Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 00:26, курсовая работа
Банковский кризис августа 1995 года и последующий экономический кризис августа 1998 года определили принципиальное изменение ситуации, которая теперь характеризуется постоянным ухудшением внешних условий и ужесточением межбанковской конкуренции. Это сразу же подорвало конкурентные позиции наименее устойчивых структур, так и не позволив им закрепиться на рынке.
Введение........................................................................................................ 3
Глава 1 Стратегия кадровой работы в современном банке....................... 6
Приоритеты кадровой политики.............................................................. 8
Кадровая информация.............................................................................. 13
Стили руководства в банковской сфере.................................................. 16
Глава 2 Формирование и развитие кадрового потенциала банка............. 21
2.1. Привлечение новых сотрудников банка и их отбор............................ 23
2.2. Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала 29
2.3. Процедура аттестации сотрудников банка........................................... 35
2.4. Сокращение численности персонала банка.......................................... 38
Глава 3 Стимулирование персонала........................................................... 41
3.1. Мотивация к труду банковского персонала......................................... 41
3.2. Планирование внутрибанковской карьеры и подготовка резерва...... 45
3.3. Корпоративная культура банка............................................................ 50
Заключение................................................................................................... 54
Литература................................................................................................... 57
МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное образовательное учреждение Коммерческо-банковский
колледж Кафедра_______________________ Допустить к защите Зам.директора по УМР ________С.Д.Лащенко «___»_________2001
г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Кадровая
стратегия банка и ее особенности
в современном России» Студент группы_____________________ ______________________________ (фамилия и инициалы) Руководитель__________________ (фамилия
и инициалы) СОДЕРЖАНИЕ Введение...................... Глава
1 Стратегия кадровой работы в современном
банке....................... Приоритеты
кадровой политики...................... Кадровая
информация.................... Стили
руководства в банковской сфере......................... Глава 2 Формирование и развитие кадрового потенциала банка............. 21 2.1. Привлечение
новых сотрудников банка и их отбор......................... 2.2. Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала 29 2.3. Процедура
аттестации сотрудников банка......................... 2.4. Сокращение
численности персонала банка......................... Глава
3 Стимулирование персонала..................... 3.1. Мотивация
к труду банковского персонала..................... 3.2. Планирование внутрибанковской карьеры и подготовка резерва...... 45 3.3. Корпоративная
культура банка......................... Заключение.................... Литература.................... Приложения
ВВЕДЕНИЕ Банковский кризис августа 1995 года и последующий экономический кризис августа 1998 года определили принципиальное изменение ситуации, которая теперь характеризуется постоянным ухудшением внешних условий и ужесточением межбанковской конкуренции. Это сразу же подорвало конкурентные позиции наименее устойчивых структур, так и не позволив им закрепиться на рынке. Не секрет, что от успешной работы коммерческих банков сегодня во многом зависит становление и развитие рыночных отношений в России. В этой связи меня, как будущего банковского работника, в первую очередь волнует «человеческая» составляющая работы банка, поскольку в наше время выигрывает и преуспевает банк, четко организованный, с грамотным, преданным и дисциплинированным персоналом, умеющим быстро перестраиваться и переучиваться. Поэтому каждый руководитель любого подразделения в банке, независимо от уровня профессиональной подготовки и знаний, ученой степени и практического опыта, должен владеть наукой управления, умением управлять своим персоналом. К
сожалению, в отечественном банковском
деле кадровым проблемам традиционно
уделялось минимальное Для меня особый интерес представляют выработка кадровой политики и корпоративной культуры банка, поскольку эти вопросы, направлены на создание коллектива, способного к творческому поиску наиболее верных эффективных решений, совершенных методов, приемов в работе. Небезынтересной является и проблема субъекта управления, потому что именно руководитель вырабатывает и задает алгоритм всей работы с кадрами, определяет ее стратегию и тактику. Целью дипломной работы является оценка кадровой политики современного банка, ориентированной на формирование и развитие кадрового потенциала банка. Задачами исследования кадровой политики и формирования кадров в банке являются: определение приоритета кадровой политики, стилей управления банковским персоналом и обзор кадровой информации. Приоритетными вопросами дипломной работы являются вопросы отбора и привлечения сотрудников банка, их аттестации, организации профессионального обучения, повышения квалификации, подготовки резерва и планирования карьеры. Кроме
того, в дипломной работе рассматривается
стимулирование банковского персонала
к наиболее эффективной работе через формирование
корпоративной культуры банка, планирование
внутрибанковской карьеры и мотивацию
к труду, как основного фактора успеха
в сфере банковского бизнеса. ГЛАВА 1 Стратегия кадровой работы в современном банке Успешное
управление банковским персоналом предполагает
наличие соответствующих Первый (или высший) уровень управления персоналом – это Правление банка и его Председатель. Второй уровень – профессиональные подразделения по работе с персоналом (отдел кадров, сектор материально-технической поддержки, группа психологов, Учебный центр и всевозможные другие отделы и службы). Третий уровень – работа с персоналом руководителей подразделений банка. Все три уровня (приложение 1) направлены на решение проблем рядовых сотрудников. Важно, чтобы такое профессиональное воздействие на сотрудников было, по возможности, незаметным и ненавязчивым. Сотрудник, приходя в банк и попадая в сферу кадровых действий различных управляющих уровней и систем, не должен испытывать дискомфорта, а ощущать реальную помощь, начиная от продуманного ритуала приема на работу и заканчивая справедливой системой поощрения и возможностью высказывать свои пожелания по улучшению дел. Выработанные правила (в банковской специфике больше подойдет термин «коридор») должны умело способствовать росту, продвижению и трудовой отдаче рядовых сотрудников. Чтобы
предложенная схема начала приносить
реальные плоды, необходимо выработать
стратегию банка в кадровой политике.
1.1. Приоритеты кадровой политики Правление должно решить, кто персонально руководит кадровой работой в банке. Оптимальным является вариант, когда Председатель Правления определяет стратегию кадровой работы и ее политику (выработку приоритетов, основных положений и норм, анализ кадровой информации, работу с конкретным кругом высших руководителей банка), а всю организационную и в большей степени координирующую работу ведет Член Правления – куратор кадрового направления («директор по персоналу»). Работа Высшего руководства в области кадровой политики начинается с разработки и утверждения на Правлении «Положения о кадровой службе (работе с персоналом) банка». В данный документ должны войти определение места и состава кадровых подразделений и их полномочий, особенностей работы с персоналом линейных руководителей, описание кадровых информационных потоков, а также место и роль всех руководителей, причастных к кадровым проблемам (Председатель Правления, Член Правления, ответственный за кадровую работу, начальник отдела по работе с персоналом, руководители линейных подразделений). В
этом документе целесообразно Ведущая роль в работе с персоналом принадлежит представителям высшего уровня управления. Председателю Правления банка принадлежит инициатива разработки целой серии крупных акций кадровой работы (системы званий и категорий сотрудников, их материального и морального поощрения, материально-технической поддержки, информационного обеспечения). Практически все основы кадровой работы банка определяются Председателем, а в ряде разработок (например, системы квалификационных требований по званиям и категориям) он может участвовать непосредственно, поскольку от правильно выбранных приоритетов в кадровой работе зависят уровень профессионализма и авторитет банка. Конкурентоспособность любой коммерческой структуры (особенно банка) зависит от профессионализма сотрудников. Решение такой сложной проблемы возможно путем организации системы, обеспечивающей высокий уровень квалификации, в центре которой должен стоять принцип четкого отслеживания существующего уровня профессиональных знаний и подготовка действующего персонала в рамках тех требований, которые необходимы при развитии и диверсификации деятельности коммерческого банка. Эта задача решается посредством жесткого отбора для работы в банке специалистов, регулярной проверки кадровыми службами состояния уровня профессионализма банковского персонала, разработки и реализации официальных требований относительно уровня необходимых знаний и навыков по каждой группе профессий банка, структурирования должностей. Организационное ядро такой системы – учебный центр и соответствующий отдел по переподготовке персонала. Руководство банка принимает на себя стратегическое решение вопросов грамотности и профессионализма своих сотрудников. Важной составляющей этой проблемы является управленческая грамотность руководителей подразделений банка. Стратегические кадровые вопросы – это система оценки труда каждого работника, поддержка творческих, добросовестных людей, мотивация по результатам их деятельности. Важно разумно соотносить экономические затраты и организационное обеспечение этой работы, а также материальные и моральные аспекты поддержки сотрудников. Высшее
руководство банка создает и
развивает организационную В стратегию кадровой работы входит внедрение принципов работы сотрудников банка по установленным нормативам и стандартам. Это значит, что каждый сотрудник должен уметь работать в жестко установленных рамках и по определенной технологической карте. Творчество возможно только в рамках отведенной роли и служебного места. К тому же некоторые банковские профессии (кассир, инкассатор) имеют свои особенности коллективного взаимодействия, то есть ограничения в отборе и определении на должность с учетом личностных черт и особенностей характера. Серьезным аспектом стратегии работы является формирование руководящих кадров из собственных сотрудников, то есть работа по планированию карьеры сотрудников, оценке их деятельности, ротации, продвижению. Важное
место в стратегии банка Несомненно, одной из важнейших функций высшего уровня управления персоналом является разработка принципов внедрения и развития корпоративной культуры банка. Корпоративная (или организационная) культура относится к «духу» организации, к тому, каким образом совершается работа, каковы нормы поведения в организации, ее неписаные правила. Естественно, корпоративная культура внедряется через персонал банка, его технологию работы и взаимоотношения. Внедрение этой культуры возможно только согласованной работой многих подразделений банка (кадровая служба, служба безопасности, секретариат, отдел рекламы и связей с общественностью и многими другими). Первым шагом в действии Правления банка по корпоративной культуре можно предложить разработку кодекса профессионального поведения и служебной этики сотрудников данного банка. Именно в таком кодексе можно системно изложить перечень норм и правил, а также целевых установок, которым подвержен данный банк. Кодекс должен стать первым документом, с которого начинает знакомство с банком вновь поступающий сотрудник. Важно, чтобы документ содержал основные принципы и основы жизни банка: отношение к клиенту, к коллегам, нравственные принципы, задачи банка. Особого
внимания требует работа по выявлению
предложений сотрудников, касающихся
улучшения и модернизации производственных
технологий, работа по контролю за их реализацией
и поощрение тех сотрудников,
кто выступил с такими предложениями.
Очень деликатный, но не менее важный вопрос
– научить сотрудников не отзываться
дурно о банке, особенно публично, невзирая
на то, задеты или нет чувством обиды интересы
конкретного работника. 1.2. Кадровая информация Для успешного руководства персоналом кадровой службе необходима четкая система представления руководству банка аналитической информации, которая может быть трех видов: текущая (еженедельная), тактическая (ежеквартальная) и стратегическая (ежегодная, по конкретному заказу на перспективу). Еженедельная информация представляется руководству банка в жестко регламентированном цифровом докладе о состоянии кадровых дел на совещании, проводимом Председателем Правления в строгом порядке и согласно регламенту. Эта информация включает сведения о приеме и увольнении сотрудников, причинах, вызвавших такое перемещение, нарушениях трудовой дисциплины и установленного распорядка, а также об основных направлениях деятельности кадровой службы на следующую неделю. Эффективность таких обсуждений, как правило, очень высокая, так как оперативный анализ помогает принимать правильные решения и, главное, такое обсуждение идет публично, с присутствием руководителей служб и подразделений. Текущая (ежеквартальная) кадровая информация предназначается для верхнего эшелона управления и строится на обсуждении более основательных и глубоких проблем. Как правило, анализируется качественный состав кадров, изменения (образование, стаж работы в банке, возраст, наличие званий и категорий и др.), которые произошли за квартал, вырабатываются меры по нормализации ситуации. Подобные доклады способствуют не только решению насущных кадровых проблем, но и дисциплинируют аппарат, приучая его к постоянному анализу своей деятельности. Стратегическая
информация о кадрах
по итогам года – это обобщенная аналитическая
цифровая справка о качественном и количественном
составе кадров банка, его движении (в
разрезе подразделений) и оценке деятельности
кадровых служб в выполнении годовых заданий.
Необходим жесткий контроль за рациональным
использованием каждым подразделением
банка выделяемых средств. И в этой части
анализ представленной стратегической
информации позволяет оценить – решены
ли ранее поставленные задачи, внести
полную ясность в использование выделенных
на эту работу средств. Структура аналитической информации по кадрам Таблица
1
Как правило, подготовка стратегической информации о кадрах сопутствует расчету годовых премий каждому сотруднику, где не последнее место занимают проблемы трудовой загрузки и дисциплины. Итоговый (годовой) анализ кадровой работы банка является одновременно и базой составления координационного плана работы служб управления персоналом на предстоящий календарный год. Этот план имеет следующие особенности: · определяет целевые задачи кадровой работы на год; · включает все задействованные в работе с персоналом подразделения банка и определяет общий план действий в виде конкретных мероприятий; · утверждается Первым руководителем. Структура координационного плана по работе с персоналом Таблица 2
1.3. Стили руководства в банковской сфереВ психологической литературе и в реальной банковской практике имеется большое разнообразие стилей руководства. При некотором «огрублении» индивидуальных различий и смешанных типов, можно выделить две классификации: по критерию стремления к доминированию (жесткий, мягкий и партнерский) и по критерию направленности (на достижение общего успеха и на личное самоутверждение). Жесткий стиль управления (автократический, директивный, административный) – волевой, самовластный. Руководитель с жестким стилем склонен к административным способам управления, бывает резким с подчиненными, не воспринимает мнения, которое отличается от его точки зрения. Такой руководитель принимает решения единолично и осуществляет постоянный контроль за выполнением работы. Жесткий стиль эффективен в сложных и стрессовых ситуациях, в которых необходимо проявить власть и подчинение. Он результативен в организациях с четкой дисциплиной и строгой иерархией, а также при значительном разрыве в уровне профессионализма руководителя и подчиненных. Жесткий стиль неэффективен в коллективах, в которых от сотрудников требуются определенная свобода и творчество, в работе с молодыми специалистами и людьми чувствительными, щепетильными, неуверенными в своих деловых качествах. При обсуждении спорных проблем, когда необходимо найти нестандартное решение, жесткий стиль лучше не применять, поскольку любое давление руководителя на подчиненных может исключить из продуктивного поиска большинство участников дискуссии. В таких случаях недопустимы указания на личные недостатки людей, особенно тех, кто, по мнению руководителя, сделал неудачные предположения. Такой шаг со стороны руководителя мгновенно сковывает инициативу всего работающего коллектива. При
излишне жестком стиле Мягкий стиль управления (либеральный, свободный) проявляется в том, что руководитель предоставляет полную свободу своим подчиненным, они сами выбирают направление работы, формулируют производственные задачи и находят способы их решения. Такой стиль применим исключительно в коллективах с высоким творческим потенциалом. При неумелом применении мягкого стиля управления возможны полный развал работы и распад коллектива. Иногда в таких случаях коллектив как саморегулирующая система выдвигает своего лидера, как правило, жесткого и волевого, способного осуществить реальное руководство. Партнерский стиль управления (демократический, коллективный) – руководитель реализует преимущественно коллегиальное управление, принятие решения осуществляется «снизу вверх» - сначала собираются мнения руководителей низшего звена, а затем вырабатывается решение на высших этажах власти. Руководитель эффективно использует механизмы самоуправления в своем коллективе и, как правило, опирается на неформального лидера в работающей группе. Руководитель партнерского склада предпочитает формулировать задания в виде постановки общей задачи, при этом сам подчиненный составляет перечень конкретных задач и выбирает методы и способы их решения. Партнерский стиль успешно применим в творческих коллективах, а также при наличии высокого, неоспоримого авторитета руководителя, который часто держится в своем коллективе не как начальник, а как партнер, соратник, а сотрудники выступают в качестве единомышленников. В настоящее время в России только теоретически можно говорить об эффективности партнерского стиля в банковской сфере, которая с ее четкой иерархией требует пока от эффективного руководителя именно жесткого стиля управления. Руководитель с ориентацией на власть умеет защитить и себя, и свой банк, и своих подчиненных. Он умеет взять на себя ответственность, принять важное решение, достигнуть поставленных целей и преодолеть возникающие трудности. Банковская сфера ждет прихода нового типа руководителя, который умеет быть жестким в деле, но мягким в отношениях с людьми. Эффективность такого руководителя в российских банках очень высока. Лидер данного профиля требователен и строг со своими подчиненными, но всегда стремится проявить заботу по отношению к ним в психологическом и финансовом планах. Стиль управления, направленный на личное самоутверждение. В период появления больших денег руководитель начинает действовать с ориентацией на личное самоутверждение: перестает воспринимать критику, увольняет сотрудников без объяснения причин, становится неограниченно авторитарным, начинает ценить работников не за их деловые и профессиональные качества, а за наличие у них связей и финансовых возможностей. Такой лидер часто принимает решения, являющиеся выгодными для него лично, но приносящие вред общему делу. В банке возникают конфликты по причине того, что многие работники начинают чувствовать себя «средством» в достижении личных целей вышестоящего руководителя, поэтому они выражают недовольство, неподчинение, что сопровождается постепенным снижением эффективности деятельности банковского учреждения. Стиль руководства, направленный на достижение общего успеха. В
последнее десятилетие Руководитель, имеющий ориентацию на достижение общего успеха, принципиально иначе проявляет себя на работе и строит отношения с подчиненными – он более демократичен. В своих сотрудниках он ценит в первую очередь их профессиональные и деловые качества, подчеркивает свое уважение к ним. Такой руководитель умеет угадывать дальнюю перспективу и выявлять общие закономерности в развитии событий, определять необходимые новшества, которые могут принести в будущем принципиальное улучшение деятельности банка, разрабатывать проект и программу нововведений, четко планировать конкретные задачи. Можно
сделать вывод, что в современных
условиях в банковской сфере наиболее
эффективны: лидер с жесткой ориентацией
на содержательно деловые стороны
работы и мягкой ориентацией на взаимодействие
с коллегами и подчиненными и лидер, имеющий
стратегическую ориентацию на успех общего
дела и умеющий предпочесть общие цели
своим личным потребностям. Кроме того,
эффективный руководитель имеет еще и
такие особенности: гибкость, способность
применять комбинированные стили с элементами
жесткости, мягкости и партнерства, умение
чувствовать стремления коллег и подчиненных,
выбирать стиль руководства в зависимости
от трех факторов: ситуации, индивидуальных
особенностей партнера и своего характера.
ГЛАВА 2 Формирование и развитие кадрового потенциала банка Понятие
развитие персонала часто приравнивают
к понятиям обучения и повышения
квалификации. Однако на самом деле
под развитием персонала Привлечение персонала, как и обучение, и повышение его квалификации, являются лишь частью развития персонала (приложение 2). Ступени развития персонала. Развитие персонала начинается с его привлечения и подбора. Кредитные учреждения во все большей степени стремятся привлечь коммуникабельных сотрудников, которым общение с клиентами приятно, которые способны с открытостью относиться к другим людям и охотно работают в команде. Так как такие качества развитию поддаются трудно, самой важной частью развития персонала является его верный подбор. Тем не менее, новый сотрудник лишь в самом редком случае в полном объеме будет отвечать требованиям нового места работы. К тому же со временем требования могут изменяться или же через некоторое время сотруднику может быть поручена иная область задач с другими требованиями. Поэтому при любом новом назначении необходима тщательная тренировка со стороны непосредственного начальника и (или) других сотрудников соответствующего отдела. Недостающие знания, навыки или квалификацию необходимо восполнять профессиональным опытом на рабочем месте и путем обучения и повышения квалификации. Развитие
персонала, в частности продвижение обладающих
руководящим потенциалом сотрудников,
является неотъемлемой задачей любого
руководителя. Ведь начальник лучше всего
видит необходимость в повышении квалификации
и потенциалов своих сотрудников. Он является
первым и наилучшим тренером для своих
подчиненных. Руководитель должен поддерживать
сотрудника советом, помощью и идеями,
и помогать ему успешно справляться со
своими задачами и, возможно, готовиться
к выполнению более высоких профессиональных
и руководящих задач. 2.1. Привлечение новых сотрудников банка и их отбор Под
привлечением персонала понимаются
все меры, которые принимаются
для своевременного удовлетворения
потребностей кредитного учреждения в
персонале подходящими Определение будущей потребности в персонале. В рамках планирования потребности в персонале сначала определяют будущую потребность в персонале. Рекомендуется планирование от среднесрочного до планирования на длительную перспективу от трех до пяти лет.
Рис.1
Планирование
персонала Результатом
планирования персонала является определение,
сколько сотрудников Определение требований. После того, как определена будущая качественная потребность в персонале, необходимо определить требования (квалификацию, знания, способности, поведение…), которым должны отвечать сотрудники для того, чтобы они могли выполнять свои задачи. Этот процесс также называют определением профиля требований замещаемых рабочих мест. Привлечение персонала изнутри. Большинство кредитных учреждений покрывают свои потребности в персонале благодаря систематическому профессиональному обучению, так как внешний рынок труда зачастую не может предоставить нужного количества и качества персонала. Кроме того, многие кредитные учреждения придерживаются таких принципов кадровой политики, при которых свободные места заполняются преимущественно собственными сотрудниками. Тем самым они открывают перед своими сотрудниками шансы на повышение, работники более охотно считают учреждение своим и содействуют улучшению климата на производстве. Как правило, новая должность ставит перед сотрудником другие и более высокие требования, то есть такое перемещение связано с профессиональным ростом. Поэтому и изыскание персонала изнутри, то есть замещение свободного места собственным сотрудником, вряд ли возможно без основательной тренировки и помощи в повышении квалификации. Привлечение персонала извне. В результате планирования потребностей в персонале может оказаться, что для конкретного рабочего места необходимо нанять дополнительный персонал, например, потому, что среди уже имеющихся сотрудников нет ни одного, который обладал бы необходимой квалификацией, или потому, что в интересах предпринимательской политики необходимо влить свежую кровь извне. Сотрудники извне часто дают учреждению новые импульсы и сотрудники внутри с большей готовностью принимают их в качестве начальника, чем бывших равных им сотрудников. К тому же, замещение вакансий из внутренних резервов не может решить количественного аспекта потребности в персонале, потому что перемещенный на новую должность сотрудник оставляет за собой вакансию, которую, как правило, тоже нужно заместить. В крайнем случае, замещение вакансии за счет собственных сотрудников может повлечь за собой цепь перемещений, в конце которой в наиболее благоприятном случае окажется свободное место для новичка в профессии. Определение адресатов. В зависимости от ситуации на рынке и от предъявляемых к замещаемому рабочему месту требований, меры по привлечению персонала могут адресоваться к выпускникам средней школы, начинающим после получения профобразования свой трудовой путь, выпускникам высших учебных заведений, ищущим работу, безработным или ищущим работу, но еще не занятым. Если, например, нужен дополнительный сотрудник для обслуживания клиентуры, может оказаться целесообразным подготовить к работе у окошка подрастающего специалиста, который находится на пороге завершения своего образования и уже думает о постоянном месте работы. Если же, к примеру, известно, что руководитель отдела кредитов уходит на пенсию, а никто из собственных сотрудников не подходит в качестве кандидата, то кредитному учреждению следует начать поиски подходящего преемника на внешнем рынке труда примерно за год до намеченного замещения должности. Привлечение персонала. Целью привлечения персонала является обращение к соответствующим заинтересованным лицам, либо попытаться убедить в привлекательности вакантного места таких кандидатов, ищущих работу, которые уже заявляли о своей заинтересованности без приглашения. Если нет кандидатов из внутренних резервов, учреждению следует сначала подобрать подходящих кандидатов из уже имеющихся заявок извне. Если таких нет, или есть лишь малоинтересные, учреждению самому придется обратиться к потенциально заинтересованным лицам. Для этого существуют следующие возможности: · запросы к бирже труда или другим организациям, занимающимся вопросами трудоустройства; · контакты со школами и университетами; · объявления в региональных или межрегиональных ежедневных и еженедельных газетах; · объявления в профессионально специализированных периодических изданиях; · поручение консультанту по кадрам. В процессе привлечения персонала необходимо обращать внимание на то, чтобы потенциальный кандидат был, как можно шире проинформирован об учреждении, будущем рабочем месте и требованиях, которые он должен будет выполнять. Объявление о вакансии, в первую очередь, должно оказывать привлекающее воздействие, то есть быть обращенным к как можно большему числу подходящих кандидатов, для чего в объявлении на первом плане должна быть привлекательность объявленной вакансии. В то же время, объявление должно оказывать избирательное воздействие, то есть приводить к тому, чтобы, по возможности, неподходящие кандидаты не подавали заявок. Подбор персонала. При подборе персонала речь идет о том, чтобы из числа намеченных заинтересованных лиц и подавших заявки (приложение 3) кандидатов выбрать тех, кто лучше всего отвечает требованиям вакансии. Для этого необходимо выявить показатели пригодности кандидатов (способности, знания, опыт…) и сравнить их с заранее определенными показателями требований по свободному месту. Тут необходимо избегать ошибок, которые могут возникать как следствие недостаточной или чрезмерно высокой квалификации. На практике обычно применяют следующие процедуры выбора: · анализ поданных с заявкой документов (свидетельства, биография, характеристики…); · собеседования при найме (в свободной или подготовленной заранее форме); · психологические тесты; · использование метода оценки личности, при котором происходит моделирование типичных для соответствующего рабочего места ситуаций (консультирование клиентов или обработка входящей почты) и когда кандидатов оценивают несколько специально подготовленных наблюдателей. В большинстве учреждений в центре процесса подбора кандидатов находится личная беседа с кандидатом. В такой беседе следует стремиться к следующим целям: · кандидат и работодатель должны познакомиться; · кандидат должен получить возможность доказать свои способности, знания и опыт, и изложить свои цели; · работодатель должен получить возможность разъяснить кандидату требования вакансии и вместе с ним зафиксировать цели возможного сотрудничества. Завершение процесса привлечения персонала. Если достигнуто достаточное взаимопонимание между производственными ожиданиями и личными предпосылками кандидата и выбор сделан, следует соблюсти еще дальнейшие формальные шаги: · необходимо получить согласие представляющего персонал органа (совета по вопросам персонала) на нанимающем на работу учреждении (право участия персонала в принятии решений); · кандидат должен получить предложение о заключении с ним договора только после согласия со стороны представляющего персонал органа; · остальным
подавшим заявки кандидатам отказ может
быть направлен только после того, как
выбранный кандидат поставил свою подпись
под предложением о заключении с ним договора
и прислал его обратно. 2.2. Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала При приеме на работу специалистов даже при условии конкурсного отбора, проведения тестирования кандидатов, организации профессиональных собеседований при помощи опытных специалистов банка не всегда выявляются пробелы в их квалификации. Задача профессионального обучения – устранить их, приведя квалификацию сотрудника в соответствие с требованиями, предъявляемыми к его должностному положению. Сотрудник, принятый на работу какое-то время назад и в то время полностью удовлетворявший требованиям своей деятельности, сегодня также требует пополнения своих знаний (доучить иностранный язык, перейти на новую операционную компьютерную систему, изучить ряд новых документов и т. д.). Серьезным фактором успешного развития кадровой работы банка является создание банковского обучающего центра. Без серьезных изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе банка. Семинары, стажировки за рубежом не могут заменить постоянной целенаправленной работы по обучению, переподготовке, информированию сотрудников. Реализация стратегии успешного повышения квалификации сотрудников заключается в идее «идти от профессиональных знаний и навыков сотрудника на его реальном рабочем месте». Надо, чтобы конкретное рабочее место было описано набором требований к знаниям, умениям, навыкам сотрудника, занимающего это место, причем с учетом перспективы развития этого места и, естественно, сотрудника. И эта разница между требованиями к работнику и реальным уровнем его квалификации является базой для выбора схемы обучения. Примерный спектр услуг банковского учебного центра может быть следующим: · осуществление таких форм повышения квалификации как курсы, семинары, стажировки, в том числе по иностранному языку и компьютерной подготовке. С каждым обучающимся заключается соответствующий контракт, и в случае его нарушения включаются штрафные санкции; · определение (совместно с руководителями подразделений банка) необходимого объема требуемых знаний и форм текущего обучения сотрудников; · регулярная оценка профессиональных качеств работника, уровня его квалификации, соответствия имеющихся знаний и навыков должностной инструкции; · инструктаж по вновь вводимым банковским технологиям; · информационное обеспечение сотрудников. Можно
рекомендовать следующий · вновь принимаемые сотрудники (кроме технического персонала) в период испытательного срока проходят 8 – 16-часовой вводный курс (с отрывом от производства) по изучению соответствующих нормативных документов, структуры банка, основных направлений и принципов работы; · принимаемые вновь или назначаемые на новую должность руководители, а также перемещаемые в должности специалисты проходят после назначения с отрывом от работы соответствующий 24 – 32-часовой курс обучения; · руководители структурных подразделений банка, как правило, должны проходить обучение по одной из программ, определяемых руководством отдела (на курсах, семинарах, в институте повышения квалификации, либо стажируются в России или за рубежом); · работники массовых профессий (операционисты, кассиры) ежегодно должны обучаться на курсах повышения квалификации; · все работники банка должны проходить инструктаж по мере выхода новых нормативных и распорядительных документов, относящихся к их деятельности. Остальные виды обучения сотрудников определяются руководителями подразделений на основе ежегодных планов повышения квалификации. Рекомендуется также создание в учебном центре сектора оценки профессионального уровня, деловой квалификации работников и знания инструктивных документов. Главная задача – систематическая проверка профессионального уровня сотрудников и соответствия их должностной инструкции. Для
повышения эффективности · возможность для специалиста сохранить работу в банке, если к нему ранее предъявлялись претензии в отношении недостаточной квалификации; · стремление специалиста получить повышение в должности или в зарплате; · интерес сотрудника к овладению новыми знаниями и навыками с целью приобретения смежной банковской профессии; · желание сотрудника в перспективе занять руководящую должность в банке. Много вопросов возникает с проблемой преподавателей учебного центра – ключевого звена качественных изменений в профессиональной годности специалистов. Западные учебные центры используют прекрасный вариант ротации специалистов ведущих подразделений для их временного перевода на преподавательскую работу в обучающие подразделения. В этом случае за специалистом, переведенным из подразделения в учебный центр, сохраняется рабочее место. Обычно он возвращается на рабочее место через год-полтора, ничего не теряя в условиях оплаты. В наших же условиях, во-первых, никто не хочет отпускать в учебный центр сильных специалистов (а слабым обучать вообще противопоказано), во-вторых, никто не гарантирует сохранность их рабочего места и зарплаты. Главное специалисты боятся профессионально отстать от бурно текущих банковских процессов и технологий. Качественное решение проблемы повышения квалификации предполагает обучение не отдельных сотрудников подразделения, а, желательно, всего подразделения. В противном случае теряется эффект от обучения отдельных групп и сотрудников. В крайнем случае, должна составляться группа людей (критическая масса обучаемых), повышение квалификации которых положительно повлияет на профессионализм подразделения в целом. Следует стремиться к тому, чтобы учебный центр стал еще и центром обучения клиентов банка, в том числе их умению работать с банковскими продуктами, находить оптимальные финансовые и организационно-управленческие решения. Рекомендации при организации обучения персонала банка. Прежде всего, это создание специализированных подразделений – учебного центра или отдела по подготовке кадров. В таких структурах должны работать профессионалы, знакомые с опытом обучения в коммерческих структурах. При организации обучения необходим жесткий принцип материальной ответственности преподавателя (плохо научил – переобучи за свой счет) – слушателя (обучение – дорогостоящий процесс, решил уйти раньше установленного срока на другую работу – компенсируй затраты банка на обучение). Лучший
вариант обучения – на рабочем
месте, через знание того, что плохо
дается сотруднику на его рабочем
месте, в его рабочей технологии.
В этом случае от преподавателей требуется
умение оперативной диагностики
знаний, навыков, профессиональной подготовки
сотрудников. Нужно иметь специалистов-преподавателей,
обучающих сотрудников на рабочих местах,
и способных оценить тот необходимый для
успешной работы уровень знаний. Конечно,
само обучение и тренинг можно и нужно
проводить в стационарных условиях, где
для этого имеются необходимые учебные
технологии и оборудование. Но акцент
должен быть на диагностике применительно
к реальной рабочей ситуации. Главное
в работе с сотрудниками учебного центра
– авторитетность их знаний и навыков.
Не надо экономить деньги на оплату труда
преподавателя – убытки от безграмотного
специалиста будут еще больше. 2.3. Процедура аттестации сотрудников банка Существенную роль в развитии персонала банка играет аттестация сотрудников, которая, как правило, проводится ежегодно, позволяет оценить состояние трудовых ресурсов, подвести итоги работы с кадрами за год, сформулировать задачи развития персонала на перспективу. Процесс аттестации можно разделить на несколько последовательных этапов. Первый этап. До начала аттестационной кампании председатель Правления (либо ответственный за ее реализацию член Правления) проводит инструктивное совещание с руководителями подразделений, на котором подчеркивается их роль в объективной оценке деятельности сотрудников. При этом обращается внимание на необходимость выделения в процессе аттестации наиболее значимых для банка специалистов, а также оценки их сильных и слабых сторон, перспектив обучения и планирования карьеры. Второй этап. Непосредственно перед началом аттестации представители службы персонала подробно обсуждают с руководителями каждого подразделения техническую часть аттестационной работы и особенности оценки деятельности отдельных сотрудников с учетом их специфики и перспектив. В частности, при проведении беседы с аттестуемым руководителям рекомендуется выяснять степень удовлетворенности работой в банке, в конкретном подразделении, в должности; наличие служебных и личных интересов, влияющих на мотивацию работы; видение своих служебных перспектив. На этом этапе с каждым сотрудником аргументированно обсуждаются как недостатки в его деятельности, так и успехи. Третий этап. В процессе аттестационной кампании руководители сначала заполняют типовую аттестационную анкету, характеризующую деятельность каждого сотрудника за конкретный период по нескольким стандартным позициям (как правило, по 10-16 показателям). Например: профессиональная квалификация; качество выполняемой работы; умение планировать рабочее время; творческий потенциал; исполнительность; контактность в коллективе; самостоятельность в работе; способность к деловому общению; умение излагать собственные мысли; восприятие критики в свой адрес; дисциплинированность; отношение к банку. Количество позиций и формулировки крайних (низшей и высшей) оценок по каждой из них согласовываются заранее и вносятся в типовую аттестационную анкету. Каждая позиция оценивается определенным количеством баллов. Если речь идет о таком показателе, как «качество выполняемой работы», то низший балл соответствует формулировке «результаты работы должны постоянно существенно переделываться», а высший – «результаты работы всегда высшего качества». Остальные баллы ставятся по нарастающей. В итоге суммируется общий балл. В конце аттестационной анкеты руководитель пишет выводы и рекомендации. С результатом аттестации знакомят сотрудника под расписку и проводят с ним беседу. Каждый аттестуемый вправе высказать свое мнение о результатах аттестации, которое по его желанию фиксируется в аттестационной анкете, оценочном листе. Далее аттестационные анкеты передаются вышестоящему руководителю для окончательного утверждения. Его задача – разобраться в том, насколько объективны оценки, выставленные аттестующим, что очень важно для планирования карьеры сотрудника. Служба персонала подводит итоги аттестационной кампании, а затем в письменном виде представляет Правлению банка для принятия соответствующих кадровых решений. Как
правило, на аттестационный период создается
комиссия, в задачу которой входит
разрешение всех спорных вопросов или
возможных конфликтных От
формы и содержания аттестационной
анкеты, а также от технологии проведения
аттестационной компании зависят ее
качество и мобильность, что позволяет
администрации эффективно руководить
персоналом. При этом большой объем анкеты
не усложняет и не увеличивает сроки аттестации.
Многие банки используют анкеты, составленные
на 4 – 6 листах, и проводят аттестацию
два раза в год, успевая своевременно реализовать
выводы и предложения, указанные в них.
Чтобы объективно сравнить итоги аттестации
сотрудника с предыдущими результатами,
следует придерживаться одних и тех же
содержания аттестационной анкеты и системы
баллов. Кроме того, необходимо обращать
внимание на изменение обязанностей аттестуемого
за период между аттестациями. 2.4. Сокращение численности персонала банка Вопрос
о высвобождении персонала Высвобождение
работников по инициативе администрации
в связи с вынужденным Статья 34 КзоТа РФ предусматривает порядок отбора сотрудников для оставления на работе при сокращении штата. В статье указывается, что преимущественное право имеют работники с более высокой производительностью труда и квалификацией. Отмечается также, что в случаях равной квалификации предпочтение отдается сотрудникам, имеющим более сложное социальное и семейное положение. Преимущество отдается: · сотрудникам, имеющим двух и более иждивенцев; · лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; · специалистам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях; · работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы в этой организации; · тем, кто вскоре должен перейти на пенсию. Увольнение должно быть всесторонне обоснованным, с оформлением всех необходимых документов. От человека нельзя ожидать при увольнении разумного поведения, требовать «немедленно покинуть помещение», тем более что необходимо решить многие организационные проблемы: сдать дела, ключи, оформить обязательства о неразглашении конфиденциальной информации, сменить пароли в компьютерах, к которым бывший сотрудник имел доступ. Утром
последнего дня работы (но не в коем
случае не перед выходными или
праздниками, чтобы человек в
самые тяжелые первые дни не оставался
наедине со своими мыслями) с увольняемым
сотрудником проводится «прощальная беседа»,
которая продолжается около 20 минут и
по возможности в непринужденной обстановке.
В ходе беседы руководитель успокаивает
и подбадривает бывшего сотрудника, обещает
ему всяческую помощь и содействие вплоть
до устройства на новую работу. ГЛАВА 3 Стимулирование персонала 3.1. Мотивация к труду банковского персонала С позиции стратегии, направленной на формирование сильного банка, центральным вопросом является вопрос о мотивации к труду, заинтересованности банковского персонала в эффективной работе. Менеджмент и маркетинг, высокопроизводительный труд могут состояться на деле только тогда, когда решен именно этот вопрос. Мотивация к труду может осуществляться через принуждение, страх. Страх способен сделать свое дело, но при этом он порождает другие желания, совсем не совпадающие с желаниями других. Вопрос, однако, состоит в том, чтобы желание достичь конечного результата было всеобщим. Как же сделать так, чтобы без принуждения, без страха банковский коллектив был единым в своем желании достичь более эффективной работы? Решить
эту проблему можно с помощью
морально-психологических 1. Создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой. Для того, чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно содержать известную долю риска и возможность добиться успеха. 2. Присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности. 3. Признание, которое может быть личным и публичным. Суть личного признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству банка, представляются ему, их персонально поздравляет администрация по случаю праздников и семейных дат. 4. Награждение работников за особые трудовые заслуги орденами и медалями, почетными грамотами, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и званий лучших по данной профессии, объявление благодарности. 5. Работникам, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются преимущества и льготы в области социально-культурного обслуживания, при продвижении по служебной лестнице. 6. Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе. Перечисленные
морально-психологические Остается одно – мотивация к труду через надежду получить высокую выгоду. Там, где этот принцип применяется последовательно, результаты не заставляют себя ждать. Когда трудятся ради результата, от которого лично и заметно выигрывает каждый сотрудник и весь коллектив, когда каждый чувствует себя сопричастным к этому результату, эффект приходит незамедлительно. Существуют
десятки приемов, реализующих эту
идею. Банки, например, практикуют акционирование
своего капитала, разрабатывают Политика мотивации персонала нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это непосредственно побуждает персонал к развитию потенциальных способностей, к более интенсивному и продуктивному труду, к творческому отношению к труду. Требования
творческого подхода работников
к труду обусловили: повышение
их самостоятельности и 3.2.
Планирование внутрибанковской
карьеры и подготовка
резерва Деловая карьера – это продвижение работника по ступенькам служебной лестницы или последовательная смена занятий, как в рамках отдельного банка, так и на протяжении жизни. Деловая карьера – один из способов стимулирования персонала к более эффективному труду, который сводится к проведению мероприятий, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и банка способом. Необходимость управления карьерой связана с тем, что большинство людей обычно в этих вопросах пассивны. Поэтому в современном банке обязательным является планирование деловой карьеры. Оно предполагает изучение интересов и возможностей сотрудников, постановку ими личных целей и определение с помощью руководителей и кадровых служб различных вариантов продвижения. В планировании деловой карьеры должны быть заинтересованы как администрация, так и сотрудники. Администрация рассчитывает на повышение эффективности деятельности учреждения, а сотрудники надеются в перспективе занять более престижную и высокооплачиваемую должность. Для руководителей и специалистов, чей «потенциал повышения» исчерпан, но которые могут принести большую пользу организации, все более широкое распространение получает горизонтальная карьера. Она связана с овладением работника новыми сферами деятельности, что позволяет постоянно поддерживать интерес к работе. К набору средств, способствующих решению этих задач, в частности, следует отнести: · стимулирование руководством стремления сотрудника постоянно повышать качество работы на своем участке; · выражение администрацией заинтересованности в обучении специалиста с целью повышения квалификации; · организация стажировок для сотрудника на смежных должностях в своем отделе и в смежных подразделениях; · проведение временных ротаций персонала как в одном подразделении, так и внутри банка с предоставлением в отдельных случаях возможности занимать более высокие должности. При планировании карьеры сотрудников банка администрация должна учитывать следующие обстоятельства. Продвижение сотрудника по должности потребует повышения заработной платы, т. е. увеличения расходов на содержание персонала. Кроме того, затраты администрации на обучение и повышение оплаты труда сотрудников должны быть оправданы повышением доходности банка. Поэтому целесообразно сосредоточить усилия на планировании карьеры наиболее перспективных сотрудников, способных с карьерным ростом давать большую отдачу и увеличивать прибыль банка. К тому же внимательное отношение руководителей к карьере наиболее ценных сотрудников будет способствовать закреплению их в банке. С такими специалистами руководители подразделений и службы персонала должны проводить постоянную работу, разъясняя, что продвижение по службе – это сложный, трудоемкий процесс, требующий большой отдачи и сознательности. Реализация системы планирования карьеры требует активного участия в этом процессе самого сотрудника, руководителей всех рангов, а также службы персонала. Частью планирования карьеры сотрудника является подготовка резерва для замещения руководящих и ключевых должностей в банке, основной задачей которой является подбор и обучение дублеров на случай освобождения (запланированного или по непредвиденным обстоятельствам) таких должностей. Система подготовки резерва является сложным и длительным процессом и строится по следующим основным этапам: · определение ключевых и руководящих должностей, для которых желательно подготовить дублеров; · отбор кандидатов для этих целей; · планирование подготовки дублеров; · контроль за реализацией планов и оценка прогресса подготовки; · определение окончательной готовности дублера к назначению на должность. Существует два подхода к реализации этой задачи – конфиденциальный и легальный. Конфиденциальный подход – это отбор и подготовка дублеров без широкой огласки намерений руководства среди сотрудников банка. О планах подготовки знают руководители, служба персонала и сами дублеры. Обычно такого подхода придерживаются руководители, которые в работе с персоналом стараются избегать появления конкуренции, соперничества, противостояния в своих коллективах. Руководители стараются создать впечатление, что все должностные изменения, назначения и перемещения происходят естественным путем, исходя из сложившихся на данный момент обстоятельств. При легальном подходе руководители открыто подчеркивают неодинаковое отношение к своим сотрудникам, сознательно противопоставляя одних специалистов другим в зависимости от результатов их труда. В этом случае дублеры объявляются официально, при этом указываются цели и задачи их подготовки. Независимо от различий в этих подходах работа с дублерами ведется с учетом трех основных критериев: · соответствия индивидуальных характеристик дублера профилю идеального сотрудника для намеченной должности; · оценки результатов работы дублера на ранее занимаемых должностях; · соотношение возраста дублера с его потенциалом и оценки необходимых усилий по его подготовке к занятию планируемой должности. Кандидаты в дублеры отбираются на основании рекомендаций, сделанных при аттестации сотрудников. Целесообразно обратить особое внимание на неформальных лидеров в коллективах, которые могут стать неплохими руководителями среднего звена. Планы подготовки дублеров сугубо индивидуальны. Они предусматривают конкретные мероприятия, которые необходимо осуществить, чтобы ликвидировать у специалиста те пробелы в знаниях, поведении, мотивации, опыте работы, которые являются препятствием для его назначения на намеченную должность. При этом основной акцент следует делать на получении практического опыта работы по должности (стажировка, временное замещение), в процессе которого дублер пополнит знания и навыки, а его руководитель оценит достижения в его подготовке. Затем по результатам оценок делаются конкретные выводы. Хорошо
организованная подготовка дублеров является
эффективным средством оптимизации использования
персонала, подбора и перемещения руководящих
кадров, обеспечения преемственности
руководства, а на этой основе повышения
эффективности работы банка. 3.3. Корпоративная культура банка В настоящее время много говорят о корпоративной или организационной культуре банка. Она проявляется в тонких, едва уловимых социально-психологических особенностях внутренней атмосферы, царящей в коллективе банка, его ценностях и целях, наличии негласного кодекса правил, которые выполняются сотрудниками. Организационная культура банка проявляется также и в его внешнем имидже, в том, как о нем говорят партнеры из банковской среды, клиенты (частные и юридические лица), средства массовой информации. Так, об одном банке говорят: «Солидный, устойчивый, надежный»; о втором – «Рискованный: либо много выиграешь, либо проиграешь все»; о третьем – «Банк-однодневка» и т. д. Каждое банковское учреждение имеет свое «лицо», не похожее на другие. Банк не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писаных и неписаных правил, законов жизни данного банка, не выбирают определенного отношения к своей работе, к банку, клиентам, коллегам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения, правила организации и создают корпоративную культуру банка. К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру конкретного банка, относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, госорганизациям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей. Успех банка может в большей степени зависеть от силы корпоративной культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные корпоративные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Сильной корпоративной культуре присущи следующие параметры: · внимание к результатам деятельности; · «клиент – во главе внимания»; · личная ответственность за результат; · продвижение по способностям; · вознаграждение сильнее наказания; · открытое общение; · активный руководитель, участвующий во всей деятельности банка… |
Информация о работе Кадровая стратегия банка и ее особенности в современном России