Классификация нефтей и характеристика товарных нефтепродуктов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:17, реферат

Описание работы

С развитием техники повышаются требования к ассортименту и качеству нефтей и нефтепродуктов, что, в свою очередь, требует совершенствования процессов их производства. Поэтому качества, как товарной нефти, так и продуктов ее переработки, подлежат обязательному контролю. Организацию контроля качества невозможно осуществлять без стандартов на нефтепродукты и методов их испытания. Задачи стандартизации многообразны. Это и удовлетворение более высоких требований к выпускаемой продукции технологии транспорта, защита интересов потребителя, также и интересов изготовителя — от необоснованных претензии.

Содержание

Глава 1.Классификация нефтей………………………………………………….4
1.1 Химическая классификация………………………………………………….4
1.2 Технологическая классификация…………………………………………….5
1.3 Техническая классификация…………………………………………………6
1 4 Классификация по процессам переработки…………………………………8
Глава 2. Характеристика товарных нефтепродуктов………………………….10
2.1 Классификация нефтепродуктов……………………………………………10
2.2 Характеристика нефтепродуктов…………………………………………...11
2.2.1 Бензин………………………………………………………………………11
2.2.2 Керосин…………………………………………………………………….12
2.2.3 Дизельное топливо…………………………………………….…………..13
2.2.4 Мазут……………………………………………………………………….14
2.2.5 Битум……………………………………………………………….............15
2.2.6 Масло…………………………………………………………….…………16
2.2.7 Нефтяные газы………………………………………………….………….16
2.2.8 Лигроин………………………………………………………….…………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……....19

Работа содержит 1 файл

Реферат нефть и газ.docx

— 50.30 Кб (Скачать)
 

  Примечание  – Нефть с нормой « менее 20 млн-1 (ppm)» по показателю 1 таблицы считают не содержащей сероводород.

1.4 Классификация по процессам переработки

     Технологические процессы нефтеперерабатывающего завода принято классифицировать на следующие  две группы: физические и химические.

     1. Физическими (массообменными) процессами  достигается разделение нефти  на составляющие компоненты (топливные  и масляные фракции) без химических  превращений и удаление (извлечение) из фракций нефти, нефтяных  остатков, масляных фракций, газоконденсата  и газов нежелательных компонентов  (полициклических аренов, асфальтенов,  тугоплавких парафинов), неуглеводных  соединений. Физические процессы  по типу массообмена можно  подразделить на типы:

     1.1. Гравитационные (Электрообессоливающая  установка).

     1.2. Ректификационные (атмосферная трубчатка  (перегонка), атмосферно-вакуумная трубчатка,  газофракционирующая установка  и др.).

     1.3. Экстракционные (деасфальтизация, селективная  очистка, депарафинизация кристаллизацией).

     1.4. Адсорбционные (депарафинизация цеолитная, контактная очистка).

     1.5. Абсорбционные (абсорбционно-газофракционирующая  установка, очистка от H2S, CO2).

     2. В химических процессах переработка  нефтяного сырья осуществляется  путем химических превращений  с получением новых продуктов,  не содержащихся в исходном  сырье. Химические процессы, применяемые на современных нефтеперерабатывающих заводах, по способу активации химические реакции подразделяют на:

     2.1. Термические (термолитические).

     2.2. Каталитические.

     Термические по типу протекающих химических реакций  можно подразделить на:

     2.1.1. Термодеструктивные (термический крекинг,  висбрекинг, коксование, пиролиз, пекование,  производство технического углерода  и др.).

     2.1.2. Термоокислительные (производство  битума, газификация кокса, углей  и др.).

     В термодеструктивных процессах протекают  преимущественно реакции распада (крекинга) молекул сырья на низкомолекулярные, а также реакции конденсации  с образованием высокомолекулярных продуктов, например кокса, пека и др. Каталитические процессы по типу катализа можно классифицировать на следующие  типы:

     2.2.1. Гетеролитические, протекающие по  механизму кислотного катализа (каталитический  крекинг, алкилирование, полимеризация,  производство эфиров и др.);

     2.2.2. Гемолитические, протекающие по механизму окислительно-восстановительного (электронного) катализа (производство водорода и синтез газов, метанола, элементной серы).

     2.2.3 Гидрокаталитические, протекающие  по механизму бифункционального  (сложного) катализа (гидроочистка, гидрокрекинг, каталитический риформинг, изомеризация, гидродепафинизация и др.). 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика товарных нефтепродуктов

     Нефтепродукты - это продукты, полученные в результате переработки нефти. К основным нефтепродуктам можно отнести различные виды топлива, электроизоляционные среды, смазочные вещества, нефтехимическое сырье и растворители. Виды топлива - это бензин, дизельное топливо, керосин и другие. Нефтепродукты создаются при перегонке нефти. Это происходит путем отделения отгонов в парообразном состоянии нефти. 

Рынок нефтепродуктов можно условно разделить на две группы - рынок светлых нефтепродуктов; рынок темных нефтепродуктов.

Светлые нефтепродукты - это бензин, дизельное топливо, арктическое дизельное топливо.  

Темные  нефтепродукты - это мазут, битум, масла и т.п.

2.1 Классификация нефтепродуктов

     Вырабатываемые  на нефтеперерабатывающих заводах  продукты подразделяют на следующие  группы, различающиеся по составу, свойствам  и областям применения:

     1) топлива - бензины (топлива для  двигателей с принудительным  зажиганием), реактивные, дизельные,  газотурбинные, печные, котельные,  сжиженные газы коммунально-бытового  назначения;

     2) нефтяные масла;

     3) парафины и церезины;

     4) ароматические углеводороды;

     5) нефтяные битумы;

     6) нефтяной кокс;

     7) пластические смазки;

     8) присадки к топливам и маслам;

     9) прочие нефтепродукты различного  назначения.

     Большая группа нефтепродуктов – это топлива. Сюда относятся и горючие бензины, и различного рода газы (нефтепереработки, попутный и т.д.), и лигроины, и мазут, и авиационное топливо и многие-многие другие. Еще одна большая группа нефтепродуктов, применяемых в строительстве – это битумы. Они представляют собой продукты жидкой или полутвёрдой консистенции.

     Так же из нефти получают различного рода масла (смазочные и не смазочные). Первые используются для обеспечения  функционирования двигателей внутреннего  сгорания, станков, и прочего. Вторые применяются для обеспечения  специфических свойств, в частности  существуют электроизоляционные масла, для гидравлических систем, всевозможные смягчители и многое другое. Так  же масла используются в медицине, так называемые белые масла и  в парфюмерии. Разнообразные парафины, церезины и прочие нефтепродукты  относятся к твердым углеводородам. Из нефти получают большое количество разнообразных полимеров, куда относятся  и полиэтилен, и полипропилен, и  полиэтилентерефталат и многие-многие другие. Следует иметь в виду, что в зависимости от типа нефтепродукта, а так же свойств каждого конкретного  вещества следует использовать различные  емкости для хранения и транспортировки, а так же соблюдать ряд правил и норм, которые обеспечивают продолжительное  хранение и безопасность.

     2.2 Характеристика нефтепродуктов

2.2.1 Бензин

     Бензин - горючая жидкость, является смесью лёгких углеводородных веществ, имеющих температуры кипения в пределах 30 - 200 градусов. Плотность бензина примерно 0,7 г/см3, теплотворная способность около 10,500 ккал/кг.

     Бензин  в промышленных масштабах производится на нефтехимических предприятиях комплексом процессов: перегонкой, гидрокрекингом, каталитическим крекингом, риформингом. Для производства бензинов специального назначения дополнительно используется процесс очистки от нежелательных  включений и компонентов, смешение с присадками.

     В некоторых случаях при производстве бензина в качестве сырья может  быть использована не нефть, а иное углеводородное сырьё. Например, Эстонской  ССР для получения бензина  использовались горючие сланцы. Возможно производство бензина из синтез-газа, получаемого при газификации  каменного угля и конверсии газа метана, с помощью синтеза методом  Фишера-Тропша (синтин-процесс). При  таких методах получения бензина, получаемые продукты называются когазин и синтин. Классический способ производства бензина для автотранспорта из нефтяного сырья на нефтеперерабатывающих заводах состоит в компаундировании (смешивании) из нескольких компонентов, основные из которых: прямогонный бензин, изомеризат, риформат, бензин каталитического крекинга, алкилат, бензин гидрокрекинга, различные присадки.

     Самый простой способ получения автобензина  заключается в отборе легких фракций  в процессе перегонке нефтяного  сырья кустарным способом - в так  называемых самоварах, с дальнейшим увеличением октанового числа топлива  с помощью присадок.

2.2.2 Керосин

     Керосин - горючая прозрачная углеводородная жидкость, вырабатываемая методом перегонки или ректификации нефтяного сырья. Керосин является смесью веществ-углеводородов (C12-C15).

Применение  керосина в промышленности

Промышленное  и бытовое применение керосина очень  широко: его используют в качестве топлива для реактивных самолётных двигателей, в качестве горючего компонента ракетного топлива, в качестве топлива  при обжиге фарфоровых и стеклянных изделий, для осветительных и  нагревательных приборов в быту, керосин  используется в оборудовании для  резки металла, в качестве растворителя для различных материалов, в том  числе в быту, как сырьё в  процессе нефтепереработки. Ещё одна область применения керосина - в  качестве заменителя зимнего дизельного топлива и в качестве основы горючего для мультитопливных двигателей. Авиационный керосин служит топливом, хладагентом и в качестве смазки в авиационных двигателях различных типах - турбовинтовых и турбореактивных.

Нашёл свое место керосин и в ракетной технике, где применяется как  основа для горючего и рабочей  жидкости для гидравлических машин. Начало использования керосина для  ракетных двигателей предложено ещё  в 1914 основоположником теории ракетостроения Циолковским.

Технический керосин применяется в качестве сырья при пиролитическом методе производства этилена, пропилена, углеводородов ароматического ряда, как топливо при обжиге фарфоровых и стеклянных изделий, в качестве растворителя для очистки деталей машин и механизмов и др.

     Область применения осветительного керосина обусловлено его названием. Его используют преимущественно в керосиновых и калильных осветительных лампах и как топливо в аппаратуре для резки металла, в нагревательных приборах бытового назначения, в качестве растворителя при изготовлении лаков и пленок, как пропитка для кожаного сырья, для промывки деталей машин и механизмов в ремонтных мастерских.

     Керосин опять начал цениться, начиная с 50-х годов прошлого века в связи с активным развитием авиационной техники - керосин для авиационных двигателей (и турбовинтовой, и реактивной) стал идеальным горючим.

2.2.3 Дизельное топливо 

      Дизельное топливо (дизтопливо, солярка) - органическая жидкость, получаемая при переработке нефти и используемая в качестве топливной смеси в дизельных двигателях. Обычно под термином дизтопливо понимают продукт, получаемый из керосино-газойлевых фракций в процессе прямой перегонки нефтяного сырья.

Применение  дизтоплива

     Основным  потребителем дизтоплива является транспортный сектор экономики - железнодорожники, автотранспортники, производители  сельхозпродукции. Кроме этого дизтопливо часто как котельное топливо, топливо для стационарных и передвижных электрогенераторов, в кожевенной промышленности, как смазочно-охлаждающая среда в машинах и агрегатах, как средство для закалки изделий при термообработке металла.

Основные  характеристики дизтоплива

     Дизтопливо  делят на:

▪дистиллятное - малой вязкости для высокооборотисных  двигателей;

▪остаточное - высоковязкое для низкооборотистых двигателей (сельхозтрактора, судовые  дизельные агрегаты, стационарные двигатели  электрогенераторов, насосов и т.д).

     Дистиллятное  дизтопливо получают смешением керосино-газойлевых фракций, получаемых при прямой перегонке  нефтяного сырья и газойлей от каткрекинга. Вязкое дизтопливо для  малооборотистых дизельных агрегатов  получается смешением мазутов с  веществами керосиново-газойлевых фракций.

     Ещё одна градация дизтоплива основана на сезонности - летнее и зимнее дизтопливо. Различаются сезонные виды дизтоплива показателем температуры помутнения и застывания топлива и показателем температуры предельной фильтруемости. Затраты на производство зимнего дизтоплива выше, но необходимость его производства продиктована нашим климатом, так как использование летнего дизтоплива в зимний период без предварительного разогрева невозможно начиная с температуры уже в -20 градусов.

2.2.4 Мазут  

     Мазут является нефтепродуктом. Однако он также производится из горючих сланцев и каменных углей. Тем не менее, два последних варианта производятся в небольших количествах и предназначены для потребления на месте производства.

     Используется  мазут в качестве котельного топлива, а также для производства ряда продуктов, таких как смазочные  масла, кокс, битумы и моторные масла.

Информация о работе Классификация нефтей и характеристика товарных нефтепродуктов»