Конкуренция, ее виды и экономическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить конкурентоспособность ООО «...».
Задачи:
 дать понятие конкуренции и показать ее функции;
 исследовать виды конкуренции;
 показать значение конкуренции в рыночной экономике;
 исследовать понятие конкурентоспособности фирмы;
 показать конкурентоспособность ООО «...».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конкуренция, ее место и роль в современной экономике…….….….5
1.1. Понятие и функции конкуренции……………………………..…………….5
1.2. Виды конкуренции……………………………………………………..……8
1.3. Значение конкуренции в рыночной экономике………………………….15
Глава 2. Конкурентоспособность фирмы ООО «Евродом»……………....…19
2.1. Понятие конкурентоспособности фирмы………………………………..19
2.2. Конкурентоспособность ООО «Евродом»…………...……….………….21
Заключение……………………………………………………………….………29
Список используемых источников……………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность фирмы может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции [15].

Модель пяти сил (направлений) конкуренции – это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ [6, с.87].

Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм – потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.

Одним из наиболее эффективных методов усиления позиции фирм – покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами – производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку [10, с.13].

Конкурентная сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия – потребители инвестиционных товаров, а также физические лица – конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Для обеспечения устойчивого гарантированного спроса на свою продукцию и реализацию ее на благоприятных условиях фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров.

Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Конкурентная сила фирм, производящих товары-заменители, зависит, прежде всего, от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие конкуренции со стороны товаров-заменителей – это, прежде всего, улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей.

Сила соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами приобретает специфический черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новой технологии. Конкуренция принимает явно выраженный наступательный, агрессивный характер, когда с появлением новых видов товаров формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые сулит возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой [7, с. 76]

 

2.2.  Конкурентоспособность  ООО «Евродом-Вологда»

 

Прежде  всего,  необходимо  сказать  о  самой  фирме  «Евродом- Вологда».  Это  вологодский  филиал  компании  «Евродом»  с  центральным  офисом  в  г. Череповец.  ООО  «Евродом-Вологда»,  основанная  в  2003 году.  Направление  деятельности  компании  Евродом – продажа  импортных  товаров  для  ремонта  и  строительства  жилья  из  Европы. К  этим  товарам  относятся светопрозрачные конструкции, жалюзи, рольставни, автоматические ворота для гаражей.  ООО «Евродом-Вологда»  известна  в  первую очередь именно как производитель и поставщик светопрозрачных  конструкций. В Вологде  находится  цех  по  производству  светопрозрачных  конструкций,  для  рядового потребителя  более  известных  как  пластиковые  окна. Хотя к светопрозрачным конструкциям относятся: окна и остекленные двери (входные и балконные); светопрозрачные фасады; зимние сады; витражи и витрины; элементы остекления крыш; атриумы; остекленные балконы и лоджии; остекленные внутренние двери и перегородки; элементы междуэтажных перекрытий и лестничных площадок. И все это можно  заказать в ООО «Евродом-Вологда». Адрес фирмы: г. Вологда, ул. Чехова, 4  и  ул. Ленинградская, 97.  Кроме  светопрозрачных  конструкций  в  офисах  ООО «Евродом-Вологда»  продается  фурнитура,  металлоконструкции, гардеробные системы, раздвижные перегородки  и сопутствующие товары,  что делает  бизнес  компании  более  прибыльным  и  стабильным.

Следует более подробно остановиться на конкурентных  преимуществах  ООО «Евродом-Вологда».

Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов.

В основном ООО «Евродом-Вологда» использует материалы  германской фирмы Deceuninck. Концерн Deceuninck является международной интегрированной группой компаний, специализирующейся на производстве компаунда, проектировании, разработке, экструзии, конечной обработке оконных систем из ПВХ, профилей, уплотнений и продукции на основе композитного материала для строительной промышленности. С течением времени Deceuninck сумел занять лидирующие позиции в своем секторе по всему миру. Благодаря проведению эффективной экспансии и инновационной продуктовой политики концерн Deceuninck значительно вырос за последние 10 лет.

Компания представляет клиентам широкую гамму основных и вспомогательных профилей для строительства и ремонта. Продажа  и  установка  потребителям  пластиковых  окон  является  основным  элементом  реализации  светопрозрачных  конструкций.  Это  происходит  в  силу  того,  что  подавляющая масса  квартир  вологжан,  да  и  всех  граждан  РФ являются  маломерными,  что  определяет  малую потребность в применении всех остальных светопрозрачных конструкций. Металлопластиковые  профили для окон «Фаворит», «Баутек» и «Форвард», которые использует «Евродом-Вологда» в оконном производстве, разработаны специально для российского рынка, с возможностью использования даже в районах крайнего Севера. Преимущественно для остекления помещений используется пятикамерный профиль «Фаворит». Он обеспечивает отличные показатели теплозащиты, в результате чего достигается оптимальная величина коэффициента сопротивления теплопередаче м2°С/Вт – 0,78.

Система также обеспечивает хорошие показатели звукозащиты и производит простой водоотвод через наружную предкамеру. Камеры, в которых размещено армирование профилей, расположены таким образом, что, благодаря применению соответствующих металлических оцинкованных профилей, выполняются практически все статические требования в оконном производстве. Упорные уплотнения, проходящие по всему контуру коробок и створок, идентичны. Широкие поверхности примыкания уплотнений обеспечивают отличные показатели водо- и воздухопроницаемости и гарантируют коэффициент воздухопроницаемости до 0,1 мЗ/час*м, что многократно перекрывает предписанные минимальные требования по DIN 18055. Гарантия на профиль, представляемая производителем, равнозначна расчетному сроку службы здания. ООО «Евродом-Вологда» оснащает свои изделия фурнитурой производства немецкой фирмы «GU», признанного лидера в данной области деятельности.

Таким образом, у «Евродом-Вологда» существует серьезное  конкурентное преимущество в виде качественных комплектующих,  поставляемых  известными  фирмами  Германии.  К  тому  же,  изготовление  светопрозрачных  конструкций,  как это  было  уже  сказано,  производится  на промышленном оборудовании в г. Вологде. Это гарантирует  качественность  изготовления  изделий  и  дает  ООО «Евродом-Вологда»  серьезные  основания  для  того,  чтобы  потребитель  поверил  в  качество  продукции.

Конкурентная сила покупателей. Потребители продукции ООО «Евродом» делятся на две группы. Первая группа – это оптовые покупатели, заказывающие остекление домов. Таких покупателей не много, они хорошо разбираются в продукте, который приобретают, но требуют значительных скидок. При этом качество продукции для них является значимым параметром. Вторая группа потребителей представлена розничными (конечными) покупателями и мелкими посредниками. В этом сегменте сила покупателя незначительна и практически исчезает при формировании бренда.

Таким  образом, конкурентная сила покупателей не является слишком  сильно мешающей ООО «Евродом-Вологда», т.к. покупатели голосуют  своими  деньгами  за  продукцию  фирмы.  Как  уже  было  сказано,  фирма  «Евродом-Вологда»  предоставляет  дополнительные  услуги  при  установке  пластиковых  окон  и  дает  длительную  гарантию  на  свои  изделия.  Кроме  того,  торговля  сопутствующими товарами дает дополнительный  и  немалый  доход  фирме,  что  позволяет  сгладить  негативные  сезонные  колебания  в  производстве  светопрозрачных  конструкций.  Именно  торговля  товарами  для  строительства  и  ремонта  жилья  является  важным  подспорьем  в  деятельности  ООО  «Евродом-Вологда».

Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок товаров и услуг. Не следует считать рынок светопрозрачных конструкций и  строительных  материалов  Вологды  полностью  насыщенным,  напротив,  в  наш город активно стремятся многие  фирмы,  которые  готовы  предоставить  потребителю  новые  качественные  товары  или  товары  произведенные  из  новых  материалов.  Касательно  рынка  светопрозрачных  конструкций  основным  конкурирующим  товаром  являются  окна  из  дерева.  Данные  светопрозрачные  конструкции  выполнены  по  новой  технологии,  нежели  те,  которые выпускались  еще совсем  недавно. Стеклопакеты,  выполненные на основе дерева, являются более экологичными и привлекательными для  потребителя,  но  основным  недостатком  данного  вида  светопрозрачных  конструкций является их более высокая цена. Но как уверяют  производители,  это  временное  явление,  в  ближайшем  будущем  цены  на  деревянные  стеклопакеты  неизбежно  упадут  по  причине  обострения  конкуренции. Это произойдет тогда, когда на вологодский рынок придут  производители с новыми технологиями, позволяющими удешевить  производство деревянных стеклопакетов. Пока их деятельность  ограничивается  Москвой  и  Санкт-Петербургом,  но  этот  рынок  будет  достаточно  быстро  насыщен  и  наступит  время  регионов.  Следует  указать на то, что привлекательность деревянных стеклопакетов для  вологодского  потребителя  будет  очень  высокой  и  неизбежно  сложится  такая  ситуация,  при  которой  пластиковые  стеклопакеты  будут  являться  принадлежностью офисных помещений, а деревянные стеклопакеты – принадлежностью жилых помещений. К слову сказать, деревянные  стеклопакеты устанавливаются в 75% жилых помещений европейских  стран. 

Сила соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ.

В настоящее время в Вологде действует несколько десятков фирм,  занимающихся производством и установкой пластиковых окон, что  определяет достаточно серьезную конкуренцию по ценам и  предоставляемым  услугам.

В  данном  обозрении  будут  представлены  только  наиболее  крупные  производители:

1. ПФ «Профиль-шаг». Благодаря многолетнему опыту работы занимает прочные позиции среди производителей окон ПВХ и участвует в остеклении многих известных объектов Вологодской области.
При производстве металлопластиковых изделий использует комплектующие Монблан, ROTO. Имеет собственное производство металлопластиковых изделий, стеклопакетов.

2. «Каприкорн»  – дилер одноименной фирмы в Санкт-Петербурге, который в Вологде окна не производит, а только осуществляет монтаж готовых изделий, производимых в Санкт-Петербурге.

3. «ПластКом», предлагающий изделия из профиля «Gealan» (Германия). Эта система оконных профилей предусматривает одинарное уплотнение в соединении створка-рама. Технология производства стеклопакетов предусматривает герметизацию силиконом, что на порядок снижает его влагостойкость. Предприятие имеет слабый технический информационный сервис со стороны немецких поставщиков.

Также на рынке г. Вологды в области пластиковых окон представлена продукция следующих небольших фирм: ООО «Окна ОК», ООО «Декоратор», ООО «Окна 21 века», ЗАО «Стеклопакет», ООО «Стиль Пласт» и др.

Анализ цен конкурентов (изготовление плюс монтаж) на продукцию по состоянию на 01.01.11 г.:

 

Цены конкурентов за 1 руб./м2 пластиковых оконных блоков, руб.

 

 

«Профиль-шаг»

«ПластКом»

«Каприкорн»

Пластиковые окна

10000

12000

13500

Информация о работе Конкуренция, ее виды и экономическое значение