Эластичность спроса и конкуренция производителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать спрос, его эластичность и конкуренцию производителей.
Для достижения своей цели я поставил перед собой следующие задачи:
1)изучить сущность спроса и его эластичность;
2)рассмотреть характеристику конкуренции производителей;
3)охарактеризовать конкуренцию производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел I Сущность спроса и его эластичность…..................................................5
Раздел II Характеристика конкуренции производителей ……………............16
Раздел III Конкуренция производителей в условиях современного финансово-экономического кризиса…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая Айрат.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

     К нелегальным методам неценовой  конкуренции относятся промышленный шпионаж, выпуск товаров, по-видимому, не отличающегося от первоначального продукта, но гораздо ниже по качеству, и поэтому, как правило, 50% дешевле, переманивание профессионалов, обладающих коммерческой тайной, закупку образцов с целью их  копирования.

     Таким образом, конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

     Рыночная  конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства. Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

 
 
 
 

 
Раздел  III Конкуренция производителей в условиях современного финансово-экономического  кризиса.

       Факторы, влияющие на конкуренцию,  в современных условиях достаточно  четко и устойчиво разделились  на две группы. В первую группу (положительное влияние на конкуренцию)  попали шесть факторов: степень  удовлетворенности спроса и наличие  избыточных мощностей, курс рубля, возможности ухода с рынков, договоренности о ценовой политике и разделе рынков сбыта, административная защищенность рынков, наличие потенциальных конкурентов. Во вторую группу (отрицательное влияние) попали три фактора: уровень концентрации производства, размер транспортных издержек, проблема поиска поставщиков и потребителей для нового производителя.17

       Основной помехой развитию конкуренции производители считают проблему поиска поставщиков и потребителей. Указанная причина имеет итоговое отрицательное влияние на конкуренцию во всех отраслях промышленности. Особенно велико конечное сдерживающее влияние этого фактора в металлургии, лесопромышленном комплексе, промышленности строительных материалов и машиностроении.

        Достаточно существенным препятствием конкуренции предприятия считают высокие транспортные издержки. Самое сильное отрицательное влияние на конкуренцию транспортная составляющая издержек имеет в промышленности строительных материалов, черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли.

         Самое умеренное итоговое негативное влияние на уровень конкуренции оказывает степень концентрации производства. Как показывают расчеты, включенные в мониторинг, факторы оказывали не слишком значительное исходное усиливающее воздействие на уровень конкуренции.

     Наличие потенциальных конкурентов, которые  могут быстро вторгнуться на привлекательные  рынки, возглавляет перечень факторов, которые в результате оказывают  итоговое положительное влияние на конкуренцию в российской промышленности.

         Отсутствие (или неэффективность) административной защиты рынков сбыта  в конечном итоге занимает  второе место и оказывает сильное позитивное влияние на уровень конкуренции. Это окончательное положительное влияние на конкуренцию во всех секторах. Можно предположить, что активная борьба с регионализации рынков и традиционное российское игнорирование законов сделали свое дело: производители получили единый национальный рынок, перемещение товаров, которые ограничиваются больше транспортными расходами, а не административными барьерами.

      Достаточно положительное воздействие на уровень конкуренции в конечном итоге оказывает небольшое количество или низкая эффективность соглашений между производителями в ценовой политике и разделе рынков сбыта. Этот фактор является, пожалуй, наиболее сложным вопросом в этом исследовании.

       Сложности ухода с рынков (вывода своих средств) для создания производств в более привлекательных секторах, в конечном итоге занимает четвертое место по силе положительного влияния на конкуренцию, и лишь немного уступает предыдущим фактором. Тем не менее, этот факт вряд ли может быть оценен положительно. Компании считают, что в этой ситуации сложно ликвидировать неконкурентоспособное производство и вынуждены поддерживать убыточный выпуск  неконкурентоспособной  продукции.

       Высокая удовлетворенность платежеспособного спроса и наличие избыточных мощностей замыкает список факторов, оказывающих в итоге положительное влияние на конкуренцию.

       Также на конкуренцию в современном этапе влияет бренд и имидж товаров. Зачастую аналогичные товары различных фирм имеют практически одинаковые качества, различаясь разве что имиджевыми характеристиками.

     В современных условиях развития потребительского рынка выбор товаров и услуг  зачастую определяется известностью бренда. Многие российские производители опережают иностранных производителей по качественным характеристикам товаров, но позиционированию бренда уделяют недостаточное внимание, что приводит к снижению продаж.

     Виды  барьеров, которые  строят монополист для  охраны своей сферы  влияния на современном  этапе:18

         · Юридические барьеры. Например, правители устанавливали в прошлом  государственные монополии на  некоторые виды бизнеса. Чтобы  заняться этим видом бизнеса  фирма должна приобрести государственную лицензию. Виды лицензий – на организацию работы радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, на право охоты (лицензии на отстрел лосей, медведей и пушных зверей), право на рыбную ловлю в промышленных масштабах, право на изготовление и продажу спиртных напитков и т.д. Патент на изобретение позволяет монопольно производить товар на основе этого изобретения, поэтому конкуренты вынуждены покупать этот патент.

          · Естественные барьеры. Первый  пример – это природные монополии, когда фирма покупает участок земли, где расположено уникальное месторождение полезных ископаемых, например, в России – это месторождение меди и никеля в Норильске. Второй пример - это технико-экономические монополии, когда просто невыгодно в одном городе строить две системы канализации, водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и проводных телефонных сетей. Что касается последней монополии, то на этот рынок вторглись кампании мобильной телефонной связи – Utel, МТС, Билайн, и т.д. С помощью установки газовых и электрических котлов в отдельной квартире сети газоснабжения и электроснабжения составили некоторую конкуренцию теплосетям. Если хозяина частного коттеджа не устраивают высокие цены за услуги по водоснабжению, он имеет возможность качать воду из собственной скважины. Если его не устраивают высокие цены за центральное теплоснабжение, то, в крайнем случае, он может перейти на отопление с помощью печей на дровах. В загородном доме не помешает иметь печь и запас дров на случай аварии тепло - и газосетей, не помешает иметь несколько котлов, работающих на разных видах топлива. Самыми крупными монополиями являются энергетические, транспортные, нефтяные и газовые. Например, Газпром.

     Способы и методы, которые  применяют монополии для получения огромной прибыли и защиты от проникновения на свой рынок конкурентов:19

     · Корнер – тайное соглашение между  купцами или производителями  о временном изъятии с рынка  какого-то своего товара, чтобы искусственно создать временный дефицит и  рост цен на этот товар. После этого дефицитный товар выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенную прибыль.

     · Поглощение – скупка конкурирующих  фирм, которые сбивают цену у монополиста.

     · Картель – соглашение между олигархами о разделе рынка сбыта и согласовании объёмов продаж и уровня цен для каждого из них.

     · Отраслевые холдинги – скупка контрольного пакета акций конкурирующих фирм, которая позволяет договариваться между ними об объёмах продаж и  ценах.

     · Тресты – объединения различных  предприятий с целью согласовать между собой объёмы закупок сырья, условия получения финансовых ресурсов, объёмы сбыта товаров.

     · Ценовая дискриминация – это  продажа одного и того же товара на одном и том же рынке разным покупателям по разным ценам.

     · Демпинг – продажа товара по заниженным ценам с целью разорения конкурентов, а став монополистом фирма начинает взвинчивать цены. И с избытком компенсировать потерю прибыли от демпинга. Такая тактика характерна для китайских производителей на мировом рынке.

           Рассмотрим, как повлиял современный Финансово-экономический кризис на конкуренцию производителей некоторых товаров:

         Кризис заставил россиян экономить  на продуктах, что оказалось  на руку производителям муки, недорогих круп и макаронных  изделий. Так, на Поспелихинской макаронной фабрике (Алтай) впервые за всю ее историю запущены в работу все пять линий, производящих круглосуточно продукцию под торговой маркой "Гранмулино". Причина - в резком подорожании импортных макарон, которым потребители быстро нашли более доступную по цене замену. Холдинг "Алтан" (Барнаул), один из крупных производителей макаронных изделий в России, в 2009 году планирует увеличить продажи на 20%. Растут и продажи отечественных круп, причем во всех сегментах.20

           "Премиальные крупы заменят определенной части покупателей более дорогостоящие группы товаров. Поэтому мы считаем это направление перспективным в условиях кризиса, - говорит коммерческий директор ООО "Торговый Дом Ярмарка" Андрей Капустин. - Потребление в экономическом сегменте тоже вырастет. Это будет происходить в основном за счет усилий розницы, корректирующей ассортимент на полках. Однако сенсационного роста здесь ждать не стоит. Рынок фасованной крупы восприимчив к сезонному спросу. Весна и лето относятся к периоду "несезона". Сегодня в средне ценовом и премиальном сегменте уровень продаж достаточно высок, как и интерес закупщиков к бакалейной продукции. Однако в "несезон" производители ожидают ухудшения ситуации. Обвал будет более резким, чем был бы вне кризиса. Связано это по большей части с активизацией подсобного натурального хозяйства в летний период. В условиях кризиса натуральное хозяйство будет особенно популярно. А вот средний сегмент привлечет дополнительных покупателей из ресторанов и отвлечет внимание потребителей более дорогих групп товаров".

          Результаты исследования "Розничный  рынок продуктов питания в  условиях кризиса (бакалея)", проведенного  ИК "Бизнес Порт", показали, что  наиболее востребованная крупа  на рынке в кризисных условиях - рис, и в долгосрочной перспективе спрос на него будет расти. Потребление будет обеспечиваться за счет роста отечественного производства на фоне сокращения импортных поставок.

          По мнению директора ИК "Бизнес  Порт" Евгения Пена, кризис изменит  соотношение сил на рынке круп и макарон. "Кризис выявит неэффективные компании, чья продукция не пользуется спросом, то есть очистит экономику от неэффективного производства. В результате выявления неэффективных компаний должна произойти консолидация рынка, то есть отсеются слабые компании, а более устойчивые станут еще сильнее, - говорит он. - После кризиса выживут только компании, производящие товар, и "профессиональные" посредники, создающие добавочную стоимость товару".

          Что касается макарон, то, по  мнению экспертов компании "Бизнес Порт", в условиях кризиса спрос будет расти на макаронные изделия именно из среднеценового сегмента. Дело в том, что хотя повышение цен на пачку макарон в 10-15 руб. премиального сегмента несильно ударило по карману той категории населения, которая приобретает этот продукт, но поскольку в этом сегменте представлены преимущественно импортные макаронные изделия, то сейчас, когда поставки импортной продукции снижаются из-за неустойчивого валютного курса, потребители могут не найти привычных импортных макарон и будут вынуждены переключиться на средний ценовой сегмент. А вот спрос на макароны низкоценового сегмента, по прогнозам экспертов компании, скорее всего, останется на прежнем уровне.

       Например, ОСАО «Ингосстрах» поддерживает стремление развивать конкуренцию на рынке, в том числе рынке сельхозстрахования. Но формирование конкурентной среды не означает игры без правил. Во всех сферах бизнеса есть свои правила и закономерности, а также ограничения, вызванные спецификой той или иной деятельности. Так и здесь. Если страховая компания решила заняться сельхозстрахованием с господдержкой, то ее возможности должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к этой деятельности сама жизнь. 21

     Проблема  конкуренции Российского автопрома  на примере Петербуржских предприятий:       

     В  отличие от компаний, присвоивших  право олицетворять национальный российский автопром, участники петербургского автокластера даже в условиях кризиса  больше рассчитывают на свои конкурентные преимущества, чем на протекционизм

Информация о работе Эластичность спроса и конкуренция производителей