Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:29, контрольная работа
Коллективные трудовые споры тесно связаны с историей ра-бочего движения за улучшение условий труда и быта трудящих-ся. Однако законодательство нигде в мире вплоть до 50-х годов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных тру-довых споров. В настоящее время и в Англии, и в США сохра-нилось главным образом коллективно-договорное их регулиро-вание. Примирительный порядок разрешения коллективных трудовых споров во многих развитых странах находит все боль-шее развитие.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРАХ
Коллективные трудовые споры тесно связаны с историей ра-бочего движения за улучшение условий труда и быта трудящих-ся. Однако законодательство нигде в мире вплоть до 50-х годов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных тру-довых споров. В настоящее время и в Англии, и в США сохра-нилось главным образом коллективно-договорное их регулиро-вание. Примирительный порядок разрешения коллективных трудовых споров во многих развитых странах находит все боль-шее развитие.
Международно-правовые акты по трудовому праву, предусмат-ривающие определенный порядок разрешения споров при кол-лективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны:
§ в 1949 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла Конвенцию № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных перего-воров.
§ в 1951 г. МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров -- Рекомендацию № 92 о добро-вольном примирении и арбитраже.
§ Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» и ее одноименная Рекомендация № 163 1981 г. преду-смотрели порядок разрешения разногласий (споров) при веде-нии коллективных переговоров.
Эти международно-правовые
акты по коллективным трудовым спорам
являются основой для разработки
и принятия национального
Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.
В п. 4 статье 37 Конституция РФ закрепила право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Порядок разрешения коллективных споров регулируется Фе-деральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл. 61 (ст. 398--418) Трудового кодекса РФ.
Порядок разрешения коллективных трудовых споров может быть оговорен в коллективных договорах и социально-партнерских со-глашениях, но с соблюдением норм Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Данный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. Нормы этого Закона распро-страняются на всех работников, работодателей, на объединения работников и объединения работодателей и их полномочные органы.
Основные положения
этого Закона теперь закрепил Трудовой
кодекс в ст. 398--418 гл.
2. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ИХ ПРЕДМЕТ, СТОРОНЫ И ВИДЫ
Трудовыми
спорами называются
поступившие на разрешение
юрисдикционного
органа разногласия
субъектов тру-дового
права по вопросам применения трудового
законодательства или об установлении
в партнерском порядке новых условий труда..
Данное понятие показывает отличие трудовых
споров от разногла-сий, решаемых самими
спорящими сторонами, и указывает, что
трудовые споры возникают не только из
трудового правоотно-шения, но и из иных
непосредственно связанных с ним право-отношений,
в том числе из правоотношений коллективного
ор-ганизационно-
Трудовые споры -- это споры из правоотношений сферы дейст-вия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4557; от 12 ноября 2001 г., N 46, ст. 4307; от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 2 и глава 60 ТК уже в своем названии предусматривает трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для защиты индивидуальных или коллек-тивных трудовых прав.
Трудовой спор -- это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллек-тивными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неис-ковые споры).
В Законе РФ о коллективных трудовых спорах дано следую-щее определение: «Коллективный трудовой спор -- это неурегу-лированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая за-работную плату), заключения, изменения и выполнения коллек-тивных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2).
Статья 398
ТК, закрепляя это
понятие, дополнила
его словами «а также в связи с отказом
работодателя учесть мнение выборного
представительного органа работников
при принятии актов, содержащих нормы
трудового права в орга-низации». Таким
образом, отказ работодателя учесть мнение
профкома является поводом к коллективному
трудовому спору.
Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несо-общение им своего решения в установленный Законом срок, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллек-тивных переговоров.
Сами разногласия
по установлению или выполнению коллективных
договоров, соглашений о социаль-но-трудовых
отношениях -- еще не трудовой спор, поскольку
эти разногласия могут быть урегулированы
самими спорящими сторонами, и тогда трудового
спора не возникнет. А вот неурегу-лированные
самими сторонами разногласия уже представляют
коллективный трудовой спор работников
с работодателем, раз-решаемый примирительной
процедурой.
Предметом коллективного трудового спора являются закон-ные интересы и права объединенных в трудовые коллективы ра-ботников.
Сторонами коллективных трудовых споров являются:
Профсоюзы, их представите-ли
выступают в коллективных спорах
со стороны работников. Закон о профсоюзах
в ст. 3 предусмотрел понятие терминов:
первичная профсоюзная организация, общероссийский
проф-союз, общероссийское объединение
профсоюзов, межрегио-нальный профсоюз,
межрегиональное объединение (ассоциа-ция)
организаций профсоюзов, территориальное
объединение (ассоциация) организаций
профсоюзов, территориальная орга-низация
профсоюзов, профсоюзный орган и профсоюзный
представитель.
Виды коллективных трудовых споров различаются по харак-теру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.
По характеру спора различают:
-- споры работников
с работодателями или их
-- споры работников
с работодателями (или их представите-лями)
по поводу выполнения коллективных договоров,
соглаше-ний, трудового законодательства.
По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:
-- спор из правоотношения
трудового коллектива работни-
-- спор из правоотношения
профкома предприятия, учреж-
-- споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня предприятия, учреждения, организации. Поскольку согласно ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» таких уровней соглашений выше предприятия, организации может быть четы-ре, то и коллективных трудовых споров выше уровня предпри-ятия (организации) может быть четыре вида, т.е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: Российской Федерации, субъекта Российской Федера-ции, отрасли и территории.
Как видно из указанных
видов, все коллективные спо-ры -- это споры
сферы социально-партнерских отношений
на различных их уровнях. И спорящими сторонами
в коллективном трудовом споре являются
коллективы, объединения работников и
работодатели, их объединения в лице соответствующих
пред-ставителей в зависимости от уровня
социально-партнерских правоотношений:
на предприятии, в организации, на федераль-ном,
отраслевом, региональном, территориальном
уровне.
3. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примири-тельных процедур:
1) рассмотрение спора примирительной комиссией;
2) рассмотрение спора с участием посредника;
3) рассмотрение спора
трудовым арбитражем.
Обязательным первым
этапом является примирительная ко-миссия,
после которой при недостижении
согласия стороны пе-реходят к
рассмотрению спора с участием посредника,
а затем в трудовом арбитраже,
и тогда спор может пройти три
этапа рас-смотрения. Или же после
примирительной комиссии стороны могут
перенести спор на рассмотрение трудового
арбитража. Если стороны не достигли согласия,
какую примирительную процедуру использовать
после примирительной комиссии (по-средника
или трудовой арбитраж), тогда стороны
должны при-ступить к созданию трудового
арбитража, т. е. Закон ограничи-вает процедуру
двумя этапами п. 7 ст. 6 ФЗ "О порядке
разрешения коллективных трудовых споров".
Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процеду-ра проводится в установленные законом сроки. Но в случае не-обходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными.
Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не уста-новлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право прово-дить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соот-ветствии с законодательством.
Представители сторон,
примирительная комиссия, посредни-ки,
трудовой арбитраж и Служба по урегулированию
коллектив-ных трудовых споров обязаны
использовать все предусмотрен-ные законодательством
возможности для разрешения возникше-го
коллективного трудового спора.
1) рассмотрение спора примирительной комиссией
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК и ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г.
Примирительная комиссия -- это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.
Создание примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением предста-вителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами).
Количественный состав примирительной комиссии устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от соз-дания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудо-вой спор передается на рассмотрение трудового арбитража.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом. (ст. 402 ТК).
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия
в примирительной комиссии стороны
коллективного трудового спора продолжают
примирительные процедуры с участием
посредника и (или) в трудовом арбитраже.