  3. Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.

В зависимости от степени  антагонизма выделяют конкуренцию  без крайностей и  с нарушением норм действующего законодательства

И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества.

 

 

Таким образом, мы дали определение  конкуренции, раскрыли некоторые ее функции и выделили несколько  критериев и подходов к классификации  конкуренции. Последняя схема, показывающая классификацию конкуренции по способам соперничества и состоянию рынка, будет взята нами за основу при рассмотрении видов конкуренции в последующих главах.

 

1.3 Виды и типы конкуренции

Совершенная конкуренция.

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

  • количество продавцов и покупателей;
  • характер продукции;
  • условия входа/выхода на рынок;
  • информация и мобильность.

 

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице:

 

Структура рынка

Количество

продавцов и покупателей

Характер

продукции

Условия входа/

выхода на рынок

Информация

и мобильность

1. Совершенная

конкуренция

Множество мелких продавцов и покупателей

Однородная

Просто. Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам информации

2Несовершенная конкуренция:

Монополия

Одна фирма-продавец и  множество покупателей

Однородная

Барьеры на входе

Полная информация и  мобильность

Монополист.

конкуренция

Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов

Разнородная

Отдельные препятствия  на входе

Полная информация и  мобильность

Олигополия

Ограничен. число продавцов  и множество покупателей

Разнородная и однородная

Возможны отдельные препятствия на входе

Некоторые ограничения  по поводу информации и мобильности


 

Совершенная конкуренция.

Рассмотрим характерные  черты совершенной конкуренции.

1. Основной чертой  чисто конкурентного рынка является  наличие большого числа независимо  действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке.

2. Конкурирующие фирмы  производят стандартизированную,  или однородную, продукцию. При  данной цене потребителю безразлично,  у какого продавца покупается  продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. На совершенно конкурентном  рынке отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над ценой продукции. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства.

Информация о работе Конкуренция и ее виды