Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:50, реферат
За рубежом охрана конфиденциальной информации или сведений, составляющих коммерческую тайну, всегда имела особое значение, т.к. утеря такой информации наносит большой экономический ущерб, а в ряде случаев может поставить под угрозу существование отдельных предприятий. По данным экспертов только в США ежегодные потери от утраты конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну предпринимательского сектора, достигают нескольких миллиардов долларов. Мировой опыт свидетельствует о том, что зарубежные фирмы тратят до 10–15% своих расходов на мероприятия по защите коммерческой тайны.
Во-вторых, у нанимателя могут возникнуть определенные трудности с возмещением убытков, связанных с незаконным разглашением коммерческой тайны, поскольку ее разглашение чаще всего приводит к убыткам, основная часть которых приходится на упущенную выгоду. В этой связи нанимателю удобнее будет воспользоваться гражданско-правовыми мерами ответственности за неисполнение обязательств.
Соглашение о неразглашении коммерческой тайны целесообразно заключать при приеме на работу, пока работник заинтересован в ней. В процессе увольнения он может отказаться от подписания предложенных ему документов.
Если лицо, не являющееся
работником компании, получает доступ
к сведениям, составляющим коммерческую
тайну, обязанность о ее неразглашении
также должна быть предусмотрена
в заключенном с ним договоре.
В соответствии с действующим
законодательством указанные
Несанкционированное разглашение тайны может нанести большой экономический вред. Организационные и технические мероприятия по предупреждению утечки тайны обеспечивают службы безопасности, а правовые средства использует юридическая служба. К числу первоочередных организационных необходимо отнести создание служб безопасности и организацию специального делопроизводства, включающего в себя классификацию документов по степени и срокам их секретности, соответствующий учет, хранение, использование, уничтожение документов или их рассекречивание; оптимальное ограничение числа лиц, посвящаемых в коммерческие секреты предприятия, соблюдение ими правил пользования конфиденциальной информацией. Организационные мероприятия иногда включают разработку и распространение ложной легенды о производственной деятельности субъекта хозяйствования с целью введения конкурентов в заблуждение и, таким образом, защиты действительных производственных секретов и деловой информации. В производственных корпусах определяются места, где необходимо ограничить посещение своих работников и посетителей, а также, где установить дополнительные двери, запоры, сигнализацию. Во многих организациях посетителям выдаются разовые карточки (пропуска) гостя, размещаемые на груди или на лацкане пиджака, либо технологические халаты отличительного цвета. Некоторые помещения в любом случае должны оставаться недоступными для посещения всеми без исключения посторонними лицами, а также сотрудниками организации, не допущенными к работе с ее секретами. Обязательство о неразглашении коммерческой тайны компании может быть включено отдельной главой в текст гражданско-правового договора.
2.2 Требования, предъявляемые
к сотрудникам, владеющим
Работники субъекта хозяйствования
и лица, заключившие гражданско-
Указанные лица вправе передать конфиденциальную информацию третьим лицам в случае привлечения их к деятельности, требующей знания такой информации, только в том объеме, который необходим для реализации целей и задач субъекта хозяйствования. Передача информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования, может осуществляться иным лицам по решению либо с согласия руководителя субъекта хозяйствования безвозмездно или за плату. В этом случае, если соглашением не установлено иное, лицо, которому передана информация, составляющая коммерческую тайну, может использовать ее без права разглашения третьим лицам.
Передача третьим лицам
информации, являющейся коммерческой
тайной, влечет за собой установленную
законодательством
Руководитель субъекта хозяйствования несет персональную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны.
2.3 Защита информации, составляющей коммерческую тайну
Следует отметить, что защита информации, имеющей коммерческую ценность, это общемировая проблема. По оценкам экспертов только в США ежегодный урон американского бизнеса от утери технологических и деловых секретов составляет более 40 млрд. долларов. Поэтому на мероприятия по охране научно-технической информации американским предпринимателям приходится тратить до 20% от суммы расходов на НИОКР (примерно 10-15 млрд. долларов США в год). В целом расходы на мероприятия, связанные с охраной коммерческой тайны, составляют до 10-15% всех расходов коммерческих организаций.
Мировая практика выработала
систему охраны (защиты) коммерческой
тайны. Охрана (защита) коммерческой тайны
– это комплекс правовых, организационных,
технических, финансовых и иных мер,
проводимых организацией с целью
предотвращения хищения, умышленной передачи,
уничтожения и
Несанкционированное разглашение тайны может нанести большой экономический вред. Организационные и технические мероприятия по предупреждению утечки тайны обеспечивают службы безопасности, а правовые средства использует юридическая служба. К числу первоочередных организационных необходимо отнести создание служб безопасности и организацию специального делопроизводства, включающего в себя классификацию документов по степени и срокам их секретности, соответствующий учет, хранение, использование, уничтожение документов или их рассекречивание; оптимальное ограничение числа лиц, посвящаемых в коммерческие секреты предприятия, соблюдение ими правил пользования конфиденциальной информацией. Организационные мероприятия иногда включают разработку и распространение ложной легенды о производственной деятельности субъекта хозяйствования с целью введения конкурентов в заблуждение и, таким образом, защиты действительных производственных секретов и деловой информации. В производственных корпусах определяются места, где необходимо ограничить посещение своих работников и посетителей, а также, где установить дополнительные двери, запоры, сигнализацию. Во многих организациях посетителям выдаются разовые карточки (пропуска) гостя, размещаемые на груди или на лацкане пиджака, либо технологические халаты отличительного цвета. Некоторые помещения в любом случае должны оставаться недоступными для посещения всеми без исключения посторонними лицами, а также сотрудниками организации, не допущенными к работе с ее секретами.
Организационные мероприятия по защите тайны должны предусматривать разнообразные формы и методы работы с личным составом. К ним можно отнести: воспитание коллектива, учеба персонала, инструктажи, меры материального стимулирования, контроль за работой подразделений и отдельных работников. В службе безопасности должны быть технические специалисты, способные с помощью специальных приборов своевременно обнаружить и ликвидировать любые подслушивающие приборы.
Юридическая служба субъекта хозяйствования участвует в организации мероприятий по защите тайны специфическими методами на основе использования правовых средств. С ее участием разрабатываются локальные акты, составляющие организационно-правовую базу и условия для построения комплексной системы защиты тайны.
При непосредственном участии юрслужбы заключаются различного рода хозяйственные и иные договоры и сделки. Руководители всех уровней должны помнить, что многие секреты при неумелом составлении проекта договора могут быть разглашены их партнерами (умышленно или невольно). Поэтому в проектах договоров указывают о недопустимости передачи партнерами той или иной деловой информации третьей стороне без согласия собственника этой информации. В отдельном разделе хозяйственного договора может быть предусмотрена ответственность стороны за ее несанкционированное разглашение. При этом желательно определять стоимость тайны и указывать, какие меры защиты данного производственного секрета были приняты субъектом. Если эти требования будут нарушены партнером, то он будет заранее знать, во что обойдется ему несанкционированное обнародование секретных сведений.
Среди локальных актов, с
помощью которых можно защитить
тайну, следует выделить правила
внутреннего трудового
В числе других локальных актов, применяемых при защите тайны, могут быть должностные инструкции специалистов, приказы руководителя, стандарты организации.
Особое внимание кадровой и юридической службы этим вопросам должно быть уделено при заключении трудового договора или контракта между нанимателем и работником. Здесь целесообразно отражать индивидуальные обязательства работника по сохранности тайны. Наличие такого документа обеспечивает юридическую основу для применения различных санкций к работникам, виновным в утечке конфиденциальной информации.
В контрактах должно быть четко
записано, что именно из деловой
информации представляет тайну. При
этом контракт должен прямо предусматривать
право нанимателя расторгнуть контракт
с работником, нарушившим его условия.
Допуск работника к тайне
Исходя из вышеперечисленного, общий алгоритм защиты коммерческой тайны можно представить следующим образом:
1. Определение объектов защиты.
2. Выявление угроз и оценка их вероятности. В первую очередь это выявление каналов утечки информации.
3. Оценка возможного ущерба.
4. Анализ эффективности применяемых мер защиты.
5. Определение необходимых мер защиты (организационное, финансовое, юридическое и др.).
6. Внедрение дополнительно принятых мер защиты с учетом установления приоритетов, доведение до персонала организации реализуемых мер.
7. Осуществление контроля.
8. Мониторинг и корректировка внедренных мер.
Право на защиту коммерческой информации от незаконного использования регулируется главой 66 ГК РБ. Ст. 1011 ГК РБ устанавливает ответственность за незаконное использование нераскрытой информации:
1. Лицо, без законных оснований получившее или распространившее нераскрытую информацию либо использующее ее, обязано возместить тому, кто правомерно обладает этой информацией, убытки, причиненные ее незаконным использованием.
2. Если лицо, незаконно использующее нераскрытую информацию, получило ее от лица, которое не имело права ее распространять, о чем приобретатель информации не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель), правомерный обладатель нераскрытой информации вправе потребовать от него возмещения убытков, причиненных использованием нерас-крытой информации после того, как добросовестный приобретатель узнал, что ее использование незаконно.
3. Лицо, правомерно обладающее
нераскрытой информацией,
4. Лицо, самостоятельно и
правомерно получившее
Следует отметить, что хотя
у владельца нераскрытой